kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока технологии раздел Кулинария "Приготовление блюд из рыбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Кулинария Класс: 6 Автор: Антонова Валентина Фёдоровна, учитель технологии Тема урока соответствует программным требованиям, содержанию учебного материала для учащихся 6-го класса. Тип урока: Урок сообщения новых знаний, систематизации знаний и умений. Форма проведения: урок с применением ИКТ (Приложение, слайд 1) Цель урока: ознакомить обучающихся с пищевой ценностью рыбы, ее видами и способами приготовления (слайд 2) Задачи урока: Образовательные: расширить и углубить знания по выполнению первичной обработке рыбы, приготовлению блюд из рыбы. Развивающие: развивать интерес к предмету, к истории родного края, Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры труда, выполнению санитарно – гигиенических требований, умению планировать свою деятельность, аккуратности при выполнении работы (слайд 3) Методы обучения: Инструктаж, практическая работа, дидактические игры, загадки. Межпредметная связь: география, история, литература, экология Оснащение урока: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, посуда и инвентарь, инструкционные карты, карточки – задания. Приложение: Презентация «Рыба. Приготовление блюд из рыбы». Время: 2 урока по 40 минут. Данный урок по своей структуре является уроком изучения нового материала. Ход урока: I. Организационный момент • Приветствие • Отсутствующие на уроке • Проверка готовности учащихся к уроку • Мотивационно-целевой настрой Предлагаю учащимся определить, какое у них настроение на начало урока (слайд 4) Желаю вам сегодня успешной работы на уроке! Таким образом, настраиваю их на работу на уроке. Подведение обучающихся к определению цели урока: «Давайте разгадаем загадку и подумаем, о чём пойдет сегодня речь на уроке?» У неё во рту пила. Под водой она жила, Всех пугала, всех глотала, А теперь - в котел попала. ЩУКА В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это…СОМ Ног нет, а движется; Перья есть, а не летает; Глаза есть, а не моргает. РЫБА (слайд 5) Я предлагаю классу ответить на вопрос: «Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься»? этим вопросом я подвожу их к осознанию темы урока, «Да сегодня на уроке Вопрос простой как три копейки И всем тематика ясна…Рыба, приготовление блюд из рыбы (слайд 6) Да, правильно! Сегодня на уроке мы решим с вами следующие задачи: • расширим и углубим знания по выполнению первичной обработке рыбы, приготовлению блюд из рыбы. • развивать интерес к предмету, к истории родного края (слайд 7) Беседа: Рыба занимает важное место в питании человека. Подсчитано, что в среднем каждый человек съедает ее в течение всей жизни до 4 тонн, что вдвое больше мяса. Рыбные блюда очень полезны. Они содержат много йода, фосфора, калия, магния, богаты жирами и белками. В рыбе содержатся витамины: А и Д, которые особенно необходимы детям. Их недостаток может привести к развитию рахита, ухудшению зрения, понижению сопротивляемости организма болезням. По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу, а по усвояемости превосходит его. Вкус рыбы, ее кулинарные качества в основном зависят от количества содержащегося в ней жира (0,2 -30%). Так самыми вкусными считаются осетровые, лососевые виды рыб, угорь, палтус, скумбрия, некоторые виды сельди, в которых содержится более 8% жира (слайд 8) Виды рыб: Рыба бывает речная, морская. К речной рыбе относятся – щука, ерш, пескарь, налим, лещ, карп, сом (слайд 9) К морским – треска, камбала, зубатка, ставрида, сельдь, хек, салака, кета, горбуша. (слайд 10) Вопрос к учащимся: В каком виде поступает рыба в магазины? Предполагаемый ответ учащихся: В торговую сеть рыба поступает живая, охлажденная, мороженная, соленая, маринованная, копченая, вяленая и сушеная, а также в виде филе. Комментарий учителя к ответам учащихся (слайд 11) Вопрос к учащимся: Что такое филе? Предполагаемый ответ учащихся: Мякоть рыбы без костей (слайд 12) Конечно самая вкусная и питательная рыба – живая. Чаще всего это пресноводная рыба: речная или выращенная в специальных рыбных хозяйствах - это толстолобик, сом, стерлядь, сазан, щука, судак. Рыба – скоропортящийся продукт. Поэтому вам надо научиться определять ее доброкачественность. Доброкачественность рыбы: Несвежая рыба имеет неприятный гнилостный запах. У недоброкачественной рыбы мутные и впалые глаза, потемневшие жабры. Чешуя легко отстает от кожи, вздутое брюшко, дряблая ткань. Чтобы проверить доброкачественность замороженной рыбы, разогревают в кипятке нож и проткнув им рыбу, быстро вынимают и нюхают лезвие. С этой же целью копченую и соленую рыбу протыкают деревянной шпилькой и нюхают. Доброкачественность рыбы можно определить и по внешнему виду. Свежая охлажденная рыба имеет плотную консистенцию, жабры ярко – красные, глаза прозрачные, чешуя плотно прилегает. При нажатии пальцем ямка либо не образуется, либо быстро восстанавливается (слайд 13) Первичная обработка рыбы. (Видеоролик) (слайд 14) Тепловая обработка рыбы. (Видеоролик) (слайд 15) Тепловая обработка рыбы включает варку, припускание, жарение, тушение и запекание. Варка - нагревание пищевых веществ в жидкости (воде, бульоне, молоке) при температуре 100 и более градусов. Наиболее полезна варка на пару, так как в готовом блюде сохраняются все витамины и полезные пищевые вещества. Припускание – т.е. варка с малым количеством жидкости или в собственном соку продуктов. Тушение – это варка продуктов в небольшом количестве жидкости (бульоне, воде, соусе) с различными пряностями. Жарение – продукты нагревают на сильном жару без воды на масле или других жирах. Запекание – жарение в духовке. Рыбу используют для приготовления закусок, первых и вторых блюд. Приготовление блюд из рыбы. (Видеоролик: Судак с овощами). Обучающиеся смотрят, анализируют, рецепт записывают в тетрадь (слайд 16 - 23) Рыбные блюда традиционно были украшением праздничного стола. Так на царский стол подавали вареных и жареных осетров по 2-3 пуда весом каждый. Их украшали овощами, фруктами, цветами, превращая блюда в произведение искусства. Но, запасы рыбы не бесконечны, перемены в климате, различные плотины, которые встают на пути рыб, следующих на нерест, загрязнение водоемов отходами производства, нефтью, мазутом и бытовым мусором, приводят к тому, что рыбы становится все меньше, поэтому во всем мире ведется борьба с загрязнением рек и других водоемов, запрещен лов рыбы во время нереста (слайд 24) Я не хочу, чтоб речка высыхала, Где плещет столько рыбок золотых, Где пляшет резво лодка у причала, Где теплый вечер так порою тих. Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остается в них навеки Студеная и чистая вода. Вопрос к учащимся: Чем вы можете помочь в борьбе с загрязнением водоемов? Загрязнение водоемов: мы можем помочь! Кто из нас не любит поплавать в озере или речке, особенно в жаркий летний денек? Однако стоит подойти к воде, нашему взору тут же открывается малопривлекательная картина: берега, заваленные мусором, подозрительно зеленый цвет воды, к тому же не очень приятный запах. Как результат — пропадает желание, не то что искупаться, даже руки мочить не хочется. Не мусорите на природе, не выкидывайте остатки пищи! Есть в природе равновесие, Нарушать его нельзя. В жизни это очень важно Для тебя и для меня. Что бы было равновесие Надо с вами, нам, друзья Не выбрасывать отходы И не загрязнять моря (слайд 25-26) Профминутка Нелегок, но интересен труд повара, как много повар должен знать и уметь делать. Земля еще и потому щедра Что в мире существуют повара Благословенны их простые судьбы А руки, словно помыслы чисты Профессия у них добро, по сути Злой человек не станет у плиты (слайд 27) Я надеюсь, что и вы с добротой и любовью будете готовить для своей семьи блюда, которые научились готовить на уроках труда. Где можно получить профессию повара в нашем районе? Получай образование в Хабаровском крае! Крае, где ты, живешь! В нашем районе данную профессию можно получить в п. Чегдомын Чегдомынский «Колледж Малого города» (слайд 28-29) Ваше хобби: Чем увлекаются ваши отцы и братья в свободное время? Да, мы живем на берегу большой реки Буреи и многие увлекаются рыбалкой (слайд 30-31) Рефлексия: Вопрос классу 1. «Насколько трудно было работать и почему, что мешало в работе и что помогало в работе?» 2. Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни. Учащиеся отвечают, тем самым показывают коммуникативные и регулятивные УУД. Предлагаю учащимся определить, какое у них настроение на конец урока (слайд 32) Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок. Задание на непредвиденный случай: (слайд 33) Отгадай загадки. 1) Название какого европейского города надо прочитать справа налево, чтобы получить название рыбы? (Милан - налим.) 2)Драчун и забияка, живет в воде; когти на спине – и щука не проглотит. (Ерш) 3)Он в самом омуте живет – хозяин глубины. (Сом.) Домашнее задание: • Уметь объяснить основные понятия по теме урока. • Выбор индивидуального задания, из предложенных учителем: 1.Национальные блюда из рыбы народов Крайнего Севера, проживающих в нашем поселке. 2.Разработать презентацию по теме урока: Приготовление блюд из рыбы. Рыба на домашнем столе. 3. «Моя профессия повар» 4.Кухонные секреты по обработке рыбы. Спасибо за работу на уроке, до свидания! Использованная литература: В.И. Ермакова «Основы кулинарии», М, «Просвещение», 1993 В.Д.Симоненко «Учебник «Технология» М., «Просвещение» 2009 Личные фото семьи В.П.Баженова п. Новый Ургал, Хабаровский край zdorovo3.ru›gotovim-rybu-pravilno/ «Готовим рыбу правильно» Видео-социальная сеть WinTube.ru Тизерная сеть GlobalTeaser «Готовим рыбу сом"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии раздел Кулинария "Приготовление блюд из рыбы" »

Тема урока: Приготовление блюд из рыбы.


Раздел: Кулинария


Класс: 6


Автор: Антонова Валентина Фёдоровна, учитель технологии


Тема урока соответствует программным требованиям, содержанию учебного материала для учащихся 6-го класса.


Тип урока: Урок сообщения новых знаний, систематизации знаний и умений.


Форма проведения: урок с применением ИКТ (Приложение, слайд 1)


Цель урока: ознакомить обучающихся с пищевой ценностью рыбы, ее видами и способами приготовления (слайд 2)

Задачи урока:

Образовательные: расширить и углубить знания по выполнению первичной обработке рыбы, приготовлению блюд из рыбы.

Развивающие: развивать интерес к предмету, к истории родного края,

Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры труда, выполнению санитарно – гигиенических требований, умению планировать свою деятельность, аккуратности при выполнении работы (слайд 3)

Методы обучения: Инструктаж, практическая работа, дидактические игры, загадки.


Межпредметная связь: география, история, литература, экология


Оснащение урока: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, посуда и инвентарь, инструкционные карты, карточки – задания.

Приложение: Презентация «Рыба. Приготовление блюд из рыбы».

Время: 2 урока по 40 минут.


Данный урок по своей структуре является уроком изучения нового материала.




Ход урока:



  1. Организационный момент


  • Приветствие

  • Отсутствующие на уроке

  • Проверка готовности учащихся к уроку

  • Мотивационно-целевой настрой

Предлагаю учащимся определить, какое у них настроение на начало урока (слайд 4)

Желаю вам сегодня успешной работы на уроке!

Таким образом, настраиваю их на работу на уроке.

Подведение обучающихся к определению цели урока: «Давайте разгадаем загадку и подумаем, о чём пойдет сегодня речь на уроке?»


У неё во рту пила.

Под водой она жила,

Всех пугала, всех глотала,

А теперь - в котел попала. ЩУКА

В омуте речном живет,

У него огромный рот,

Вы слыхали о таком?

Ну конечно, это…СОМ

Ног нет, а движется;

Перья есть, а не летает;

Глаза есть, а не моргает. РЫБА (слайд 5)


Я предлагаю классу ответить на вопрос: «Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься»? этим вопросом я подвожу их к осознанию темы урока, «Да сегодня на уроке Вопрос простой как три копейки

И всем тематика ясна…Рыба, приготовление блюд из рыбы (слайд 6)

Да, правильно! Сегодня на уроке мы решим с вами следующие задачи:

  • расширим и углубим знания по выполнению первичной обработке рыбы, приготовлению блюд из рыбы.

