Классный час: Беседа о здоровой еде. НЕТ ФАСТФУДУ!
Цель: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Эпиграф «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Сократ
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я желаю вам здоровья. Здоровье для человека - главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. А ведь я думаю, что каждому из вас хочется вырасти сильными, красивыми, здоровыми.
Культура питания - неотъемлемая часть общей культуры человека. И суть здесь не только в знании того, в какой руке держать вилку, а в какой нож. Главное – необходимо чётко представлять, сколько и чего можно съесть, чтобы не повредить своему здоровью. А для этого надо разбираться хотя бы в основах здорового питания(сообщение темы классного часа и эпиграфа – слайд №1,слайд №2)
- Что такое питание? Слайд №3.
(Это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
- Какие продукты называются полезными? Слайд №4.
(Продукты, в которых есть вещества, без которых человек не может жить и развиваться. Они необходимы человеку каждый день).
- А обращаете ли вы,что написано на упаковках продуктов питания? Давайте посмотрим. Слайд №5.
- Что поступает с пищей в организм человека? Слайд №6.
(Вода, белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли).
- Что такое белки? Слайд №7
(Основа жизни. Они обеспечивают рост организма, формирование всех органов и систем. Они необходимы в любом возрасте, но особенно в детском и юношеском, когда организм развивается).
- Что такое жиры? Слайд №8
(Это резервы энергии нашего организма. Они находятся во всех тканях или накапливаются в некоторых органах тела.
- Что такое углеводы? Слайд №9.
(главный источник энергии для организма. Потребность в них в 4-5 раз больше, чем в белках и жирах).
- Какие правила необходимо выполнять во время еды? Слайд №10.
- Мыть руки перед едой с мылом.
- Не разговаривать во время еды и не читать.
- Есть небольшими кусочками, не торопясь.
- Мыть фрукты и овощи перед едой.
- Есть в меру.
- Что такое режим питания? Слайд№11.
(Кратность приёма пищи, интервалы между приёмами пищи, распределение калорийности суточного рациона между отдельными приёмами. Наиболее рациональным является четырёхразовое питание).
- Какие группы блюд вы знаете? Слайд №12.
- Холодные закуски (разные салаты, винегрет.)
- Первые блюда (борщ, рассольник, бульон, овощные и рыбные супы.)
- Вторые блюда (мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром).
- Каши.
-Третьи (компот, фрукты, соки).
- Что такое витамины? Где содержится больше всего витаминов? (Биологически активные органические соединения, имеющие большое значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. Во фруктах и овощах).
- Рассказ о витаминах. (Индивидуальное сообщение).
- Какие овощные соки вы знаете?
Морковный, свекольный, томатный, тыквенный, капустный.
- Чем полезна рыба и морепродукты ?
(Это важнейший источник питательных веществ высокой биологической ценности. Белки рыбы лучше перевариваются и усваиваются организмом. Рыба содержит фосфор, кальций, необходимые для роста и крепости зубов и костей. В ней много витаминов А и Д, микроэлементов, йода).
- Какие молочные продукты вы знаете и чем они полезны?
Молоко, кефир, ряженка, простокваша, йогурт, сметана, творог, сыр.
- Существует ли связь между питанием и здоровьем?
Про здоровье люди думали и в древности, и это нашло отражение в пословицах и поговорках.
Игра – собрать пословицы.
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Где пиры да чаи, там и немочи.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Сладко естся, так плохо спится.
Умеренность – мать здоровья.
Чистая вода – для хвори беда.
Нездоровому все немило.
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Мои наблюдения за вами и ваши ответы показали,что многие из вас являются любителями фаст-фуда, чипсов, газировки. А кто из вас знает, что это такое?
Быстрая пища высококалорийна, содержит много жиров и мало витаминов. В быстрой еде содержится много сахара и вредных жиров. Их употребление грозит неминуемым ожирением, поскольку они увеличивают вес больше, чем любая другая пища с тем же количеством калорий. Не случайно ученые называют их «жиры-убийцы».
Кока-кола. Слайд №13.
1.Активный ингредиент кока-колы - фосфорная кислота. За 4 дня она может растворить ваши ногти.
2.Для перевозки концентрата кока-колы грузовик должен быть оборудован специальным поддоном, предназначенным для перевозки высококоррозийнных материалов.
3.Дистрибьюторы кока-колы уже 20 лет используют её для очистки моторов своих грузовиков.
4.Кофеин вызывает нарушения сна, к нему может возникнуть привыкание.
5.0,33 кола = 8 кусков сахара.
Единственный безвредный компонент газировок – вода (мёртвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы её естественный вкус не нарушал вкус напитка).
Чипсы. Слайд №14.
При высокой температурной обработке пищи, богатой углеводами (чипсы) образуется большое количество вредных химических соединений, которые становятся причиной развития онкологических заболеваний, могут поражать нервную систему. Крысы, которых кормили чипсами, стали агрессивными и на двадцатый день начали умирать. Перед смертью они ослепли и облысели. Позже экспертиза показала – животные умерли от серьёзного нарушения пищеварения и сетчатки глаза, их печень стала желтоватой (накапливался в клетках жир). Акриламид, содержащийся в некоторых чипсах,считается ядом для нашего организма, поражает нервную систему, печень, почки.
Вы ещё хотите чипсов? опыт
Жевательная резинка. Слайд №15.
В состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачек и жевательных конфет просто нет конкурентов. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находились в кишечнике резиновые «камни» из слипшихся комочков, образовавшихся из жвачек.
Вкусовые качества чипсов, кириешек достигаются за счёт применения различных ароматизаторов, которые могут быть очень вредны. И вообще, при покупке продуктов внимательно изучите состав. И не используйте в пищу продукты, которые содержат такие пищевые добавки.
Просмотр фрагмент фильма «Осторожно еда».
Обсуждение увиденного.
Изучение состава чипсов, кока-колы, жевательной резинки. (Изучаение упаковку)
Игра «Аплодисменты»:
Встаньте те:
-кто ни разу не болел в этом году?
Аплодисменты
-кто ни разу не ел чипсов или ест не чаще 2х раз в году?
Аплодисменты
-кто жуёт жвачку не чаще чем 1 раз в неделю или совсем не жуёт?
Аплодисменты
Встаньте если продукт полезен: сок, леденцы, супы, фрукты, чипсы, кефир, творог, овощи, фанта, торт, овощи.
А теперь давайте вернёмся к разговору о здоровой пище и немного поиграем.
Как называется суп из рыбы. (Уха.)
Как называется сушеный абрикос без косточки? (Курага.)
Как называется сушеный абрикос с косточкой? (Урюк).
Что является «домом» для всех продуктов? (Холодильник).
Назовите любимую крупу китайцев. (Рис.)
Какая каша называется геркулесовой? (Из овсяных хлопьев.)
Если молоко поставить на сутки в тёплое место, оно прокиснет и образуется полезный продукт (простокваша).
Если простоквашу слегка подогреть, то получится продукт, кот помогает нашему скелету (творог.)
Как называется сушеная слива (чернослив).
Кластер
Питание играет важную роль в поддержании физического и психического здоровья человека, в обеспечении хорошего эмоционального состояния.
Наследственность
Условия жизни
Образ жизни
Психологический настрой
Как ты думаешь, на какие факторы можешь повлиять, а что изменить невозможно?
Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава ?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
Как ты думаешь, какие черты характера и привычки человека помогают сохранять здоровье, а какие, наоборот, мешают? Почему ты так считаешь?
- Счастливую и полноценную жизнь можно представить в виде дерева жизни. Крону дерева поддерживают равноценные ветви: «Я могу, я хочу, я должен» быть здоровым. Что же составляет основу ЗОЖ (листья – двигательная активность, отказ от вредных привычек, правильное и рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены) и что всем этим движет (ствол-сознание).
- Задание – фигура человека. Определите, к какому мнению на данный момент после участия в нашем кл.ч. вы пришли и закрепите своё мнение на фигурке человека, который символизирует каждого из вас.
- Красный круг – я буду есть всё, что мне нравится.
- Жёлтый круг – я узнал (а) о вреде некоторых продуктов питания, но всё же мне будет тяжело отказаться от их употребления.
- Зелёный круг – я буду стараться не употреблять вредных продуктов питания.
РЕФЛЕКСИЯ
Закончи предложение:
1. Я узнал, что моё питание…
2. Я думаю, что после формулы здорового питания…
3. Я надеюсь, что в будущем…
4. Теперь я буду стараться питаться…
5. Я думаю, что для моего здоровья полезно…
Артур Шопенгауэр сказал – «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». К сожалению, чаще всего ценить здоровье многие из нас начинают не с молодости, а уже, будучи в зрелом возрасте. Так давайте вместе с вами изменим свой образ жизни и будем жить по новому – долго, счастливо и здорово!
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!
Омар Хайям.