Тема: «Виды машинных швов. Выполнение соединительного стачного шва и
краевого шва в подгибку».
Цели урока:
- Обучающие: ознакомить учащихся с видами машинных швов, дать характеристику каждому шву, с условиями и приёмами выполнения соединительного и краевого швов и основными терминами, научить стачивать однородные срезы деталей.
- Развивающие: развивать навыки работы на швейной машине, расширить знания о способах соединения срезов деталей.
- Воспитывающие: воспитывать аккуратность и внимательность во время работы, развивать координацию движения рук, эстетический вкус.
Тип занятия: комбинированный
Форма работы: фронтальная, работа в парах сменного состава.
Оборудование: Швейная машина, рабочая тетрадь, образцы и схемы швов соединительного и краевого, набор ручных инструментов, гладильная доска, утюг.
Инструменты: иглы, ножницы, булавки, нитки.
Материалы: 1) Лоскутки ткани для образцов.
2) Презентации:
а) схема машинного шва;
б) образцы и схемы швов;
в) работа со словарем.
3) Раздаточный материал:
а) тесты для проверки знаний по технике безопасности при работе с иглами,
ножницами, утюгом и на швейных машинах;
б) карта с последовательностью выполнения машинных швов;
в) тесты для закрепления материала.
Структура занятия
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.
а) Тесты на проверку знаний по технике безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом.
б) Заправка верхней и нижней нити в машинку.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с условиями и приёмами выполнения соединительного и краевого швов и основными терминами.
IV Закрепление изученного материала.
1. Тесты для закрепления нового материала
2. Практическая работа. Выполнение швов: стачного шва взаутюжку и вразутюжку.
V. Подведение итогов занятия:
1. Анализ работы учащихся.
2. Домашнее задание.
Конспект занятия
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверить посещаемость учащихся и готовность к уроку.
2. Актуализация знаний:
метод обучения - игровая ситуация.
- Чтобы перейти к новой теме мы с вами должны повторить правила техники безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом и заправку верхней и нижней нити в машинке. Работа будет проходить по подгруппам.
У каждой подгруппы будет своё задание.
Первая подгруппа будет повторять технику безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом. (Приложение 1)
Учащимся (по очереди) предлагается поработать в роли учителя и провести блиц-опрос. «Учитель» проговаривает каждое правило и задает проблемные вопросы, начинающиеся, например: “Как вы думаете, почему свет должен падать спереди или слева? “если девочки затрудняются ответить, то комментирует сама. Подгруппа участвует в беседе.
Правила ТБ при работе на швейной машине: Слайд 3.
· Сидеть на стуле перед швейной машиной прямо, на расстоянии 10-15 см от края стола. Неправильная рабочая поза нарушает осанку, вызывает быструю утомляемость и вредит работе органов пищеварения.
· При работе на швейной машине волосы убрать под косынку, застегнуть пуговицы рукавов одежды.
- Убрать с машины посторонние предметы.
- Следить за правильным положением рук.
- Держать иглы и булавки только в игольнице.
- Не оставлять ножницы открытыми. Передавать их, держа за замкнутые лезвия, ручками вперед.
- Обрезать нитки только ножницами.
· Если игла сломалась, найти сломанные части и отдать учителю.
А вторая подгруппа будет повторять заправку верхней и нижней нити в машинке. Учащиеся, выполняют заправку верхней и нижней нитей, работая в парах сменного состава: Ученица в паре заправляет нити и наблюдает за ее работой соседка, затем соседка заправляет. После выполнения работы учащиеся производят взаимоконтроль.
Прежде чем сесть за машинку не забывайте о санитарно-гигиенических требованиях при работе на швейной машине.
Кто справится с заданием, поднимает руку. А теперь поменяемся.
Молодцы, все хорошо справились с заданием.
3. Изучение нового материала.
- Тема нашего сегодняшнего занятия, “Виды машинных швов. Выполнение соединительного стачного шва и краевого шва вподгибку”, откройте тетради и запишите тему урока.
Швейная машина значительно облегчает шитьё одежды. Если сравнить машинные швы и ручные, то мы увидим, что машинные швы красивые, ровные и крепкие чем ручные. С помощью машинных швов работа выполняется намного быстрее, чем в ручную.
В результате соединения двух или нескольких слоев материала машинной строчкой получается шов.
Приложение 2. Обратите внимание на схему шва. На схеме показано соединение двух образцов ткани машинной строчкой.
Словарная работа.
Шов – это место соединения двух или нескольких деталей строчкой.
Строчка – это ниточное деталей, ряд повторяющихся стежков.
Стежок – это переплетение нитей между двумя проколами ткани иглой.
Ширина шва – это расстояние от срезов деталей до строчки.
В тетради зарисуйте схему машинного шва. (Приложение 2). Запишите в тетрадях основные понятия.
Слайд 4.
Все машинные швы в зависимости от назначения делятся на:
– соединительные;
– краевые;
– отделочные
Соединительные швы служат для соединения отдельных деталей изделия.