  • развивать интерес к предмету, к истории родного края (слайд 7)

Беседа:

Рыба занимает важное место в питании человека. Подсчитано, что в среднем каждый человек съедает ее в течение всей жизни до 4 тонн, что вдвое больше мяса. Рыбные блюда очень полезны. Они содержат много йода, фосфора, калия, магния, богаты жирами и белками. В рыбе содержатся витамины: А и Д, которые особенно необходимы детям. Их недостаток может привести к развитию рахита, ухудшению зрения, понижению сопротивляемости организма болезням. По питательности и вкусовым качествам рыба не уступает мясу, а по усвояемости превосходит его.

Вкус рыбы, ее кулинарные качества в основном зависят от количества содержащегося в ней жира (0,2 -30%). Так самыми вкусными считаются осетровые, лососевые виды рыб, угорь, палтус, скумбрия, некоторые виды сельди, в которых содержится более 8% жира (слайд 8)

Виды рыб:

Рыба бывает речная, морская.

К речной рыбе относятся – щука, ерш, пескарь, налим, лещ, карп, сом (слайд 9)

К морским – треска, камбала, зубатка, ставрида, сельдь, хек, салака, кета, горбуша.

(слайд 10)


Вопрос к учащимся: В каком виде поступает рыба в магазины?

Предполагаемый ответ учащихся: В торговую сеть рыба поступает живая, охлажденная, мороженная, соленая, маринованная, копченая, вяленая и сушеная, а также в виде филе.

Комментарий учителя к ответам учащихся (слайд 11)

Вопрос к учащимся: Что такое филе?

Предполагаемый ответ учащихся: Мякоть рыбы без костей (слайд 12)

Конечно самая вкусная и питательная рыба – живая. Чаще всего это пресноводная рыба:

речная или выращенная в специальных рыбных хозяйствах - это толстолобик, сом, стерлядь, сазан, щука, судак.

Рыба – скоропортящийся продукт. Поэтому вам надо научиться определять ее доброкачественность.

Доброкачественность рыбы:

Несвежая рыба имеет неприятный гнилостный запах. У недоброкачественной рыбы мутные и впалые глаза, потемневшие жабры. Чешуя легко отстает от кожи, вздутое брюшко, дряблая ткань.

Чтобы проверить доброкачественность замороженной рыбы, разогревают в кипятке нож и проткнув им рыбу, быстро вынимают и нюхают лезвие. С этой же целью копченую и соленую рыбу протыкают деревянной шпилькой и нюхают. Доброкачественность рыбы можно определить и по внешнему виду. Свежая охлажденная рыба имеет плотную консистенцию, жабры ярко – красные, глаза прозрачные, чешуя плотно прилегает. При нажатии пальцем ямка либо не образуется, либо быстро восстанавливается (слайд 13)

Первичная обработка рыбы. (Видеоролик) (слайд 14)

Тепловая обработка рыбы. (Видеоролик) (слайд 15)

Тепловая обработка рыбы включает варку, припускание, жарение, тушение и запекание.

Варка - нагревание пищевых веществ в жидкости (воде, бульоне, молоке) при температуре 100 и более градусов. Наиболее полезна варка на пару, так как в готовом блюде сохраняются все витамины и полезные пищевые вещества.

Припускание – т.е. варка с малым количеством жидкости или в собственном соку продуктов.

Тушение – это варка продуктов в небольшом количестве жидкости (бульоне, воде, соусе) с различными пряностями.

Жарение – продукты нагревают на сильном жару без воды на масле или других жирах.

Запекание – жарение в духовке.

Рыбу используют для приготовления закусок, первых и вторых блюд.

Приготовление блюд из рыбы. (Видеоролик: Судак с овощами). Обучающиеся смотрят, анализируют, рецепт записывают в тетрадь (слайд 16 - 23)

Рыбные блюда традиционно были украшением праздничного стола. Так на царский стол подавали вареных и жареных осетров по 2-3 пуда весом каждый. Их украшали овощами, фруктами, цветами, превращая блюда в произведение искусства.

