Блюда из овощей и фруктов. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов
Блюда из овощей и фруктов. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов
Цель урока: формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов и минеральных солей при обработке овощей и фруктов; способствовать формированию умений и навыков первичной обработки овощей и фруктов оформлению блюд при приготовление салатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Блюда из овощей и фруктов. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов»
Тема урока: Блюда из овощей и фруктов.
Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов
Цель урока:
формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов и минеральных солей при обработке овощей и фруктов; способствовать формированию умений и навыков первичной обработки овощей и фруктов оформлению блюд при приготовление салатов;
воспитывать инициативу, самостоятельность и творческого начала у учащихся; развивать навыки культурного поведения за столом; умения учащихся логически мыслить.
Здоровье сберегающая цель:
Задачи: Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований при приготовление блюд; формировать знания об условиях, обеспечивающие максимальное сохранение витаминов овощей и фруктов.
Оборудование: ножи для фигурной нарезки овощей и фруктов, разделочные доски для сырых овощей и фруктов, дуршлаг для промывания сырых овощей и фруктов, предметы для сервировки стола.
Форма занятия: урок путешествие
Оборудование урока: компьютер, проекционная система
Ход урока:
1.Организационный момент – ( мотивация на позитив)
а) - Добрый день, девочки и мальчики! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.
Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок?
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в сказочную страну кулинария.
Но чтобы нам попасть в сказочную страну необходимо ответить на следующие вопросы.
2.Повторение:
2.1 Ответьте на вопросы.
· Как называется помещение, где готовят пищу? ( кухня)
· Какие питательные вещества необходимы для организма человека? (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.)
· В чем заключается роль витаминов для организма человека?
(способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.)
· Какой витамин называют витамином роста? ( витамин А)
· В каких продуктах содержатся много витамина С?
· (капуста, лимон, черная смородина, шиповник, лук и чеснок). Перечислите овощи, которые вы часто употребляете в пищу.
· Перечислите овощи, которые вы часто употребляете в пищу.
2.2. Отгадай кроссворд:
-Чтобы попасть в сказочный город Салатаград необходимо открыть кодовый замок, где зашифровано кодовое слово. Для этого необходимо отгадать загадки. ( свекла, капуста, лук, репа, тыква).
3.Изучение нового материала:
3.1 Овощи, фрукты и ягоды содержат незначительное количество белков, являясь преимущественно носителями витаминов, минеральных веществ и растительных волокон.
Овощи обладают способностью стимулировать деятельность слюнных желез, поэтому они широко используются для приготовления холодных закусок-салатов.
Основное назначение салатов - улучшать аппетит, способствовать выделению желудочного сока и усвоению пищи. Вот почему салаты предваряют трапезу и являются весьма важными и необходимыми блюдами. При этом они должны быть не только вкусными, но и красиво оформленными, ибо всегда нужно помнить, что глаза помогают есть.
-Что называется салатом?
( учащиеся должны дать определение из рассказа учителя)
3.2Салаты из овощей и фруктов – вкусные и питательные закуски, они уместны на любом столе. Их делают из сырых и вареных овощей и фруктов.
Современный словарь толкует слово «салат » как блюдо из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, грибов, фруктов в холодном виде. Таким образом, подчеркивается две характерные особенности блюдо:
- мелко нарезанные блюда - холодные блюда.
Считается, что повар может испортить кашу, но салат - никогда.
Народная итальянская мудрость гласит: салат должны готовить четыре повара. - повар-скупец приправит салат уксусом, повар-философ - добавит соль, повар-мот - масло, а повар-художник - оформит блюдо. Вот эти четыре шутливые заповеди желательно бы знать каждому, кто приступает к приготовлению салата, будь то для праздничного или для будничного стола.
3.3.Первичная обработка овощей и фруктов.
Первичная обработка заключается в переборке, сортировке, мойке, очистке, промывании и нарезке.
НАРЕЗКА: одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид.
брусочки и кубики - для приготовления овощных супов, рагу из овощей; кубики и ломтики - для приготовления сборного овощного салата, ломтиками овощи нарезают и для винегрета. соломка, кружочки, кольца – для приготовления закусок, салатов.
