Вводный этап. Вызов | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Целеполагание, умение анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения цели. Познавательные УУД: Умение анализировать, синтезировать, выдвигать гипотезы. Умение сравнивать и строить причинно-следственные связи. | 1.Приветствует учащихся, предлагает проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. 2.Предлагает вспомнить изучаемую тему и расшифровать название темы. 3.Какое растение, применяемое человеком для создания нитей и тканей, уже изучили? 4.Предлагает поиграть в игру «Верите ли вы?». Учитель высказывает утверждение, ученики соглашаются или опровергают его. Примерные утверждения учителя: Верите ли вы, что: Хлопок – растение, распространенное в северных странах – Финляндии, Швеции, на территории Карелии. Волокно, применяемое человеком, содержится в лепестках цветов растения. Хлопок, собранный вручную, чище, чем собранный машинами. Волокна хлопка нужны растению лишь для красоты. На планете есть много растений, на которых растёт подобное волокно. Древние греки и египтяне умели выращивать и перерабатывать хлопок. Суровая ткань – ткань, созданная из натурального волокна, но не отбеленная и не крашеная, имеет тот же цвет, что и волокно в природе. Суровая хлопчатобумажная ткань имеет ярко-розовый оттенок. Натуральные волокна – это волокна, которые растут на волоконных деревьях. При покупке предмета одежды мы можем определить, из какого волокна создан данный материал, при помощи бирки, прикреплённой к припуску левого бокового шва. 5.Предлагает учащимся рассказать, что они уже знают о натуральных волокнах и предположить, что ещё необходимо изучить по данной теме. | 1. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность. 2.Называют изучаемую тему – материаловедение – наука о свойствах материалов. 3.На прошлом уроке изучали создание х/б нитей и тканей. 4. Поочерёдно высказывают своё мнение и таким образом повторяют материал прошлого урока. 5.Перечисляют уже знакомые им факты и приходят к выводу, что есть ещё какие-то растения, в которых содержатся волокна, пригодные для создания нитей, их-то и необходимо сегодня изучить. Формулируют тему урока (Натуральное волокно – лён). Формулируют цели урока (Изучить места распространения льна на планете, технологию выращивания, переработки, полезные свойства льняного волокна и тканей из льна). |
Основной этап. Осмысление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Целеполагание, умение анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения цели. Познавательные УУД: Способность выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений фактов. Умение анализировать, синтезировать, оценивать. Умение выдвигать гипотезы. Умение строить причинно-следственные связи. | Предлагает учащимся, используя жизненный опыт, вспомнить: из каких ещё растений человек создает одежду? в какой сказке главной героине приходится создавать ткань из растений? Как в сказке была описана последовательность производства нити? Предлагает рассмотреть растения, льняное волокно из очёсов и сделать вывод, в какой части растения содержится волокно? Физкультминутка: предлагает учащимся выбрать один отрез ткани на двоих и определить направление долевой нити. Предлагает учащимся разделиться на две группы и разработать предполагаемую последовательность обработки льняного волокна при помощи раздаточного материала «Лён». Учитель предлагает ученикам заполнить шапку таблицы «Общее – уникальное при производстве ткани». Содержимое таблицы ученики заполняют по мере просмотра фильма о процессе производства льна в Карелии. Работа индивидуальная, на оценку. По окончании просмотра фильма, сравнить историческую технологию и способ, разработанный учениками. Команда, предположившая правильную последовательность, получает высокую оценку. В случае, если одна или обе команды предположили технологию, далёкую от реальной, этот вид деятельности не оценивается, так как пятиклассники этому лишь учатся. Физкультминутка. Представить что-то зелёное и небесно-голубое. | Отвечают на вопросы учителя и делают вывод, что волокно содержится в стебле. Выбирают отрез ткани, выходят перед классом и вспоминают правила определения долевой нити в ткани. При помощи раздаточного материала составляют предполагаемую последовательность обработки льняного волокна и объяснить свой выбор, опираясь на знания последовательности обработки хлопка. Смотрят фильм, во время остановок заполняют таблицу. |
Заключит. этап. Рефлексия. | Регулятивные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | Предлагает учащимся проанализировать урок и сделать вывод, добились ли мы поставленных целей, узнали ли что-то новое, нужно ли жителям 21 века знать свойства и технологию производства тканей из натуральных волокон. Домашнее задание: найти в Интернете информацию о том, популярна ли сегодня ткань из крапивы, и почему крапива | Делают выводы, что нового узнали на уроке, нужна ли эта информация в повседневной жизни, достигли ли целей, заявленных в начале урока. Записывают в дневник |