Но, запасы рыбы не бесконечны, перемены в климате, различные плотины, которые встают на пути рыб, следующих на нерест, загрязнение водоемов отходами производства, нефтью, мазутом и бытовым мусором, приводят к тому, что рыбы становится все меньше, поэтому во всем мире ведется борьба с загрязнением рек и других водоемов, запрещен лов рыбы во время нереста (слайд 24)


Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый вечер так порою тих.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.



Вопрос к учащимся: Чем вы можете помочь в борьбе с загрязнением водоемов? Загрязнение водоемов: мы можем помочь!

Кто из нас не любит поплавать в озере или речке, особенно в жаркий летний денек? Однако стоит подойти к воде, нашему взору тут же открывается малопривлекательная картина: берега, заваленные мусором, подозрительно зеленый цвет воды, к тому же не очень приятный запах. Как результат — пропадает желание, не то что искупаться, даже руки мочить не хочется. Не мусорите на природе, не выкидывайте остатки пищи!!!


Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря (слайд 25-26)


Профминутка


Нелегок, но интересен труд повара, как много повар должен знать и уметь делать.


Земля еще и потому щедра

Что в мире существуют повара

Благословенны их простые судьбы

А руки, словно помыслы чисты

Профессия у них добро, по сути

Злой человек не станет у плиты (слайд 27)


Я надеюсь, что и вы с добротой и любовью будете готовить для своей семьи блюда, которые научились готовить на уроках труда.


Где можно получить профессию повара в нашем районе?

Получай образование в Хабаровском крае! Крае, где ты, живешь!

В нашем районе данную профессию можно получить в п. Чегдомын

Чегдомынский «Колледж Малого города» (слайд 28-29)


Ваше хобби: Чем увлекаются ваши отцы и братья в свободное время? Да, мы живем на берегу большой реки Буреи и многие увлекаются рыбалкой (слайд 30-31)



Рефлексия:

Вопрос классу

  1. «Насколько трудно было работать и почему, что мешало в работе и что помогало в работе?»

  2. Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни.

Учащиеся отвечают, тем самым показывают коммуникативные и регулятивные УУД. Предлагаю учащимся определить, какое у них настроение на конец урока (слайд 32)



Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.


Задание на непредвиденный случай: (слайд 33)

Отгадай загадки.

1) Название какого европейского города надо прочитать справа налево, чтобы получить название рыбы? (Милан - налим.)

2)Драчун и забияка, живет в воде; когти на спине – и щука не проглотит. (Ерш)

3)Он в самом омуте живет – хозяин глубины. (Сом.)


Домашнее задание:

  • Уметь объяснить основные понятия по теме урока.

  • Выбор индивидуального задания, из предложенных учителем:

1.Национальные блюда из рыбы народов Крайнего Севера, проживающих в нашем поселке.

2.Разработать презентацию по теме урока: Приготовление блюд из рыбы. Рыба на домашнем столе.

3. «Моя профессия повар»

4.Кухонные секреты по обработке рыбы.


Спасибо за работу на уроке, до свидания!

Использованная литература:

В.И. Ермакова «Основы кулинарии», М, «Просвещение», 1993

В.Д.Симоненко «Учебник «Технология» М., «Просвещение» 2009

Личные фото семьи В.П.Баженова п. Новый Ургал, Хабаровский край

zdorovo3.ru›gotovim-rybu-pravilno/ «Готовим рыбу правильно»

Видео-социальная сеть WinTube.ru Тизерная сеть GlobalTeaser «Готовим рыбу сом» (слайд 34)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока технологии раздел Кулинария "Приготовление блюд из рыбы"

Автор: Антонова Валентина Федоровна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме:"Общие сведения о питании и приготовлении пищи" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obshchiie-sviedieniia-o-pitanii-i-prighotovlienii-pishchi"
    ["file_id"] => string(6) "232155"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442761755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "план конспект урока по технологии 5 класс Вводный урок.Вводный инструктаж"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_konspiekt_uroka_po_tiekhnologhii_5_klass_vvodnyi_urok_vvodnyi_instruktazh"
    ["file_id"] => string(6) "356167"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478507066"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства