Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки.. Построение чертежа прямой юбки.
Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки.. Построение чертежа прямой юбки.
Тема урока: Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки.
Раздел: Конструирование и моделирование поясных швейных изделий
8 класс
Автор: Антонова Валентина Фёдоровна, учитель технологии
Тема урока соответствует программным требованиям, содержанию учебного материала для учащихся 8-го класса.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний, систематизации знаний и умений.
Форма проведения: урок с применением ИКТ
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цель урока:
Изучить последовательность построения чертежа прямой юбки, продолжить формирование понятий “прибавка на свободное облегание”, “масштаб”;
Задачи:
Развивать логическое мышление и конструкторские навыки, умение выделять главное, анализировать, делать обобщение, совершенствовать тестовую культуру.
Воспитывать самостоятельность, продолжить способствовать формированию творческого интереса учащихся.
Материально-техническое обеспечение урока: учебник “Технология 8 кл. (вариант для девочек)” под редакцией В.Д. Симоненко, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методы контроля: контроль индивидуальной практической работы, фронтальный опрос, выполнение тестовых заданий.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Учитель использует сканер и средства программы Microsoft Word, Microsoft Power Point и Microsoft Excel для подготовки мультимедийных презентаций и создания тестовых заданий.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы урока учащиеся:
Закрепляют знания правил снятия мерок и их условные обозначения.
Получают представление об основных конструкциях юбок, изучают конструкцию прямой юбки.
Знакомятся с последовательностью построения чертежа прямой юбки.
Продолжают формирование понятий “сетка чертежа”, “масштаб”, “прибавка на свободное облегание”, умеют обосновывать выбор величины прибавки
Выполняют построение чертежа прямой юбки в М 1:4 на стандартную фигуру и по своим меркам.
Знают название линий чертежа, умеют читать чертеж.
Умеют выделять главное, анализировать, делать обобщение, применять имеющиеся знания на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Материально-техническое обеспечение урока: учебник “Технология 8 кл. (вариант для девочек)” под редакцией В.Д. Симоненко, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методы контроля: контроль индивидуальной практической работы, фронтальный опрос, выполнение тестовых заданий.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Учитель использует сканер и средства программы Microsoft Word, Microsoft Power Point и Microsoft Excel для подготовки мультимедийных презентаций и создания тестовых заданий.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы урока учащиеся:
Закрепляют знания правил снятия мерок и их условные обозначения.
Получают представление об основных конструкциях юбок, изучают конструкцию прямой юбки.
Знакомятся с последовательностью построения чертежа прямой юбки.
Продолжают формирование понятий “сетка чертежа”, “масштаб”, “прибавка на свободное облегание”, умеют обосновывать выбор величины прибавки
Выполняют построение чертежа прямой юбки в М 1:4 на стандартную фигуру и по своим меркам.
Знают название линий чертежа, умеют читать чертеж.
Умеют выделять главное, анализировать, делать обобщение, применять имеющиеся знания на практике.
Построение чертежа прямой юбки.
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;
проверка готовности рабочих мест;
создание положительного настроя учащихся на урок.
Оргмомент
Приветствие,
Проверка отсутствующих на уроке
Проверка готовности к уроку,
Мотивация на урок - желает успеха.
Здравствуйте девочки! Сегодня мы с Вами должны творчески развить себя, а для этого нам необходимо хорошее настроение.
Посмотрите, пожалуйста, на оформление доски, я думаю, для вас уже стало понятно, чем же мы будем заниматься на уроке (Приложение 1)
Да, правильно на рисунках юбки, значит, Ответ: сегодня мы будем учиться рассчитывать величины для построения чертежа, учиться последовательности и правилам построения и оформления чертежа юбки.
А теперь, прочитаем карточку 2 (Приложение 2), как вы думаете, в какой последовательности мы будем работать. Давайте разберём алгоритм изучения данного раздела «Конструирование и моделирования поясных изделий». У нас с вами цель: изготовить прямую юбку. А что для этого надо – снять мерки… закончите мою фразу (кто желает ответить?)…(Работа со словарными словами)
Многие из вас сейчас могут подумать, а зачем мне это надо, мне это неинтересно.
У меня есть предложение – а может ли кто-то из вас всего за одну минуту убедить своих одноклассниц в том, что изучение этой темы просто необходимо и пригодится если не сейчас, то в будущем? (Ответ учащейся)
А у кого есть другое мнение? (Ответ учащейся)
Ну, хорошо, а сейчас давайте мы с вами немножко попутешествуем и вернемся так сказать в историю. Мы много знаем об одежде, о силуэтах, и поэтому вы можете рассказать нам, вернее напомнить что-то интересное из истории юбки, пожалуйста, кто готов? (Ответ учащейся). Обучающиеся слушают, думают, задают три вопроса по теме выступления, кто задавал вопросы – получают жетон, который в дальнейшем суммируется.
Работа с классом:
На доске карточка (Приложение 3) Приём «З-Х-У». Мы с вами раньше работали по этой карточке, напоминаю.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы - «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы - «Узнали».
«Знаю»
«Хочу узнать»
«Узнал»
Учитель: Девочки, вспомните, что фиксирует взгляд, брошенный на идущего мимо человека, мы в первую очередь видим - (Ответ-силуэт).
А что такое силуэт? (Ответ учащейся)
Учитель: Правильно. Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеч, длиной и шириной изделия внизу.
А от чего зависит характер одежды?
Ответ: От стиля
Учитель: Что такое стиль?
(Ответ: Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношения к окружающему миру).
Учитель: Но какой бы стиль, силуэт, вид одежды мы не выбрали, прежде чем ее сшить ее нужно спроектировать и сконструировать – точно так же, как любой станок, машину.
Да, вспомните, пожалуйста, какие специалисты участвуют в процессе изготовления одежды? (Профминутка – приложение 4)
1)Художник-модельер, который придумывает новые модели одежды и воплощает их в рисунках и готовых изделиях; 2)художник-конструктор воплощает идей художника-модельера в чертежи и выкройки; 3)технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды; швея (или оператор швейного оборудования) непосредственно выполняет швейные операции.
Конструирование прямой юбки.
Сообщение познавательных сведений с практическим закреплением:
Объяснение нового материала.
Построение чертежа прямой юбки.
Построение чертежа прямой юбки мы будем выполнять, используя инструкционные карты и мультимедийный проектор.
Вы, я думаю, из программы 5-7 классов помните, какой большой метод построения чертежа изделия там описан.
Мы же с вами сегодня на уроке будем учиться построению чертежа прямой юбки, так сказать – из опыта работы, вы научитесь быстрому построению юбки, причем в дальнейшем, при усвоении темы урока и большом желании с вашей стороны вы сможете выполнять построение чертежа сразу на ткани.
Прямые юбки состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища, нити основы в которых проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании ее можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой. Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки или сборки, кокетки, карманы и т.д.
Чертеж будем выполнять в рабочей тетради в масштабе 1:4 (масштаб уменьшения). Для этого мы будем использовать “линейку закройщика”.
А в каком размере мы строим чертеж? (Ответ: В половинном, т.к. детали симметричны).
Итак, метод построения чертежа рассмотрим как в геометрии. Записываем:
Дано: Ст-35
Сб – 44
Ди - 50
Сделать расчёты для построения переднего и заднего полотнищ юбки.
Важно: От точности измерения зависят и качество чертежа и правильная посадка изделия на фигуре человека.
Как я уже говорила - прямые юбки состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища.
Вы знаете, что заднее полотнище меньше переднего, поэтому мы этот момент учитываем при построении чертежа изделия.
А что еще нам необходимо помнить при построении любого изделия?
(Ответ: конечно, же, прибавки). А кто помнит, прибавки, что это?
Прибавки – это величина… (продолжите предложение) которая обеспечивает свободу движений, дыхания, создают воздушную прослойку, необходимую для теплозащитных свойств одежды (гигиенические требования). Прибавки используют при решении декоративно-конструкторских задач (эстетические требования). А что будет, если мы построим чертеж юбки без учета прибавок?
