Урок технологии (девочки) " Силуэт и стиль»
Цели урока:
- Сформулировать учащимися свое собственное отношение к моде.
- Ознакомить учащихся с понятиями: “силуэт”, “стиль в одежде”.
- Дать представление о возможных цветовых сочетаниях в одежде. Актуализировать имеющиеся знания по цветоведению.
Тип занятия: комбинированное.
Форма проведения: Лекция с практической частью.
Метод: Поисковый, иллюстративный.
Материально-техническое оснащение урока:
- Наглядные пособия: изображения “силуэт” и “стиль” в одежде; журналы мод; таблицы хроматических, ахроматических цветов, гаммы цветов одного цветового тона, но с разными оттенками – теплыми и холодными.
- Оборудование: Лист ватмана формата А 4, карандаши ТМ, М.
Ход уроков
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Основная часть
Объяснение нового материала
I. Исторические сведения.
Первобытному человеку нужны были свободные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. Пояс, расположенный на талии, послужил первоосновой для одежды. В дальнейшем на пояс стали что – либо надевать – появились передники, юбки, брюки (в настоящее время юбки и брюки называются поясными изделиями).
В качестве материала для одежды человек использовал все то, что могло выполнить защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев и т.п. Выбор материалов для первобытной одежды обусловлен самой природой, в которой жил человек, и главным материалом повсеместно были шкуры животных.
Примитивная одежда первобытного человека представляла собой покрытие с вырезом или разрезом в середине для головы, которое прикрывало спину, грудь, бедра, защищая тело от неблагоприятных воздействий внешней среды – холода, сырости, жары. Наряду с защитой тела человека от внешних воздействий, условием возникновения и совершенствования одежды являлся труд человека как главная движущая сила в развитии общества: совершенствовался человек, совершенствовались орудия труда, совершенствовалась одежда и обувь.
Первоначальные формы одежды (целиком используемой шкуры) закрывавшей грудь и живот ( в виде передника) или спину, в зависимости от способа крепления:
- шкуры крепили на плече, связывая лапы – наплечная накидная одежда;
- посредине шкуры делали отверстие для надевания ее через голову – туника, пончо;
- покрытие обертывали вокруг туловища, закрепляя его сбоку и на плече – нагрудник – бунд
II. “Красота и мода”
Модой называют существующее в определенный период и общепринятое на данном этапе отношение к внешним формам культуры, в том числе одежды. Историческое развитие одежды неразрывно связано с модой, и между ними поэтому обычно ставится знак равенства. В изменение моды каждый раз снова и снова возникает обещание окончательного “идеала красоты”
Человеческое тело является основополагающим предметом модной стилизации. Одежда подчеркивает или скрывает определеннее части тела для приближения силуэта к общепринятому идеалу. Она поправляет и стилизует.
Подражание является необходимой предпосылкой моды, ее противоречием. Человек приспосабливается к окружающему миру, он приемлет моду, но с помощью моды стремиться отличиться от окружающих. Человек подражает другим и в тоже время старается в этой форме подражания осуществить свою собственную самостилизацию, свое представление о себе самом
Закономерности развития моды.
Модный цикл можно разбить на фазы:
- Возникновение оригинала модели;
- Признание их модной актуальности в узком кругу;
- Распространение удешевленного варианта среди масс;
- Пресыщение;
- Затухание интереса или полное исключение товара.
У не очень дорогих предметов циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону. Такая сезонная обусловленность основными фазами – весна – лето и осень – зима – является признаком процесса развития моды.
Функции моды.
- Функция биостимулирования и обновления. Обновлять облик человека, стимулировать жизненные процессы, способствовать их нормальному течению. Модный ритм четко соответствует смене природных ритмов.
- Социальная функция. Мода определяется как социальный феномен. Мода весьма значима для общества, в ней четко просматривается социальная и идеологическая ориентация, определяется ценностная установка общества, которые и обуславливают динамику ее развития.
Различается 7 аспектов социальной функции моды:
- Может выступать как безобидная игра фантазии, как каприз людей;
- Мода дает возможность избежать тирания обычаев;
- Является формой санкционированного риска, связанного с нововведением;
- Мода позволяет индивидууму отчетливо демонстрировать свое “я”;
- Используется для маскированного выражения сексуальных интересов;
- Производит постоянное выделение класса элиты;
- Служит средством внешней поддельной идентификации группы людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высокостатусной группой.
Основные отличия элитарной моды: индивидуальное изготовление, способ ношения, максимальное соответствие между всеми элементами костюма и его назначение – ансамбливость
Направления в современной моде:
- Костюм (от франц. Comtume – “одеяние” – это устойчивые типичные, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия эпохи. Костюм несет в себе определенный художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи.
- Композиция (от лат. Compozitio – “составление, сочинение, соединение”), т.е. сочетание элементов одежды, объединенных в единое целое замыслом художника – модельера.
При разработке новой модели художник – модельер учитывает назначение одежды, фактуру ткани, ее цвет, размеры рисунка, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к ней, направление моды, возраст и занятие человека, которому она предназначена, формы и пропорции фигуры человека.
Пропорции – это соотношение костюма по величине меду собой и в сравнении с фигурой человека. Длина, ширина, объем юбки, рукава, форма головного убора и деталей влияют на зрительное восприятие фигуры человека. В костюме применяют естественные пропорции (для любой фигуры) и сознательно нарушенные (для устранения недостатков фигуры).
Цвет – одно из самых выразительных средств в костюме.
