Технология. Конструирование и моделирование швейных изделий. Построение чертежа юбки. 6 класс
Технология. Конструирование и моделирование швейных изделий. Построение чертежа юбки. 6 класс
УРОК 1-2.
Тема урока: Классификация одежды. История юбки. Мерки, для построения чертежа юбки.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Задачи урока:
Расширить знания о классификации одежды.
Ознакомить с историей юбки.
Ознакомить с основными конструкциями юбки, их характеристиками.
Ознакомить с понятиями «ПОКРОЙ», «ФОРМА», «Сетка чертежа», «Прибавки на свободное облегание»
Расширить знания об измерениях фигуры человека.
Сформировать умения по измерению фигуры человека для построения чертежа юбки.
Материально-техническое обеспечение урока: учебник «Технология 6 кл. (вариант для девочек)» под редакцией В.Д. Симоненко, компьютеры, мультимедийный проектор, экран, диск с мультимедийной презентацией.
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов: мультимедийная презентация учебного материала, вопросы для закрепления темы.
Методы обучения: частично-поисковый, беседа, объяснение, демонстрация.
Методы контроля: индивидуальный (программированный) опрос, фронтальный опрос.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Форма урока: урок-беседа.
План урока:
Организационный этап
Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала:
-формулировка целей модуля,
-формулировка задач урока.
Этап усвоения новых знаний:
-объяснение учителем нового материала (с использованием слайда в презентации).
Этап закрепления новых знаний:
- практическая работа по снятию мерок и запись результатов в тетрадь.
-фронтальный опрос (с использованием слайда в презентации).
5. Заключительный этап
Работа учителя на уроке:
Проверка присутствующих, их готовности к уроку
Организация внимания
Формулировка целей и задач урока
Объяснение нового материала по теме: «Классификация одежды. История юбки. Конструкция прямой юбки» с демонстрацией слайда презентации и ответами на вопросы для закрепления.
Объяснение материла по теме «Мерки для построения чертежа юбки».
Организация практической работы по закрепления изученного материала с использованием слайдов презентации
Закрепление знаний с использованием слайда презентации.
Подведение итогов урока
Определение домашнего задания
Описание деятельности детей:
Изучение темы урока на основе объяснения учителя и просмотра слайдов презентации
Выполнение практической работы по снятию мерок для построения чертежа
Участие в обсуждении пройденной темы, ответы на вопросы
Вид классной доски:
Название темы урока
Домашнее задание
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
Название темы урока
Классификация одежды
Схема с основными конструкциями юбок
Название мерок для построения чертежа юбки, их условная запись
снимать мерки для построения чертежа юбки, их условно записывать.
УРОК 3-4.
Тема урока: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ЧЕРТЕЖА ПРЯМОЙ ЮБКИ
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цели урока:
Изучить последовательность построения чертежа прямой юбки, значение понятия «сетка чертежа»; продолжить формирование понятий «прибавка на свободное облегание», «масштаб»; повторить условные обозначения прибавок и мерок; закрепить знания линий чертежа, умение читать чертеж.
Воспитывать аккуратность.
Развивать умение применять имеющиеся знания на практике, навыки графической грамотности.
Материально-техническое обеспечение урока: линейки закройщика, карандаши, ластики, альбомы с подготовленными для построения чертежей листами, мультимедийный проектор, экран, диск с мультимедийной презентацией.
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов: тестовые задания для опроса, мультимедийная презентация учебного материала, вопросы для закрепления темы.
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, инструктаж, практическая работа.
Методы контроля: текущие наблюдения, взаимоконтроль, проверка выполнения практической работы.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Форма урока: лабораторно-практическая работа.
План урока:
Организационный этап
Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала:
-формулировка целей урока.
Этап усвоения новых знаний:
-объяснение учителем новых понятий (с использованием слайда презентации):
-инструктаж по выполнению лабораторно-практической работы (с использованием слайдов презентации);
-текущий инструктаж во время выполнения лабораторно-практической работы (с использованием слайдов презентации).
4.Этап закрепления новых знаний:
-проверка выполненной работы;
-анализ ошибок;
-проверка понимания сущности новых понятий (с использованием слайда презентации).
