Тема: « Столовые корнеплоды. Луковичные овощные растения. »
Цели урока:
образовательные:
1. Познакомить обучающихся с понятием корнеплоды.
2. Учить различать корнеплоды и луковичные овощные растения.
развивающие:
1. Способствовать формированию активного восприятия материала урока через использование средств ИКТ.
2. Способствовать развитию памяти через усвоение новых терминов.
3. Способствовать развитию логического мышления через применение ди-дактического материала.
воспитательные:
1. Воспитывать интерес к урокам сельскохозяйственного труда
через демонстрацию практической значимости.
2. Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.
Наглядность:
презентация
Оборудование:
индивидуальные карточки-задания;
учебник ;
мультимедийный проектор ;
ПК ;
экран.
Ход урока:
I.Организация начала урока.
Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.
1)Сверить количество обучающихся по списку.
2)Проверить готовность обучающихся к уроку.
Учитель:
- Ученики, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.
-Ребята, на этом уроке мы будем изучать тему: «Столовые корнеплоды. Луковичные овощ-ные растения ». Вы узнаете, почему корнеплоды называются столовыми и познакомитесь с несколькими видами луковичных растений.
III.Разминка.
Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся.
- Ребята, какой сейчас урок?
-Какой он по счету?
-Какой сегодня день недели?
1.Работа в тетради.
Запись числа и темы урока.
(Обратить внимание на осанку обучающихся, на соблюдение орфографического режима, на аккуратность письма).
Учитель:
- Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим пройденный материал.
IV. Проверка домашнего задания.
Цель: закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме.
1. Фронтальный опрос.
- Что такое овощи?
- Почему человеку необходимо употреблять овощи в пищу?
- В каком виде мы используем овощи в пищу?
- На какие группы можно разделить все овощные растения?
2.Сопоставить группы овощных растений и овощные культуры (расставить стрелки). На выполнение задания- 2 мин.
КОРНЕПЛОДЫ УКРОП,САЛАТ,ПЕТРУШКА
КАПУСТНЫЕ ОВОЩНЫЕ ОГУРЕЦ,ТОМАТ,ПЕРЕЦ
РАСТЕНИЯ
ПЛОДОВЫЕ ОВОЩНЫЕ СВЕКЛА,МОРКОВЬ,РЕПА
РАСТЕНИЯ
ЛУКОВИЧНЫЕ ОВОЩНЫЕ КАПУСТА ЦВЕТНАЯ,КАПУСТА
РАСТЕНИЯ БРОККОЛИ, КАПУСТА КОЧАННАЯ
ЗЕЛЕННЫЕ ОВОЩИ ЛУК, ЧЕСНОК
КАПУСТНЫЕ ОВОЩНЫЕ ОГУРЕЦ,ТОМАТ,ПЕРЕЦ
РАСТЕНИЯ
ЗЕЛЕННЫЕ ОВОЩИ КАПУСТА ЦВЕТНАЯ, КАПУСТА
БРОККОЛИ,КАПУСТА КОЧАННАЯ
ПЛОДОВЫЕ ОВОЩНЫЕ УКРОП,САЛАТ,ПЕТРУШКА
РАСТЕНИЯ
3.Задание «Угадай на вкус» (необходимо с закрытыми глазами съесть кусочек овоща и на-звать его)
Учитель:
- Молодцы, ребята. Тему прошлого урока вы усвоили хорошо. Прежде чем перейти к изуче-нию новой темы, немного отдохнем.
V.Физкультминутка (проводит обучающийся).
-Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(Потягивание – руки в стороны.)
Вот салат, а вот укроп
Там морковь у нас растёт.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(Потягивания – руки в стороны.)
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного.
(Потягивания – руки вперёд.)
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
VI.Работа по теме урока.
Цель: познакомить обучающихся с видами столовых корнеплодов и луковичных овощных растений.
1.Загадки
Учитель:
- Тема сегодняшнего урока «Столовые корнеплоды. Луковичные овощные растения». Слайд №1. О каких растениях сегодня пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадки. Слайд №2.
Я кругла и крепка,
Тёмно-красные бока.
Я гожусь на обед,
И в борщи, и в винегрет. ( СВЁКЛА)
Слайд №3.
В землю спряталась девица,
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную………. (МОРКОВКУ)
Слайд №4.
Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? ( РЕПКА)
Слайд №5.
На вкус она чуть-чуть горька,
Но внутри бела, крепка.
Мы её на тёрке трем,
Тем, кто заболел, даем. (РЕДЬКА)
Слайд №6
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (РЕДИС)
Все разгаданные слова размещены на слайде (свёкла, морковь, репа, редька, редис)
2.Объяснение учителя.
-Все эти растения относятся к группе «Корнеплоды». Слайд №7
Корнеплоды- это разросшиеся утолщенные части стебля и корней растений. Слайд №8
Они делятся на 2 группы: столовые и кормовые.
Столовыми их называют потому, что они употребляются в пищу.
Кормовые корнеплоды используют для кормления животных. Их мы будем изучать позже.
3.Работа в тетради.
Записать определение КОРНЕПЛОДЫ в тетрадь.
Зарисовать схему.
Столовые корнеплоды: столовая свекла, столовая морковь, репа, редька, редис.
Остановимся подробнее на столовых корнеплодах. К столовым корнеплодам относят сто-ловую свеклу, столовую морковь, репу, редьку, редис. Слайд №9.
Столовые корнеплоды- двулетние растения. Слайд №10.В первый год жизни из семян вы-растают растения с корнеплодами. На следующий год при посадке корнеплодов из них вы-растают высокие стебли, на которых образуются цветки и плоды. Так как семена получаются на второй год жизни, эти растения называют двулетними.
В столовых корнеплодах содержится много витаминов и других полезных для человека веществ. Поэтому они являются очень ценными продуктами питания. Не менее ценными яв-ляются и следующие овощные растения.
4.Загадки. Слайд №11.
Учитель:
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну а плачут все вокруг,
Потому что чистят…….( ЛУК)
Маленький, горький,
Луку брат. ( ЧЕСНОК)
5.Объяснение учителя.
- Луковичные растения человек использовал в пищу с давних пор.
Слайд №12.Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Не зря говорят « Лук- от семи недуг».
Луковичные растения бывают двулетние, трехлетние, многолетние.
Двулетний лук даёт цветоносные стебли, цветки и семена на второй год жизни, трехлетний- на третий год, многолетний лук может расти на одном месте много лет.
Самый распространенный из луковичных- репчатый лук. За ним идет чеснок, потом лук-порей, лук- шалот и лук- батун.
Слайд№13.Репчатый лук- имеет длинные трубчатые листья, под землей образуется лукови-ца.
Слайд №14.Чеснок- имеет длинные плоские листья, под землей образуется луковица, со-стоящая из одной или нескольких долек (зубков).
Слайд №15.Лук- шалот- растение образует 5-20 некрупных луковиц.
Слайд №16.Лук- порей- широкие плоские листья и продолговатая луковица. Луковицу с крупным стеблем используют в супах, салатах и как приправу. У молодых растений упот-ребляют в пищу и листья.
Слайд №17.Лук- батун- выращивают только для получения зеленых листьев. Луковиц не образуется.
6.Работа в тетради. Слайд №18
Луковичные растения:
репчатый лук,
чеснок,
лук- порей,
лук- батун,
лук- шалот..
Слайд 19 (пустой)
VII. Закрепление изученного материала.
Цель: способствовать развитию мышления и памяти обучающихся.
1.Задание «Убери лишнее».
2 уровень
Лук-шалот, репчатый лук, редис, лук-батун, петрушка, лук-порей, морковь.
3 уровень
Репа, столовая свекла, столовая морковь, чеснок, редис.
2. Задание «Распредели по группам».(Обучающиеся прикрепляют магнитом то растение, которое им досталось, в определённую группу).
Столовые корнеплоды Луковичные овощные растения
3.Кроссворд «Угадай-ка!»
Отгадать загадки и полученные ответы вписать в клетки.
Ключевое слово- ОВОЩИ.
VIII.Объяснение домашнего задания.
Цель: воспитывать у обучающихся чувство ответственности за выполнение задания.
-Прочитать материал
IX.Подведение итогов урока.
Цель: прививать обучающимся навыки самоконтроля.
Учитель:
- К концу подходит наш урок,
Давайте подведем итог.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Оценки за работу на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учить различать корнеплоды и луковичные овощные растения.
развивающие:
Способствовать формированию активного восприятия материала урока через использование средств ИКТ.
Способствовать развитию памяти через усвоение новых терминов.
Способствовать развитию логического мышления через применение дидактического материала.
воспитательные:
Воспитывать интерес к урокам сельскохозяйственного труда
через демонстрацию практической значимости.
2. Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.
Наглядность:
презентация
Оборудование:
индивидуальные карточки-задания;
учебник ;
мультимедийный проектор ;
ПК ;
экран.
Ход урока:
I.Организация начала урока.
Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.
1)Сверить количество обучающихся по списку.
2)Проверить готовность обучающихся к уроку.
Учитель:
- Ученики, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.
-Ребята, на этом уроке мы будем изучать тему: «Столовые корнеплоды. Луковичные овощные растения ». Вы узнаете, почему корнеплоды называются столовыми и познакомитесь с несколькими видами луковичных растений.
III .Разминка.
Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся.
- Ребята, какой сейчас урок?
-Какой он по счету?
-Какой сегодня день недели?
1.Работа в тетради.
Запись числа и темы урока.
(Обратить внимание на осанку обучающихся, на соблюдение орфографического режима, на аккуратность письма).
Учитель:
- Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим пройденный материал.
IV. Проверка домашнего задания.
Цель: закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме.
1. Фронтальный опрос.
- Что такое овощи?
- Почему человеку необходимо употреблять овощи в пищу?
- В каком виде мы используем овощи в пищу?
- На какие группы можно разделить все овощные растения?
2.Сопоставить группы овощных растений и овощные культуры (расставить стрелки). На выполнение задания- 2 мин.
КОРНЕПЛОДЫ УКРОП,САЛАТ,ПЕТРУШКА
КАПУСТНЫЕ ОВОЩНЫЕ ОГУРЕЦ,ТОМАТ,ПЕРЕЦ
РАСТЕНИЯ
ПЛОДОВЫЕ ОВОЩНЫЕ СВЕКЛА,МОРКОВЬ,РЕПА
РАСТЕНИЯ
ЛУКОВИЧНЫЕ ОВОЩНЫЕ КАПУСТА ЦВЕТНАЯ,КАПУСТА
РАСТЕНИЯ БРОККОЛИ, КАПУСТА КОЧАННАЯ
ЗЕЛЕННЫЕ ОВОЩИ ЛУК, ЧЕСНОК
КАПУСТНЫЕ ОВОЩНЫЕ ОГУРЕЦ,ТОМАТ,ПЕРЕЦ
РАСТЕНИЯ
ЗЕЛЕННЫЕ ОВОЩИ КАПУСТА ЦВЕТНАЯ, КАПУСТА
БРОККОЛИ,КАПУСТА КОЧАННАЯ
ПЛОДОВЫЕ ОВОЩНЫЕ УКРОП,САЛАТ,ПЕТРУШКА
РАСТЕНИЯ
3.Задание «Угадай на вкус» (необходимо с закрытыми глазами съесть кусочек овоща и назвать его)
Учитель:
- Молодцы, ребята. Тему прошлого урока вы усвоили хорошо. Прежде чем перейти к изучению новой темы, немного отдохнем.
V.Физкультминутка (проводит обучающийся).
-Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(Потягивание – руки в стороны.)
Вот салат, а вот укроп
Там морковь у нас растёт.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(Потягивания – руки в стороны.)
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного.
(Потягивания – руки вперёд.)
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
VI.Работа по теме урока.
Цель: познакомить обучающихся с видами столовых корнеплодов и луковичных овощных растений.
1.Загадки
Учитель:
- Тема сегодняшнего урока «Столовые корнеплоды. Луковичные овощные растения». Слайд №1. О каких растениях сегодня пойдёт речь , вы узнаете , отгадав загадки. Слайд №2.
Я кругла и крепка,
Тёмно-красные бока.
Я гожусь на обед,
И в борщи, и в винегрет. ( СВЁКЛА)
Слайд №3.
В землю спряталась девица,
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную………. (МОРКОВКУ)
Слайд №4.
Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? ( РЕПКА)
Слайд №5.
На вкус она чуть-чуть горька,
Но внутри бела, крепка.
Мы её на тёрке трем,
Тем, кто заболел, даем. (РЕДЬКА)
Слайд №6
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (РЕДИС)
Все разгаданные слова размещены на слайде (свёкла, морковь, репа, редька, редис)
2.Объяснение учителя .
-Все эти растения относятся к группе «Корнеплоды». Слайд №7
Корнеплоды- это разросшиеся утолщенные части стебля и корней растений. Слайд №8
Они делятся на 2 группы: столовые и кормовые.
Столовыми их называют потому, что они употребляются в пищу.
Кормовые корнеплоды используют для кормления животных. Их мы будем изучать позже.
Остановимся подробнее на столовых корнеплодах. К столовым корнеплодам относят столовую свеклу, столовую морковь, репу, редьку, редис. Слайд №9.
Столовые корнеплоды- двулетние растения. Слайд №10.В первый год жизни из семян вырастают растения с корнеплодами. На следующий год при посадке корнеплодов из них вырастают высокие стебли, на которых образуются цветки и плоды. Так как семена получаются на второй год жизни, эти растения называют двулетними.
В столовых корнеплодах содержится много витаминов и других полезных для человека веществ. Поэтому они являются очень ценными продуктами питания. Не менее ценными являются и следующие овощные растения.
4.Загадки. Слайд №11.
Учитель:
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну а плачут все вокруг,
Потому что чистят…….( ЛУК)
Маленький, горький,
Луку брат. ( ЧЕСНОК)
5.Объяснение учителя.
- Луковичные растения человек использовал в пищу с давних пор.
Слайд №12.Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща и целебного средства чуть ли не от всех болезней. Не зря говорят « Лук- от семи недуг».
Луковичные растения бывают двулетние, трехлетние, многолетние.
Двулетний лук даёт цветоносные стебли, цветки и семена на второй год жизни, трехлетний- на третий год, многолетний лук может расти на одном месте много лет.
Самый распространенный из луковичных- репчатый лук. За ним идет чеснок, потом лук-порей, лук- шалот и лук- батун.
Слайд№13.Репчатый лук- имеет длинные трубчатые листья, под землей образуется луковица.
Слайд №14.Чеснок- имеет длинные плоские листья, под землей образуется луковица, состоящая из одной или нескольких долек (зубков).
Слайд №15.Лук- шалот- растение образует 5-20 некрупных луковиц.
Слайд №16.Лук- порей- широкие плоские листья и продолговатая луковица. Луковицу с крупным стеблем используют в супах, салатах и как приправу. У молодых растений употребляют в пищу и листья.
Слайд №17.Лук- батун- выращивают только для получения зеленых листьев. Луковиц не образуется.
6.Работа в тетради. Слайд №18
Луковичные растения:
репчатый лук,
чеснок,
лук- порей,
лук- батун,
лук- шалот. .
Слайд 19 (пустой)
VII. Закрепление изученного материала.
Цель: способствовать развитию мышления и памяти обучающихся.