Просмотр содержимого документа
«Правила поведения в общественных местах»
Класс – 5
Урок – 45 мин.
Тема урока: Правила поведения в общественных местах.
Цель: Формирование навыков у учащихся культурного поведения в повседневной жизни.
Задачи:
Познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах.
Развивать умение правильно оценивать себя и других в различных ситуациях.
Воспитывать уважение к окружающим людям.
Корригировать внимание, развивать речь, коммуникативные навыки у учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Наглядный материал: карточки-задания
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока:
Организационный момент.
Настрой учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Психологический настрой на урок
Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: ”Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.
Мотивационное начало.
Задание - работа в группах.
- Здравствуйте ребята и гости! Ребята у вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.
1
Слон муравью уступает дорогу;
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу.
2
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
Вы орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил:- Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я,-
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
3
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.
Перечислите их. Как можно назвать эти слова? Ответы учащихся…вежливые слова, культура общения. Для того, чтобы узнать нашу тему урока, выполните задание.
Коррекционное упражнение.
Учитель:
Слайд 1. Коррекционное упражнение «Узнай тему урока» - раздать упражнение.
Задание. В буквенном тексте вычеркнуть все буквы З. Если будете внимательны, то из оставшихся букв прочтете тему нашего урока.
Для чего нужны правила поведения в общественных местах?
Что они дают людям?
- Вот на эти вопросы мы сегодня с вами на уроке попытаемся ответить. Будем учиться быть культурными.
- Что значит быть культурными? Это значит соблюдать правила культурного поведения. Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить, чтобы родителям, учителям, воспитателям за вас не было стыдно.
Выход на новую тему.
Слайд 3. - Что мы называем общественным местом? (Общественное место - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).
- Какие общественные места вы знаете? (Кафе, улица, транспорт, школа, театр, кинотеатр).
- В общественных местах бывает немало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Все мы бываем на улице среди прохожих, в магазине – вы покупатели, в транспорте – вы пассажиры, в гостях – гости, и конечно школе, вы являетесь КЕМ? – конечно учениками.
Мы остаемся довольны, если везде у нас все сложится хорошо, ни кто нас не обидел словом или делом у нас сохраняется хорошее настроение, а все, потому что вы вели себя вежливо к другим людям и они к вам относились приветливо, сказанное слово оставляет в душе след на целый день.
Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения, правила вежливости. А вот какие эти правила, мы сегодня постараемся с вами выяснить.
- Ребята, давайте еще раз вспомним, какие места называют общественными? Ответы учащихся….
Слайд 3.
Общественное место – это место, где собирается много людей, различающихся по возрасту, положению, взглядам.
- Посмотрите на слайд, на нем вы видите сектора, которые относятся к общественным местам. Как вы видите, это не все общественные места, но вот с этими секторами мы с вами сегодня будем работать, и мы с вами постараемся изучить, а может, и сами составим правила поведения в этих общественных местах.
Все правила сводятся к одному, главному принципу:
«Уважай окружающих людей, не мешай им, не обижай их, оказывай помощь нуждающимся в ней».
- Существуют общие правила поведения: нельзя кричать и громко разговаривать, сорить, есть на ходу.
Учитель:
- Выходя утром из дома, днем выходя из школы, мы попадаем в какое общественное место?
- Правильно, на улицу. Какие правила поведения на улице нужно соблюдать?
Выходя из дома, нужно привести себя в порядок: причесаться, осмотреть свою одежду, поправить ее, протереть туфли.
По улице надо ходить, держась прямо, подтянутым шагом не вразвалочку.
При ходьбе все движения должны быть согласованными: не нужно размахивать руками или держать их неподвижно висящими.
Некультурно ходить большой компанией по тротуару.
Не сорите, не кричите на улице.
Учитель:
- Может, вы хотите дополнить свои правила поведения на улице?
-Хорошо молодцы. По улице вы прошли, соблюдая правила и дошли до остановки.
- Ребята, послушайте стихотворение.
Не балуйся на остановке
в ожидании транспорта
На остановке мальчики
Автобус поджидали.
Прыгали, как мячики,
Весело скакали.
Весело скакали:
Прыг да скок кругом.
И старенького дедушку
Толкнули в бок локтем
Ждёшь на остановке
Стой и не крутись!
А задел кого-то -
Сразу извинись!
- А какие правила поведения в транспорте вам известны?
Когда в транспорте мы уступаем место, обязательно говорим «пожалуйста», а человек, которому уступили, говорит «спасибо».
Слайд 5, 6.
1. Уступать место родителям с маленькими детьми, пожилым людям, инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками.
2. Не сорить.
Слайд 7.
3. Не кричать, чтобы не мешать окружающим.
4. Не отвлекать водителя.
5. Не есть мороженое, можно кого-нибудь испачкать. Лучше ничего не есть – прикусишь язык или уронишь на свою одежду.
И так ребята, повторим. В общественном транспорте вы:
1) спокойные;
2) доброжелательные;
3) вежливые;
4) ненавязчивые;
5) нелюбопытные.
Учитель: Дальше из транспорта мы с вами куда попадаем, конечно, в школу.
- Школа является общественным местом? Ответы учащихся…
- Какие правила поведения школьника вы знаете?
В школу приходить вовремя. Если опоздал на урок – заходить в класс можно с разрешения учителя.
В школу приходить в чистой одежде и обуви, скромно причесанными. Верхнюю одежду и обувь оставлять в гардеробе.
На урок приходить с выполненным домашним заданием, имея необходимые принадлежности.
Соблюдать тишину и порядок во время урока.
Содержать в порядке рабочее место.
Во время перемены в коридорах не мешать спокойному движению, не бегать, не кричать, не сорить.
Беречь школьное имущество.
Общаться с взрослыми и сверстниками, соблюдая правила поведения.
- Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в школе.
- В каком общественном месте вы бываете чаще всего? Я предполагаю, что в магазине.
Каждый из нас почти каждый день бывает в магазинах, больших и малых, продуктовых и супермаркетах. И каждый день (ну, или почти каждый день) мы видим, как люди, попав в магазин, ведут себя недостойно. Иногда мы и сами совершаем подобные ошибки, ведь так? Но существуют определенные правила поведения в магазине, которые помогают нам вести себя культурно.
Какиеправила поведения в магазине вам знакомы? Учащиеся перечисляют.
А сейчас прочитайте по цепочке правила поведения в магазине:
Пропусти выходящих из магазина.
Пройди в отдел нужной покупки.
Вежливо обращайся к продавцу или кассиру.
Передвигаясь по магазину, не толкайся.
Не облокачивайся на витрину.
Старайтесь бережно относиться к товарам, неважно, одежда это или продукты питания.
Громкий разговор мешает покупателям и продавцам.
Если продавец разговаривает с другим покупателем, или считает деньги, не мешайте ему, дайте закончить.
Проверяй сдачу, не отходя от кассы.
6. Физминутка.
- А теперь предлагаю всем подняться с мест и немного размяться.
С физминуткой я дружу.
Свою спину разогну.
Руки кверху подниму, (поднять руки, прогнуть спину, отвести правую ногу назад, задержаться в таком положении).
А потом их опущу.
И еще раз подниму, (поднять руки, прогнуть спину, отвести левую ногу назад, задержаться в таком положении).
И второй раз опущу.
А потом попрыгаю…
Сяду за парту я спокойно,
Чтоб вести себя достойно.
Практическая работа.
- Продолжим наш урок.
Разыгрывание реальных ситуаций
- Сейчас предлагаю вам поочередно взять у меня карточку, на которой будет написано, какое правило поведения вам нужно выполнить. Итак, начинаем. Кто первый?
Задание на закрепление новой темы.
Карточки - задания
1) Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
- Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздала, разрешите, пожалуйста, войти».
2) Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
- Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я Вам помогу» (роль бабушки выполняет одна из девочек).
3) На перемене за партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
- Нужно подойти к девочкам и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
4) Вы чихнули. Ваши действия.
- Нужно сказать: «Извините, пожалуйста».
5) Почему некультурно ходить по школе в верхней одежде, непричесанным, в шортах и майках?
(Потому, что это – неуважение к сверстникам и педагогам, так одеваются для дома или для улицы, а не для школы).
6) Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?
(Потому, что это проявление неуважения к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает движению других пешеходов).
7) Почему в общественных местах некультурно кричать, громко разговаривать, смеяться?
(Потому, что это неуважение к окружающим: у них может быть невеселое настроение, они устали…).
8) Почему некультурно мусорить на улицах?
(Потому, что это неуважение к труду дворников и другим людям, которым неприятно видеть мусор).
Молодцы, я довольна вашими ответами.
- А теперь давайте по решаем «Вежливые» задачки:
Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?»
Какие 3 ошибки он допустил? (скажите, пожалуйста, который сейчас час, спасибо)
Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый, зовёт
меня Галькой. – А как ты его зовёшь? – спросила мама. – А я его вообще
никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».
- Скажите, права ли Галя? А мальчик?
3. На сиденье, в автобусе, сидели мальчик и девочка: он у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребёнком на руках. Кто должен уступить ей место?
4. Пока отец брал билеты, Никита захватил удобное место, устроился и крикнул: папа, иди сюда скорее, я тебе место занял! Отец наклонился к уху сына и тихо сказал:….
- Ответьте, что отец мог сказать сыну?
Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости, школу, театр или в библиотеку?
Если ты съел конфетку в общественном месте, что ты сделаешь с фантиком?
Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?
Вы едете в переполненном автобусе, вам нужно выходить. Обратитесь к стоящим рядом.
Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?
Слайд 9,10 – обоснуйте правильный ответ.
Слайд 11 – Игра вежливых слов.
Практическая работа - собирание пазл.
- Ребята, вы любите собирать пазлы? (ответ –….). Вот сейчас у вас будет возможность собрать картинку. Каждый из вас соберёт из разрезанных фрагментов картинку, а что на этих картинках изображено мы с вами скоро увидим. Вопрос - что изображено на картинке?
Подведение итогов урока.
- Спасибо, ребята, за участие на уроке! Гостям спасибо за присутствие на уроке.
- Какая же была у нас тема урока? - Как вы считаете то, что мы с вами здесь сегодня изучали, пригодится ли это вам в жизни?
- Сегодня на уроке вы познакомились с правилами поведения в общественных местах, которые гласят…: («Уважай окружающих людей»).
- Вы хорошо поработали. Спасибо.
Оценивание учащихся - …
Приложение
Задания на карточках
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
Вы идете по улице. Впереди бабушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
На перемене за партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
Вы чихнули. Ваши действия.
Почему некультурно ходить по школе в верхней одежде, непричесанным, в шортах и майках?
Почему некультурно ходить по тротуарам толпой
Почему в общественных местах некультурно кричать, громко разговаривать, смеяться?
Почему некультурно мусорить на улицах?
Задание -Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными.
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.
Задание -Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными.
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил:- Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я,-
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
Задание -Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными.
Слон муравью уступает дорогу;
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу
Задание. В буквенном тексте вычеркнуть все буквы З. Если будете внимательны, то из оставшихся букв прочтете тему нашего урока.