5. Заключительный этап
Работа учителя на уроке:
Проверка присутствующих, и готовности к уроку
Организация внимания
Формулировка целей урока
Объяснение значений новых понятий (сетка чертежа, прибавка, условное обозначение прибавок) с использованием слайдов презентации
Инструктаж учащихся по выполнению лабораторно-практической работы «Построение сетки чертежа прямой юбки» с демонстрацией примера оформления и выполнения работы на слайдах презентации
Текущий инструктаж и целевые обходы во время выполнения учащимися лабораторно-практической работы
Организация проверки выполненной работы (методом взаимоконтроля учащимися в парах)
Анализ ошибок
Организация закрепления изученного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися, выработка умения читать чертеж с использованием вопросов на слайде презентации
Подведение итогов урока
Объявление оценок
Определение домашнего задания
Описание деятельности детей:
Изучение последовательности построения чертежа прямой юбки, новых понятий на основе объяснения учителя и просмотра слайдов презентации
Выполнение лабораторно-практической работы «Построение сетки чертежа прямой юбки» на основе инструктажа учителя и просмотра примера на слайдах презентации
Взаимоконтроль выполненной работы в парах
Участие в закреплении изученного материала, ответы на вопросы
Вид классной доски:
Название темы урока
Мерки, необходимые для построения чертежа юбки
Прибавки на свободное облегание
Масштаб чертежа
Домашнее задание
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
Название темы урока
Определение понятий «сетка чертежа», «прибавка»
Условное обозначение прибавок
Величины прибавок
Домашнее задание
Что должно появиться в альбомах учащихся:
Название лабораторно-практической работы
Мерки, необходимые для построения чертежа юбки
Прибавки на свободное облегание
Последовательность построения сетки чертежа с расчетными формулами
Чертеж сетки чертежа в М 1:4
Межпредметные связи на уроке: черчение, математика – выполнение расчетов, построение чертежа.
Домашнее задание: принести альбом с незаконченным чертежом, линейку закройщика, цветные карандаши.
Некоторые итоги урока:
Учащиеся знают:
- определения понятий «сетка чертежа», «прибавка»;
- условные обозначения прибавок на свободное облегание;
- название линий сетки чертежа прямой юбки;
- последовательность построения сетки чертежа;
- расчетные формулы для построения.
Учащиеся умеют:
- обосновать выбор величины прибавки на свободное облегание;
- выполнять построение сетки чертежа прямой юбки;
- читать чертеж сетки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология. Конструирование и моделирование швейных изделий. Построение чертежа юбки. 6 класс »
6 класс.
Модуль
г. Данилов, МОУ СОШ №1,
учитель технологии высшей категории Иванова Н.А.
Цель модуля «Конструирование и моделирование одежды», 5кл.
Урок 1. Классификация одежды. История юбки. Мерки, для построения чертежа юбки (2 часа).
Урок 2. Конструирование юбки. Построение чертежа в М1:4 (2 часа).
Урок 3. Построение чертежа по своим меркам (2 часа).
Урок 4. Моделирование юбки (2 часа).
Продолжить формировать знания по классификации одежды;
Ознакомить с конструкцией юбок;
Научить конструировать и моделировать юбку.
Урок 1
Задачи урока
Расширить знания о классификации одежды.
Ознакомить с историей юбки.
Ознакомить с основными конструкциями юбки, их характеристиками.
Ознакомить с понятиями «ПОКРОЙ», «ФОРМА», «Сетка чертежа», «Прибавки на свободное облегание»
Расширить знания об измерениях фигуры человека.
Сформировать умения по измерению фигуры человека для построения чертежа юбки.
Классификация одежды
По
целевому назначению
По
способу употребления
По
способу
ношения
В зависимости
от сезона
По
половозрастным
признакам
Производственная
Бытовая
Форменная
Спортивная
Верхняя одежда
Пляжная одежда
Лёгкая одежда
Корсетные изделия
Нательное бельё
Головные уборы
Зимняя
Летняя
Демисезонная
Женская
Мужская
Детская
Поясная
Плечевая
Самостоятельным
изделием
Частью
платья
Частью
костюма
древних цивилизаций
К 1143-1180 г.г. нашей эры ( Готика ) юбка стала преимущественно женской одеждой .
В это же время появляется шлейф , который ввела в моду знаменитая красавица, возлюбленная Карла VII Агнесса Сорель (1422-1450).
В эпоху Ренессанса ( XV век) происходит отчетливое разделение на юбку и лиф.
Широкие юбки со складками, тяжелые, струящиеся шлейфы – все это придавало женщинам достойный и значительный вид.
В эпоху моды Высокого Возрождения платье отчетливо разделено на юбку и лиф. Юбка , собранная вверху в плотные складки, пришивалась изнутри к короткому лифу.
В эпоху маньеризма (1550-1618) женщина почти теряется в укрепленных расклешенных юбках, называемых райфрок (reif-rock).
Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась как на барабан, и женщина в них выглядела как неприступная крепость.
барокко
В XVIII веке объемные формы одежды барокко сменяются «интимным» костюмом эпохи рококо (утонченный, декоративный стиль). Платье декоративно и богатоорнаментировано.
Широкую известность получили юбки на обручах, они имеют куполообразную форму.
Такая же мода процветает и в России во времена ЕкатериныII
В начале XIX века ( АМПИР ) под влиянием увлечения античностью появились свободные, струящиеся юбки, с сильно завышенной талией.
Юбки ниспадают длинными мягкими складками, переходящими в шлейф.
К 1820-1840 ( романтизм )
изменился весь силуэт:
лиф притален,
юбка несколько укорачивается ,
линия талии опускается ниже.
Для подчеркивания талии снова требуются корсеты, юбка возвращается к
металлическому каркасу.
К 80-м годамXIХ века юбка приобрела еще более причудливый вид. Сзади ниже пояса стали подвязывать ватную подушечку ( турнюр ).
Юбка с турнюром - сзади от пояса отстающая юбка, снизу посаженная на каркас из проволочных обручей, китового уса и др.
Сверху пышно декорирована воланами или лентами.
XXвек. Формирование современного силуэта юбки.
На рубеже ХIХ и ХХ столетий вспомнили о естественных линиях тела и прекратили болезненные деформации туловища корсетом.
Юбки становятся очень узкими. Формируется классическая юбка-карандаш.
В 1914 году началась I Мировая война. Юбки становятся существенно короче .
Именно в это время появилась Коко Шанель и подарила работающим женщинам новую практичную элегантность: трикотаж, мужские шляпы и сумки на ремне.
В судьбе юбки прослеживается влияние танцев. Для танго, например, изобрели юбки с разрезом, в который были видны ноги.
XXвек. От революции 60-х до наших дней.
Юбка в течение веков не раз меняла свою форму, но длина ее оставалась непостоянной исключительно в двадцатом столетии.
Революцию юбки совершила Мэри Куант - она ввела моду на мини и получила орден Британской империи за заслуги в британском экспорте. Произошло это в середине 60-х годов.
Видысовременныхюбок
Юбка в народном костюме
Понева- домотканая клетчатая юбка из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом.
Форма
–это наружный вид швейного изделия или отдельной его детали.
Покрой
–тип конструкции отдельных видов изделий. Определяется конструктивными особенностями деталей швейного изделия, их формой и количеством
по форме (силуэту)
Прямые
Зауженные к низу
основные конструкции
КОНИЧЕСКАЯ
КЛИНЬЕВАЯ
ПРЯМАЯ
Конические юбки самые простые по конструкции, так что их чертежи можно строить прямо на ткани, без лекал.
Клиньевые юбки состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу.
Число клиньев может быть любым, но лучше четным. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бедер. Ниже линии бедер образуются равномерные фалды.
Прямая юбка. Для нее характерны шлица и прорезные карманы, иногда - вертикальная застежка по всей длине. Как правило, однотонная или с едва заметным классическим рисунком.
Определить покрой юбки
Определить покрой юбки
Определить покрой юбки
Определить покрой юбки
Определить покрой юбки
Определить покрой юбки
Определить покрой юбки
Определить покрой юбки
Определить покрой юбки
Конструирование -
проектированияодежды
Измерение фигуры человека,
Расчет основных параметров,
Построение основы чертежа швейного изделия.
Полуобхват талии
Полуобхват бедер
Длина изделия
1. Ст
2. Сб
3. Ди
Правила снятия мерок
Сантиметровую ленту нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку.
Линию талии фиксируют тесьмой или резинкой.
Сначала снимают мерки со стороны переда, затем со спины.
Все величины записывают в сантиметрах.
Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки,
Запись мерок в тетрадь
Актуализация знаний
При помощи чего снимают мерки?
Как должен стоять измеряемый?
В какой последовательности снимают мерки?
Чем отмечают линию талии? Зачем?
Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объеме их записывают?
В каком объеме записывают мерки обхватов. Почему? Как их обозначают?
Ознакомить с последовательностью подготовки выкройки к раскрою ;
Закрепить полученные знания .
Тестовая работа
Построение чертежа юбкив масштабе 1:4
указывает, во сколько раз настоящие размеры предмета меньше или больше.
Масштаб записывают в виде отношения двух чисел, первое из которых относится к чертежу, а второе – к предмету.
Масштаб 1:4 означает уменьшение в 4 раза.
- это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде.
Масштабная линейка (линейка закройщика);
Карандаш ТМ и М;
Угольник (для построения
чертежа в М1:1).
Базовая сеткачертежа
– это вертикальные и горизонтальные прямые, заключающие ширину и длину деталей изделия .
Т
Выписать мерки.
Построить прямой угол с вершиной в точке Т.
Линия бедер и низа юбки
Отложить расстояние до линии бедер
ТБ = 18-20см .
Т
Б
Отложить длину юбки
ТН = ДИ = 50 см
Н
Т
Через точки Б и Н провести горизонтальные линии бедер и низа юбки
Б
Н
Ширина юбки
ББ1=Сб+3см
Расчет по своим меркам:
ББ1= 43+ 3см =46 см
Через точку Б1 провести вертикальную линию .
На линии талии отмечаем точку Т1 , а по линии низа отмечаем точку Н1 .
Т1
Т
Б
Б1
Н
Н1
Вопросы по «Сетке чертежа прямой юбки»
Что такое сетка чертежа?
Какой отрезок чертежа определяет длину юбки?
Какой отрезок чертежа определяет линию талии?
Какой отрезок чертежа определяет линию бедер?
Какой отрезок чертежа определяет линию низа?
Какой отрезок чертежа определяет ширину юбки?
Т1
Т
Б1
Б
Н
Н1
Чтобы готовое изделие было достаточно свободными удобным в носке
Прибавка
– это величина,
которую добавляют
к размеру снятой мерки.
Пт– прибавка по талии = 1см
Пб– прибавка по бедрам = 3см
Ширина заднего полотнища
ББ2=Сб : 2 =
= 44 : 2= 22 см
Т1
Т
Т2
Б
Б1
Б2
Провести вертикальную линию через точку Б2 .
По линии талии отмечаем точку Т 2 ,
По линии низа Н 2 .
Н
Н1
Н2
О
Новое положение линии талии
Т 2 О 1см
соединивточки:
ТО,
ОТ1 .
Т
Т1
Т2
Б1
Б
Б2
Б2
Н1
Н
Н2
Место положения и раствор боковых вытачек
Сумма вытачек определяется по формуле:
S=(Cб+3см)-(Cт+1см)=
= (44+3см) - (33+1) = (47) - (34) = 13см .
Раствор боковой вытачки=S:4 =
= 13:4 = 3,25см = 3СМ
О Т3=3СМ
О Т4=3см
Вершина вытачки - Б2 Б5 = 1 см.
Соединить точки Т3,Б5,Т4 .
Т3
О
Т4
Т
Т1
Т2
Б5
Б1
Б
Б2
Б2
Н
Н1
Н2
О
Т4
Т3
Положение осевых линий талевых вытачек
Б Б3 = Б 1 Б 4 =
= 0,2 * Сб=
= 0,2 * 44 = 8,8 = 9см
Б Б3=9см
Б1 Б4=9см
Провести вертикальные осевые линии вытачек через точки Б3 и Б4
Т
Т1
Т2
Б5
Б
Б1
Б2
Б3
Б4
Н
Н1
Н2
Раствор талевых вытачек :
З.П=Т5Т6=S: 3=
=13:3 = 4, 25 = 4см
Отложить по линии талии симметрично вправо и влево от осевых линий вытачек.
П.П=Т7Т8=S: 6=
= 13:6 = 2, 25 = 2см
Вершина вытачек
Б3 Б6= 2см
Б4 Б7= 4см
Соединить точки:
Т5Б6Т6
Т7Б7Т8
Т6
Т7
Т5
Т8
Т
Б7
Б6
Б
Б3
Б4
Н
Н1
Н2
Т4
Т3
Т 7
Т 6
Т 5
Т 8
Т
Т1
Т2
Б7
Б6
Б5
Б
Б1
Б4
Б2
Б3
Н1
Н
Н2
Чертеж готов!
