Тема урока: Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Получение ткани. Понятие о прядении и ткачестве. Лицевая и изнаночная сторона ткани. | Тип урока: Урок усвоения новых знаний: | |
Цель урока | Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. |
Задачи урока: | Образовательные: сформировать понятия: волокна растительного происхождения; прядильное, ткацкое, отделочное производства. Научить: определять направление уточной и долевой нити; лицевую и изнаночную стороны ткани; выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани. |
Развивающие: развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы. |
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе. Воспитывать уважение к мастерам прошлого и настоящего. |
Планируемые результаты | Предметные | Знать: - волокна растительного происхождения, - прядильное, ткацкое, отделочное производства. Уметь: - определять направление уточной и долевой нити, - определять лицевую и изнаночную стороны ткани. - выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани. |
Личностные | Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование. Нравственно – этическое оценивание. |
Метапредметные | Коммуникативные | Коррекция высказанных мнений. Определение целей. Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, оценка действий и коррекция их и высказанных мнений. Договариваются и приходят к общему мнению. Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями. |
Регулятивные | Целепологание, планирование, прогнозирование. Контроль . Коррекция. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи. Контроль и коррекция. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Познавательные | Формирование познавательной цели, Формулирование проблемы. .Работа с разными источниками. Анализ с целью выделения признаков. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Понимать на слух ответы учащихся. |
Межпредметные связи | История, информатика и ИКТ, русский язык и литература. |
Ресурсы урока | Презентация «Швейное материаловедение», схема с перечнем вопросов-суждений. ФОПД «ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ», игра «ЛОТО», тест по теме «Материаловедение», таблица «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани», табличка – фиксация знания и незнания. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
УМК | Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.- М.: ДРОФА, 2014. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, 2 мин. | Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Организовывает рабочее место в соответствии с требованиями ТБ и С-Г требований. | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | самоорганизация, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин. | «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК» Преподаватель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)". Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. | Дети отвечают на вопрос, формулируют цель и задачи урока. | | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4 | Актуализация знаний, 3 мин. | ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА» Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. - Как вы думаете, нужно ли знать каждой девочке, какие бывают ткани, из каких волокон их производят, как правильно ухаживать за одеждой из разных тканей? - На экране термины к сегодняшнему уроку, посмотрите на них вдумчиво и скажите, какой, по вашему мнению, является главным? - Как вы думаете, что изучает наука «материаловедение»? | Отвечают на вопросы, в ходе разрешения проблемной ситуации, выводят понятие «материаловедение», которое является названием раздела, который они будут изучать на протяжении нескольких уроков. | На экране термины по материаловедению. | Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия | Познавательные: -осуществлять расширенный поиск информации; -определять значение и смысл термина; -переводить информацию в разные формы предъявления; -создавать творческий продукт. |
5 | Первичное усвоение новых знаний, 20 мин. | Разбивает класс на подгруппы, раздает тексты «Из истории швейного материаловедения», «Хлопковое волокно», «Производство пряжи», «Ткачество», «Отделка изделия», «Джон Кей – английский изобретатель, по профессии суконщик», «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей», «Новые компьютерные технологии», | Дети делятся на подгруппы «Доктор исторических наук», «Заслуженный хлопковод», «Главный специалист по выращиванию льна», «Знаменитая прядильщица», «Прославленная ткачиха», «Мастер отделочного цеха», «Кандидат исторических наук», «Товаровед», «Специалист компьютерных технологий». «ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ» К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений: - Почему? - Как доказать? - Чем объяснить? - Вследствие чего? - В каком случае? - Каким образом? Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь. | Презентация «Швейное материаловедение», схема с перечнем вопросов-суждений. ФОПД «ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ». | Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий | Регулятивные: -принимать и сохранять учебное задание; -соотносить известное в рамках изучаемой темы с неизвестным; -определять личнозначимую цель в рамках учебной темы; -умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. |
6 | Первичная проверка понимания, 5 мин. | Учитель раздает карточки лото с вопросами и ответами. | Детям нужно закончить предложения. | Игра «ЛОТО» | Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения. | Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.. |
7 | Первичное закрепление, 5 мин. | Учитель предлагает тест по теме урока | Отвечают на вопросы теста | Тест по теме «Материаловедение». | Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений | анализ, синтез, обобщение классификация, -постановка и формулирование, - структурирование знаний (алгоритм) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
12 | Практическая деятельность учащихся, 45 мин | Практическая работа №1 «Определение в ткани направления нитей основы и утка», Практическая работа№2 «Определение лицевой и изнаночной стороны». Лабораторно-практическая работа «Изучение нитей основы и утка» Порядок выполнения работы: Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку). Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь. Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая? Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая? Какая нить тянется больше, а какая меньше? Все ответы запишите в таблицу. | Заполняют таблицу «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани», приклеивают образцы тканей в тетрадь. | Таблица «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани» | Самостоятельное вы-полнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации | Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов. Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций. Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая к коллективе. |
13 | Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений, 3 мин. | Создает условия для самооценивания результатов деятельности учащихся, помогает формулировать затруднения, осуществляет коррекцию. | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. | | Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений | анализ, синтез, обобщение классификация, -постановка и формулирование, - структурирование знаний (алгоритм) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин. | Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению. | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Выполнить дома работу по собственному выбору: • Составить и оформить коллекцию тканей и других текстильных изделий. Темы коллекций могут быть разнообразными: «Разновид¬ности тканей по волокну», «Разновидности тканей по назначению», «Разновид¬ности тканей по способу отделки» и т. д. • Подобрать или нарисовать иллюстрации к теме: Хлопчатобумажные и льняные ткани». • Подготовить интересные сообщения по данной теме. • Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях. | Мотивация на выполне-ние домашнего задания, определенного педагогом. Самоопределение в со-держании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки | Личностные: умение про-вести само-оценку и ор-ганизовать взаимооцен-ку. Познаватель-ные: умение сформулиро-вать алго-ритм дей-ствия; выяв-лять допу-щенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества ко-нечных ре-зультатов. |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия, 3 мин. | Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально). | Заполняют таблицу в тетради Понятие Знала Узнала Хочу узнать | Табличка – фиксация знания и незнания. | Получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности. | Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств |