Предмет | технология |
Класс | 5 |
Тип урока/занятия | урок открытия нового знания |
Технология построения урока/занятия | проблемно-диалогическая |
Тема | Виды ручных швов. Техника их выполнения. |
Цель | создание условий для формирования у обучающихся понятий «шов», «строчка», «стежок», «длина стежка», «ширина шва» и овладения знаниями ручных стежков и строчек, технике их выполнения. |
Основные термины, понятия | «шов», «строчка», «стежок», «длина стежка», «ширина шва»; сметать, приметать, наметать, заметать, обметать, выметать, пришить. |
Планируемый результат |
Предметные умения иметь представление о понятиях «шов», «строчка», «стежок», «длина стежка», «ширина шва»; уметь измерять ширину шва; уметь выполнять ручные строчки: сметочную, наметочную, заметочную, копировальную, выметочную; знать технологические особенности выполнения строчек временного назначения; знать терминологию ручных работ: сметать, приметать, наметать, заметать, обметать, выметать, пришить. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать правильно выполненное задание от неправильного; осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс.: учеб. для общеобрават. учреждений/О.А. Кожина, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2012. Графическое изображение ручных строчек. Технические средства обучения Рабочая коробочка с ручным инструментом, утюг, гладильная доска. Рабочие ученические приспособления, папка, клей. |
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка обучающихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: коммуникативные: | – Здравствуйте, девочки! Сегодня мы продолжим изучение разделов программы. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", что нужно было принести на урок? | Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» и необходимых инструментов и приспособлений. |
Актуализация опорных знаний и умений | Предметные: Метапредметные (УУД): познавательные: регулятивные: коммуникативные: | – Вспомните, какие виды рукоделия вы освоили в младших классах. | Обучающиеся вспоминают чему научились в начальной школе, высказывают свое мнение. |
Постановка учебной проблемы | Предметные: Метапредметные (УУД): познавательные: регулятивные: коммуникативные: | – На доске показаны различные изображения. Как вы думаете, что это и с помощью чего это сделано? – Т.е. можно сказать, что это ручные швы. – Итак, сформулируйте тему урока. – Чем мы будем сегодня на уроке заниматься? – Запишем число и тему урока в тетрадь. | Обучающиеся высказывают свои предположения о графическом изображении ручных строчек. Выполнять образцы ручных швов. Обучающиеся записывают число и тему урока в тетрадь. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Предметные: Метапредметные (УУД) познавательные: регулятивные: коммуникативные: | На доске показано графическое изображение шва. Посмотрите внимательно на изображение и расставьте следующие понятия: строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. – Теперь давайте сформулируем понятия и запишем их в тетрадь. Строчка – это ряд повторяющихся стежков. Стежок – переплетение ниток между двумя проколами иглы. Длина стежка – расстояние между двумя последовательными проколами иглы. Шов – это место соединения деталей. Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки. | Обучающиеся расставляют эти понятия в соответствии с рисунком. Обучающиеся формулируют понятия: строчка, стежок, длина стежка, шов, ширина шва. |
Открытие нового знания | Предметные: Метапредметные (УУД) регулятивные: познавательные: коммуникативные: | – Рассмотрим классификацию стежков. Они могут быть ручные и машинные. И ручные и машинные строчки могут быть соединительными и отделочными. Ручные стежки делят на: Прямые Косые Крестообразные Петлеобразные (демонстрация ручных стежков) – Рассмотрим прямые строчки: Сметочная строчка: стежок (1 – 1,5) см; Lст.=(1,5 – 2,0) см Наметочная строчка: стежок (1 – 1,5) см; Lст.=(2,0) см Заметочная строчка: стежок (1 – 1,5) см; Lст.=(1,5 – 2,0) см Копировальная строчка: Lст.=(1,0 – 1,5) см; высота петельки до 0,7 см. – Существуют определенные правила выполнения ручных работ: Стежки временного назначения выполняются хлопчатобумажными нитками контрастного цвета. Длина ручных стежков должна соответствовать нормам. Строчки закрепляют 3-4 обратными стежками. | Работа обучающихся в тетради. Обучающиеся помогают сформулировать правила выполнения ручных работ. |
Первичная проверка понимания | Предметные: Метапредметные (УУД) регулятивные: познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: | – Откройте учебник на странице 127. Вы видите, что здесь показано графическое изображение строчек и дано технологическое описание. – Давайте внимательно прочтем и определим технологическую последовательность выполнения образцов прямых ручных строчек. | Работа с учебником. |
Применение новых знаний | Предметные: знать правила техники безопасности при работе ручным инструментом; уметь работать с ручным инструментом; уметь измерять длину стежка, ширину шва; владеть сравнением длины стежка. Личностные: Метапредметные (УУД) регулятивные: познавательные: коммуникативные: | – Давайте вспомним правила безопасной работы с ручным инструментом. – Сейчас вы должны выполнить образцы строчек: сметочной, наметочная, выметочной, заметочной, копировальная, соблюдая все технические условия. Красиво оформить в альбоме по 2 образца, подписав название этих строчек. Практическая работа В процессе работы обучающихся проводится текущий инструктаж, включающий в себя: контроль за работой обучающихся; правильность выполнения приемов работы, соблюдение техники безопасности, технологии выполнения; аккуратность в работе; бережное отношение к инструментам; экономное расходование ниток. | Беседа с обучающимися. Обучающиеся работают индивидуально, выполняя образцы ручных строчек и оформляют их в альбоме. |
Рефлексия учебной деятельности | Предметные: Метапредметные (УУД) регулятивные: познавательные: коммуникативные: | – Существует много вариантов выполнения ручных работ, а также множество разных способов соединения деталей. Для каждого из них существует свое название. Сейчас мы определим их различия. – Как вы думаете, что означает термин «сметать»? – Что означает термин «наметать»? – Что означает термин «заметать»? – Откройте учебник на стр. 123, где приведены значения данных терминов. Эту терминологию необходимо выучить (5 определений). Работа в парах. Проверьте себя. Заполните таблицу: ручная строчка | применение | сметочная | | | для закрепления края детали | копировальная | | После заполнения таблицы проводится проверка. – А теперь ответьте на вопрос: Что на уроке вам легко далось, а в чем вы испытывали трудность? – А теперь запишем домашнее задание. На следующий урок принести рабочие приспособления, учебник, выучить определения на стр.123. – Спасибо за урок. Урок окончен. | Обучающиеся выдвигают свое предположение. Открывают учебник и читают определения терминов. Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Взаимопроверка. Обучающиеся высказывают свое мнение об уроке. Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. Обучающиеся складывают рабочие приспособления. |