З.П.
П.П.
Подготовка выкройки к раскрою
Подписать названия деталей и названия срезов юбки.
Указать стрелкой направление долевой нити.
Написать величину припусков на швы (цифрами в кружочке).
Конструкция прямой юбки
Условные обозначения:
заднее полотнище
юбки
переднее полотнище
юбки
1 - линия середины
2 - линия талии
3 – вытачка
4 - линия бедер
5 - линия низа
6 - линия бока
2
2
3
3
1
1
4
4
5
5
6
Припуски на швы:
Основная деталь
По нижнему – 30 мм;
По боковым срезам – 15мм;
По верхнему срезу – 10мм.
Вопросы по теме: «Чертеж прямой юбки»
Линия середины заднего полотнища
Линия середины переднего полотнища
Линия талии заднего полотнища
Линия талии переднего полотнища
Задняя вытачка
Передняя вытачка
Боковая вытачка
Линия бедер заднего полотнища
Линия бедер переднего полотнища
Линия низа заднего полотнища
Линия низа переднего полотнища
Т6′
Т5′
Т8
Т9
Т7
Т2
Т4
Т3
Т10
Т
Т1
Т6
Т5
5
3
1
Б1
Б
Б2
Б4
Б3
Н
Н1
Н2
Урок 3
Задачи урока:
Закрепление пройденного материала.
ПовторениеТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИпри ручных работах.
Самостоятельное построениечертежа юбки по своим меркам.
Самостоятельное построениечертежа юбки по своим меркам.
Закрепление материала.
Подготовка выкройки к раскрою.
Назовите детали чертежа юбки.
Чем отличаются детали друг от друга?
Назовите отрезок на чертеже, который соответствует линии талии.
Почему чертеж построен на половину фигуры?
Назовите отрезок на чертеже, который соответствует линии бедер.
Прочитайте расчетную формулу раствора вытачек.
Урок 4.
Задачи урока:
Моделированиеодежды
это процесс разработки выкроек изделия по её графическому изображению.
Объекты моделирования :
Форма изделия,
Силуэт,
Покрой,
Выбор ткани,
Выбор отделки,
Цветового решения.
Расширение юбки по линии низа
При моделировании части юбки разделить.
На чертежах переднего и заднего полотнищ со стороны линии бокового среза отложить по линии низа требуемое расширение (5-7 см).
Соединить полученные точки Н3 и Н4 с линиями бокового среза, проведя прямые к линии к точке Л.Б.
Н3 Н4
Расширение юбки по линии низа
Обвести контур чертежа по намеченным линиям
Сужение юбки по линии низа
На чертежах П.П. и З.П. со стороны бокового среза уменьшить ширину юбки по линии низа на желаемую величину
Соединить полученные точки Н3 и Н4 с линиями бокового среза, проведя прямые к линии к точке Л.Б.
Н3 Н4
Сужение юбки по линии низа
Обвести контур чертежа по намеченным линиям.
Лишние части выкройки отрезать.
Расширение прямой юбки (методом закрытия вытачек)
1 . По осевым линиям вытачек З.П. и П.П. провести вертикальные прямые линии до их пересечения с линией низа.
2. Разрезать выкройки по этим линиям
Расширение прямой юбки
3. Раздвинуть выкройки в нижней части до полного закрытия вытачек.
4. Оформить линию низа плавной кривой.
Моделирование прямой юбки с кокеткой
Через конец вытачки П.П. (или З.П.) проводят линию кокетки АБ.
Разрезают выкройку по этой линии.
Из отрезанных верхних частей складывают кокетку , закрыв при этом вытачку.
Верхний и нижний срезы кокетки оформляют плавной линией.
Практическая работа Моделирование прямой юбки с кокеткой на П.П.
Наложить чертеж юбки в натуральную величину на лист бумаги.
Обвести карандашом контуры П.П. юбки, места расположения вытачек.
Через конец вытачки П.П. провести линию кокетки АБ.
Разрезать выкройку по этой линии.
Из отрезанных верхних частей сложить кокетку , закрыв при этом вытачку.
Наложить кокетку на бумагу, обвести , верхний и нижний срезы кокетки оформляя плавной линией.
Вырезать лекало кокетки.
Подписать детали выкройки.
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред.В.Д.Симоненко. – 2-еизд., перераб. – М.: Вентана-Граф.2006.