3.4. Приспособления используемые для нарезки овощей и фруктов.
3.5.Заправка салата.
Сметана растительное масло майонез
3.6. Оформление салата.
Оформляют салаты сначала уложив в салатник, украшают зеленью или продуктами входящими в состав салата.
(Учащиеся составляют свой вариант определения термина «салат»)
3.6 .Чтобы витамин С не разрушался, нужно
1. Очищать и нарезать овощи ножом из нержавеющей стали.
2. При очистке овощей снимать тонкий слой кожуры.
3.Очищенные овощи не держать долго в воде.
3.6.Правила составления салата.
1.Продукты, использованные в салатах, должны быть совместимы во вкусовом отношении.
2. Каждому салату соответствует своя заправка.
3 .Овощные салаты очень чувствительны к соли:
От крепкого посола зелень быстро жухнет, она теряет не только свежий вид, но и вкус.
4.Салат должен быть сочным - это основное его достоинство.
3.7. Требования к качеству салатов.
Нарезка овощей и фруктов должна быть одинаковой и соответствовать виду салата. Зелень, используемая для салата, не должна быть вялой, пожелтевшей или потемневшей. Вкус, запах и цвет овощей должны соответствовать овощам, входящих в состав салата. Срок хранения незаправленных салатов в холодильнике не более 12 часов, заправленные - не более 6 часов.
3.8. Санитарно - гигиенические требования:
1. Необходимо готовить пищу в специальной одежде. Руки должны быть тщательно вымыты с мылом, ногти коротко острижены, волосы убраны под косынку.
2. Если овощи и фрукты не подвергаются тепловой обработке, после мытья их ополаскивают кипяченой водой, чтобы на поверхности не осталось микробов.
3. Нарезку сырых и варенных овощей и фруктов. надо производить на разных разделочных досках.
II. Вводный инструктаж.
1. демонстрация положение рук и ножа при нарезки овощей и фруктов.;
2. использование приспособлений - овощерезки, яйцерезки, терки; приемы безопасной работы с данными приспособлениями;
3. организация рабочего места для нарезки овощей и фруктов..
III. Практическая работа-
(слово предоставляется бригадирам: о готовности бригады и наличии продуктов для практической работы;
санитарам: о санитарном состоянии учащихся бригады и их готовности к кулинарным работам.)
1) текущий инструктаж.
Заострить внимание учащихся на охране труда (соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания); организации рабочего места, мытье посуды
2)приготовление салатов из овощей и фруктов. (работа с помощью технологических карт );
. а)-обратить внимание на оформление салата;
б)защита блюд: реклама, название.
3)Сервировка стола.
IV. Дегустация.
Вопрос классу:- Какие правила необходимо соблюдать при приеме пищи?
Правила приемы пищи.
1.Принимать пищу четыре раза в день.
2. Соблюдать норму питания: недоедание, как и переедание, одинаково вредно.
3. Распределять суточную норму продуктов так: большая часть - в обед, завтрак немного больше ужина. Самым легким должен быть полдник
4 Не рекомендуется, есть в промежутках между приемами пищи, особенно сладкое - это снижает аппетит и ухудшает пищеварение..
5. Есть нужно спокойно, тщательно пережевывая пищу.
6. В любое время года необходимо заботиться о том, чтобы пища была разнообразной, питательной, богатой витаминами.
( необходимо обратить внимание учащихся на правила столового этикета – умение держать себя за столом и правильно пользоваться приборами)
I. Уборка рабочего места и кухни.
VI. Закрепление: ( ромашка)
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Дать ответ мне разреши!»
( ромашка – подходят срывают лепесточки ромашки - лепесточков столько, сколько учениц в классе. , читают вопрос и отвечают)
Вопросы:
Из каких продуктов готовят салаты?
Чем отличается салат от винегрета?
Почему при приготовления салата из сырых овощей и фруктов, их моют кипяченной водой?
Какие виды нарезок вы использовали при приготовления вашего салата?
Почему при очистке овощей и фруктов снимают тонкий слой кожуры?
Почему нельзя держать овощи и фрукты долго в воде?
2. Задание: Определите последовательность механической обработки овощей, обозначая этапы работы.