Ответ учащихся…
Учитель: ещё мы должны учитывать, конечно, же, выточку. Закончите мою фразу …выточка нужна для того, чтобы…изменить объем по линии талии. Итак, мы вспомнили все необходимое. Начинаем построение чертежа.
Скажите мне, а что вы помните о припусках на раскрой, какой припуск на раскрой мы обычно применяем по низу изделия? (Ответ: 4-5 см), совершенно верно.
Построение заднего полотнища юбки (Объяснение нового материала)
Первый этап
Следующее действие: от полученного ровного среза отступить 5см и по линейке провести ещё одну линию. Эта линия низа изделия, ставим ( . ) Н, от этой точки откладываем мерку Ди= 50 см, ставим (.)Т.
От (Т) влево откладываем постоянную величину 18см, получаем (.) Б
Из полученных точек проводим вниз перпендикуляры к прямой НТ.
От (.) Б вниз откладываем (Сб:2)-2 + П= (44:2)+ 1 = 23, получаем (.) Б1
Соединяем полученные точки плавной линией и продолжаем прямую линию вниз параллельно прямой НБ, получаем (.) Н1
Второй этап
повышение линии талии, положение осевой линии вытачки на заднем полотнище юбки, расчет вытачки, построение вытачки, оформление вытачки.
Повышение линии талии: Т1 = 1 см (вверх)
Положение осевой линии вытачки на заднем полотнище ТВ = 9 см
Вытачка на линии талии.
От (.)Т вниз откладываем 9 см и проводим вниз перпендикуляр не доходя до линии бёдер 4 см. Откладываем по 1,5 см в обе стороны (раствор вытачки), тем самым мы отложили раствор выточки. Оформление вытачки.
Оформляем полученный чертеж заднего полотнища юбки: Н_Т_Т1_Б1_Н1. Оформляем линию талии, плавной лекальной линией, учитывая повышение по линии талии в 1 см.
ученикам дается задание “начертить чертеж переднего полотнища юбки” по меркам:
Аналогично производим построение переднего полотнища юбки, учитывая, что переднее полотнище будет на 2 см больше заднего, что следует из того, что…
Переднее полотнище юбки по линии талии: (Ст:2)+2=35:2+2+3(В)+1(П)=23,5
Переднее полотнище юбки по линии бедер: (Сб:2)+2+1(П)=44:2+2+1=25
Построение выточки на переднем полотнище аналогично построению выточки на заднем полотнище, длина вытачки не доходит до линии бедер на 6 см. Оформляем полученный чертеж переднего полотнища юбки. Заостряю внимание учеников на том, что чертеж следует выполнять аккуратно и четко, так как небрежное оформление чертежа может привести к дефектам при изготовлении изделий.
Работа на закрепление:
Продолжите предложения…
1.Первое предложение начинается со слов: Я считаю, что…
2. Предложение (объяснение, своей позиции) Потому что…
3.Умейте доказать правоту своей позиции Я могу доказать это на примере…
4 предложение (следствие, суждение, выводы) Исходя из этого, я делаю вывод о том, что… Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового узнали на уроке?
Анализ деятельности учащихся подведение итогов урока (5 минут):
Итак, вы теперь знаете, как нужно строить чертеж прямой юбки. Выполнив сложную работу, вы сегодня ознакомились с непосредственной работой конструктора швейных изделий, художника-модельера. Именно конструктора разрабатывают чертежи основ конструкции швейных изделий. Узнали, что основные конструкции юбок – это прямая, коническая, клиньевая. Для изготовления прямой двухшовной юбки 48 размера вам понадобится 70 см ткани - шириной 140 см, или 140 см ткани - шириной 80-100 см.
Обобщение и систематизация знаний (5 минут):
Блиц-контрольная
учащиеся делятся на 2 команды и дают ответы на вопросы “ДА” или “НЕТ”.
Проверка знаний по теме “Конструирование юбки”.
1.Мерка Сб необходима при построении переднего полотнища юбки? (Да.)
2.Длина изделия измеряется от линии бедер до желаемой длины? (Нет.)
3.Понева – это современный вид юбки? (Нет.)
4.Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Ст, Сб? (Да.)
5.Мерка Ст определяет ширину юбки? (Нет.)
6.К ассортименту поясной одежды относится юбка, шорты брюки? (Да.)
7.Нить основы тянется больше? (Нет.)
8.Для построения чертежа юбки необходима ли прибавка к полуобхвату бедер? (Да.)
9.Нужно ли фиксировать линию талии шнурком при снятии мерок? (Да.)
10.Эстетическое требование определяет качество одежды? (Нет.)
11. При оформлении линии талии учитывают ли повышение по линии талии в 1 см? (Да)
Оценить деятельность учащихся на уроке – отлично, хорошо, удовлетворительно.
VII. Рефлексия
Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
Ребята, наш урок состоялся. Пришло время подвести итог. Еще одно творческое задание
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема прямая юбка.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему прямая юбка.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме прямая юбка.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Вопрос: Считаете ли Вы, что изучение технологии важно Вам для общего развития?
На непредвиденный случай
Установить соответствие.
Условные обозначения мерок
Назначение мерок
1
Ст
А
Для определения расстояния от линии талии до линии бедер
2
Сб
Б
Для определения длины пояса и расчета ширины вытачек.
3
Ди
В
Для определения ширины юбки и расчета ширины вытачек.
1.Подготовить карточки – задания (3 вопроса) по теме “ Построение чертежа прямой юбки”,
2.Сообщение – презентация на тему “ Построение чертежа прямой юбки”,
создать кластер по теме: «Конструирование юбки».
3.По журналам мод выполнить несколько зарисовок современного костюма. Проанализировать эти зарисовки с целью выделения больших геометрических форм. Изобразить рядом с зарисовками условный геометрический вид формы каждого костюма.
Сделать расчёты для построения переднего и заднего полотнищ юбки
Построение заднего полотнища юбки
1.От полученного ровного среза отступить 5см и по линейке провести ещё одну линию. Эта линия низа изделия, ставим ( . ) Н, от этой точки откладываем мерку Ди= 50 см, ставим (.)Т.
От (Т) влево откладываем постоянную величину 18см, получаем (.) Б
Из полученных точек проводим вниз перпендикуляры к прямой НТ.
От (.) Б вниз откладываем (Сб:2)-2 + П= (44:2)+ 1 = 23, получаем (.) Б1
Соединяем полученные точки плавной линией и продолжаем прямую линию вниз параллельно прямой НБ, получаем (.) Н1
2.Повышение линии талии, положение осевой линии вытачки на заднем полотнище юбки, расчет вытачки, построение вытачки, оформление вытачки.
Повышение линии талии: Т1 = 1 см (вверх)
Положение осевой линии вытачки на заднем полотнище ТВ = 9 см
Вытачка на линии талии.
От (.)Т вниз откладываем 9 см и проводим вниз перпендикуляр не доходя до линии бёдер 4 см. Откладываем по 1,5 см в обе стороны (раствор вытачки), тем самым мы отложили раствор выточки. Оформление вытачки.
Оформляем полученный чертеж заднего полотнища юбки: Н_Т_Т1_Б1_Н1. Оформляем линию талии, плавной лекальной линией, учитывая повышение по линии талии в 1 см
Инструкционная карта №2
Переднее полотнище юбки по линии талии: (Ст:2)+2=35:2+2+3(В)+1(П)=23,5
Переднее полотнище юбки по линии бедер: (Сб:2)+2+1(П)=44:2+2+1=25
Построение выточки на переднем полотнище аналогично построению выточки на заднем полотнище, длина вытачки не доходит до линии бедер на 6 см. Оформляем полученный чертеж переднего полотнища юбки. Заостряю внимание учеников на том, что чертеж следует выполнять аккуратно и четко, так как небрежное оформление чертежа может привести к дефектам при изготовлении изделий.