Раздел: Технология обработки ткани.
Разработал урок: Бойко Ольга Ивановна, учитель МБОУ Воднобуерачная СОШ, Камышинский район, Волгоградской области.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: образцы ручных швов, плакат «ручные швы», рабочая тетрадь, ножницы, нитки, ручная игла.
Структурные элементы урока | Планируемые результаты | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
предметные | УУД |
1. Организационный момент | Умение организовывать рабочее место | Личностные: Мобилизация внимания, выполнение заданий творческого характера, позволяющих учащемуся чувствовать себя успешным, стремиться к совершенствованию Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Проверьте, всё ли есть на вашем рабочем месте. | - Дерево достижений Добрый день! Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Желтый — проявят активность. Синий — будут настойчивы в работе. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, организуют рабочее место. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Понимание и определение понятий цель и задачи урока | Коммуникативные. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Регулятивные. Способность прогнозировать деятельность на уроке | - Какие профессии, связанные с шитьём вы знаете? Все ли из приведенных примеров строчек вы умеете выполнять? Сформулируйте цель урока. Для этого необходимо решить следующие задачи: - познакомиться с понятиями: строчка, стежок, шов. -познакомиться с классификацией строчек. - познакомиться с терминологией ручных работ. -выполнить практическую работу. | Каждый учащийся в школе может научиться шить несложные вещи. Умение шить приучит к аккуратности, усидчивости. При изготовлении изделий многие детали соединяют между собой вручную. Посмотрите на репродукцию, где представлено платье 16 века. Сшито оно вручную. Это огромный титанический труд портнихи. Недаром в Великобритании поставлен первый памятник портнихе. СЛАЙД 2;3;4;5 Профессия портного во все времена заслуживала уважения. Создаёт проблемную ситуацию, задаёт вопросы учащимся. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знаний и незнаний. |
3. Актуализация опорных знаний | | Коммуникативныеучёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. -Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии -Познавательные: анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации. | - Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать? -Какие виды ремёсел связанных с шитьем вы знаете? -Какие приемы шитья вам известны? (Изучались в начальной школе) -Как организовать рабочее место? - Какие инструменты и материалы могут понадобиться? - Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний | Предлагает ответить на вопросы | Предполагаемые ответы: -без техники безопасности, -умение шить ручными стежками -лоскутное шитье, вышивка. - вперёд иголкой Организация рабочего места. ТБ на рабочем месте - Ткань лоскутки, мелок, игла, наперсток, ножницы |
4. Первичное усвоение новых знаний | Уметь называть строчку, стежок, шов, знать временные ручные стежки и их назначение. Инструменты и материалы, организовывать рабочее место, соблюдение Т.Б. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Слайд 6 На доске слова «шов», «строчка», «стежок», «длина стежка» Соотнести определения со слайда № 6 с понятиями на доске. Найдите на образцах стежок, строчка, шов. Аргументируйте свой выбор. Чем шов отличается от строчки? Строчка от стежка? Записать определения в тетрадь. Рассмотрим представленные образцы. Составим классификацию стежков. Слайд 7 В тетради записываем «Классификация стежков». (найти на образцах) Временные . Слайд 8 , 9-12 Соединительные – сметочные, копировальные. Постоянные. Слайд 13 Соединительные – стачной Слайд 14-17. Краевые - подшивочные косые, обметочные косые, отделочные. Виды строчек: (зарисовываем) вперед иголку назад иголку петельный крестообразный стебельчатый тамбурный. Слайд 18 Терминология ручных работ. В целях экономии времени учитель раздаёт учащимся распечатанную таблицу, которую они наклеивают в тетрадь. Название работы (термин) | Содержание работы | Применение | Смётывание (сметать) | Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, смёточными стежками. | Смётывают плечевые, боковые или другие срезы деталей. | Намётывание (наметать) | Временно соединить две детали смёточными стежками, когда одна деталь накладывается на другую. | Наметать карманы, кокетку, отделку и др. | Замётывание (заметать) | Временно закрепить подогнутый край изделия или детали смёточными стежками. | Заметать низ юбки, платья, рукава и т.д. | Обмётывание срезов (обметать) | Обработать срезы детали обмёточной строчкой | Предохранение срезов от осыпания. | Выметывание (выметать) | Выправить и временно закрепить смёточной строчкой края детали. | Выметать воротник, бретели и т. д. | Пришивание (пришить) | Прикрепить к изделию фурнитуру отделку и украшение. | Пришить пуговицы, крючки, кнопки. | | Демонстрация презентации Стежок - переплетение нити между двумя проколами иглы. Строчка - ряд повторяющихся стежков. Шов - место соединения двух и более деталей. Длина стежка – равна длине нити на поверхности ткани и расстоянию между стежками. ПРАВИЛА ТБ 1.Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице. 2. Инструменты и приспособления в определенном месте. 3. Пользоваться наперстком 4.Класть ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. 5. правильно передавать ножницы. Ты с иголкой не шути И в руках не тереби А уж взяв ее за ушко Уколи ее в подушку С ножницами тоже не играй И, держа за острый край, Другу их передавай. Лишь окончена работа – Ножницам нужна забота: Не забудь ты их закрыть, и на место положить | Умение анализировать, аргументировать, делать выводы и обобщать, классифицировать. Делают записи в тетради. |
5. Первичная проверка и закрепление полученных знаний | Умение применять полученные знания в практической деятельности. | Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, умение работать в группе. Познавательные: применять полученные знания. | Слайд 19 На доске слова « Инструменты», «Приспособления». Задание- какая разница между этими понятиями? Задание - распределить по разделам «Инструменты» и «Приспособления -ручная игла, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, манекен, резец, линейка, угольник. Где применяют прямые стежки? Где применяют петельные стежки? « Организация рабочего места для выполнения ручных работ»; «Техника безопасности при выполнении ручных работ» (работа по группам) работа по учебнику стр.15 | | Самостоятельно работают с учебниками. Выполняют задания |
6. Практическая работа | Умение применять полученные знания в практической деятельности | Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Коммуникативные: умение позитивно сотрудничать с учителем. Познавательные: применять полученные знания. | | | |
7. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция | Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. | - Давайте обсудим результаты выполненных работ в тетради и практических работ. | Вместе с учащимися обсуждают результаты выполненных работ, консультирует, советует. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. | оценивают свою работу и работу одноклассников. Анализируют свою деятельность на уроке |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Умение самостоятельно применять полученные знания | Коммуникативные: Планирование, сотрудничество с одноклассниками, с учителем. | - Ребята, для того чтобы закрепить умения, полученные на сегодняшнем уроке, дома продолжите выполнять ручные стежки и строки, образцы выполненных работ приклеить в альбом для практических работ. | Организовывает обсуждение и запись домашнего задания. | Записывают домашнее задание |