Краевые швы для обработки краёв и срезов и предохранения их от осыпания.
Декоративно – отделочными швами декоративно оформляют изделие.
Слайд 5. Соединительные швы делятся на:
– стачные;
– настрочные;
– накладные.
Сегодня мы с вами познакомимся со стачными швами вразутюжку и взаутюжку и попробуем их выполнить на машинке по технологической карте с последовательностью выполнения машинных швов. (Приложение 3)
Ход работы: Стачной шов вразутюжку. Слайд 8.
- Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.
- Сметать детали от края на 1,5 см.
- Прострочить на машинке.
- Удалить нитки смётывания.
- Разутюжить шов.
Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, плечевого шва, стачивание рукавов и т.д.
Откройте карту с последовательностью выполнения стачного шва взаутюжку
Ход работы: Шов взаутюжку. Слайд 8.
- Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.
- Сметать детали от края на 1,5 см.
- Прострочить на машинке.
- Удалить нитки смётывания.
- Заутюжить шов.
Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, притачивание воротника к горловине, обтачки на юбке и т. д.
Слайд 6. Краевые швы делятся на:
– обтачные;
– окантовочные;
– в подгибку.
Зарисуйте в тетрадях схему: “Краевые швы”.
Сегодня мы с вами познакомимся с краевыми швами в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом.
Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с открытым срезом. (Приложение 3)
Ход работы: Шов в подгибку с открытым срезом. Слайд 9
- Подогнуть срез ткани на 1,5 см. и сметать.
- Застрочить подогнутый срез.
- Удалить нитки смётывания, и приутюжить шов.
- Срез обработать ножницами зигзаг.
Обычно когда шьют изделие срез обрабатывается на оверлоке а затем подгибают.
Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки и др.
Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с закрытым срезом. (Приложение 3)
Ход работы: Шов в подгибку с закрытым срезом. Слайд 8; 9
- Подогнуть срез ткани два раза и сметать.
- Застрочить подогнутый срез.
- Удалить нитки смётывания, и проутюжить шов.
Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки, карманы, а также обрабатывая края салфеток, скатерти.
Мы с вами познакомились с последовательностью выполнения машинных швов стачного взаутюжку и вразутюжку и краевого в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом.
IV. Закрепление изученного материала.
А сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили, названия сегодняшних швов я для вас подготовила тест, на которые вы должны ответить.
Тесты по теме «Машинные швы» 5 класс
1. Для чего служат соединительные швы?
Выбрать правильный ответ.
А) для закрепления подогнутого края изделия;
Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;
В) для временного соединения двух деталей.
2. Какие швы относятся к соединительным?
Выбрать правильный ответ.
А) стачной взаутюжку;
Б) шов вподгибку с открытым срезом;
В) накладной с закрытым срезом;
Г) шов вподгибку с закрытым срезом.
3. Какие швы относятся к краевым?
Выбрать правильный ответ.
А) накладной с закрытым срезом;
Б) шов вподгибку с закрытым срезом;
В) стачной вразутюжку.
4. Для чего применяются краевые швы?
Выбрать правильный ответ.
А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;
Б) для закрепления подогнутого края изделия;
В) для украшения изделий.
5. Для чего применяется накладной шов с закрытым срезом?
Выбрать правильный ответ.
А) для присоединения накладных карманов;
Б) для притачивания манжет;
В) оба ответа верны.
Практическая работа. Слайд 11; 12.
Переходим к практической работе выполнения машинных швов.
Краткий инструктаж о технике безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом и швейными машинами. Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Слайд 12.
Откройте карту последовательность выполнения стачного шва вразутюжку и взаутюжку положите перед собой, чтобы вам было удобней работать. (Приложение 3)
Шов стачной вразутюжку:
- Возьмите лоскутки ткани (две детали) можно сколоть для удобства чтобы детали не смещались: ровно сложите и сметайте смёточным швом от края на 1,5 см. декоративные иглы уберите в игольницу.
- Прострочите на машинке.
- Удалите нитки смётывания.
- Разутюжите швы.
Шов стачной взаутюжку:
Та же самая последовательность выполнения, что и шов вразутюжку. Только швы нужно заутюжить.
V. Целевые обходы учителя.
Во время выполнения практической работы учитель обходит рабочие мест, контролирует соблюдение санитарно-гигиенических условий, технику безопасности, правильно ли организовано рабочее место, правильную посадку за машинкой во время работы, правильные приемы в работе, соблюдение технологических условий и технологической последовательности во время работы.
VI. Подведение итогов занятия.
Анализ работы учащихся в процессе их выполнения.
Выставление оценок за урок.
На следующем занятии мы с вами продолжим изучать машинные швы, их назначение и последовательность выполнения.
Уборка рабочих мест учащимися.
Домашнее задание.
• Выучить название машинных швов по таблице в учебнике.
• Прикрепить образцы в альбом.