Выбор цвета зависит от:
- Индивидуальных особенностей человека (глаза, волосы);
- Сезонности (лето-зима);
- Возраста (дети – более яркие рис. 1, а взрослые – более сдержанные рис. 2);
- Рода занятий (деловой костюм, форменная одежда).
- Аксессуары (от франц. аccessories “мелкая деталь”) – это дополнения к одежде: чулки, шарф, платок, сумка, пояс, перчатки, зонтик…
Ансамбль (от франц. еnsemble “вместе”) – гармоничное по цвету и форме сочетание одежды с головным убором и аксессуарами; все вещи подобраны дуг к другу и выглядят как единое целое.
Ассортимент (от франц. аssoriment) – это совокупность швейных изделий от белья до верхней одежды.
Гардероб (от франц. garbe-robe) – это вся одежда, принадлежащая одному человеку и отвечающая определенным социальным, климатическим условиям и образу жизни человека.
Гарнитур (то франц. garniture) – это определенный круг вещей, выполняющих общую функцию (из одного материала и общего стиля).
Комплект – это полный набор вещей, выполненных из сочетающихся материалов, имеющих общее назначение и стилевое решение.
Набор – это ряд вещей, выполняющих общую функцию (белье, Обувь, юбки, кофты и т.д.), где единство материала и стиля не обязательно.
Стиль лат.stilus – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль – это манера одеваться. (Мода приходит и уходит, а стиль остается.)
Основные стили
- Древнегреческий характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Эти одеяния назывались по– разному: хитон, гаматий, тога, туника (рис.3 а, б).
- Готический – стиль средневековой Европы XII – XIII вв. – заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде (рис. 4 а, б).
- Для ренессанса характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становиться широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта, обнажаются шея и руки (рис 5 а, б).
- Одежда стиля барокко (XVII – XVIII вв.) характеризовалось сложностью и многослойностью (рис. 6 а, б).
- Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными (рис. 7 а, б).
- Классицизм (конец XVIII в.) в одежде характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм (рис. 8 а, б).
- Стиль ампир (XIX в.) освободил женское тело от корсета. Платье легкое прозрачное, из воздушных тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры (рис. 9 а, б).
- Романтизм (XIX в.). Вновь в платье появляется кринолин – бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается (рис. 10 а, б).
- Стиль модерн (конец XIX – начало XX в.) характеризует стремительное изменение форм платья – от легкого, полуприлегающего к тяжелому, потному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса (рис. 11).
Таким образом, одежда всегда отражала суть времени и образа жизни людей.
Современный стиль одежды характеризуют простота и художественная выразительность, разнообразие форм и материалов, гармоничная согласованность формы с назначением и материалом. В одежде XXI в. стали традиционными приемлемые в настоящее время костюмов различных исторических эпох.
Принято различать четыре основных стиля: классический (строгий, деловой, элегантный) (рис. 1Спортивный (удобный для движения, активного отдыха и работы).
Романтический и фантази (рис.14, рис.15)
Силуэт – это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, четко ограниченных контурами. Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеч, длиной и шириной изделия внизу. Для точной характеристики силуэт сравнивают с геометрическими фигурами (например, трапеция (рис.16), треугольник ( рис.17), овал – (рис. 18) или с различными предметами (карандаш (рис. 19), тюльпан – (рис.20).
Форма костюма, его силуэт ограничены силуэтными линиями, а внутри силуэта располагаются линии разного назначения:
фасонные (модельные) – подчеркивают особенности силуэта, например линии воротника и лацканов, линия “реглана” и т.п.;
конструктивные – создают объемную форму костюма в пространстве, необходимы для создания силуэта и посадку его на фигуре человека, например плечевые и боковые швы, средняя линия спинки и т. п.;
декоративные – служат для украшения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма, например кокетки, карманы, драпировки и т.п.
Идеальное человеческое тело еще у древних греков считалось образцом гармонии и соразмерности объемов форм и линий. Если за единицу измерения (модуль) принять размер головы, можно рассмотреть отношение частей фигуры между собой. Модуль в росте фигуры укладывается 7,5 – 8 раз. Ширина плеч – 1,5 модуля, ширина бедер – 1,6 модуля, ширина талии – 1 модуль. В верхней части фигуры – от темени до талии – модуль укладывается 3 раза, в нижней – 5 раз. Расстояние от темени до бедер равно длине ног (4модуля). Локтевой сгиб находится на уровне талии. Длина руки равняется 3-м модулям (рис.21).
Пропорциональность фигуры человека зависит не только от правильно выбранных пропорций одежды, но и от прически, величины головного убора, высоты каблука обуви и т.д. Все это должен учитывать художник – модельер при разработке моделей одежды. Одним из средств связи в единое целое всех элементов композиции модели является ритм.
Ритмом называется закономерное чередование соизмеримых форм и элементов одежды.
Самое простое проявление ритма – это повторение одного и того же элемента через равные промежутки. Такой вид ритма называется метрическим (рис. 22). Нарастание или убывание элемента характеризует пропорционально – последовательный ритм (рис. 23). В радиально – лучевом ритме организация элементов может быть лучевой или радиальной (рис. 24)
Контрольные вопросы
- Какие изделия относятся к плечевой одежде и почему они так называются?
- Дайте определение понятия “мода”, назовите объекты ее деятельности?
- Сформулируйте свое собственное отношение к моде?
- Чем руководствуется художник – модельер в работе над композицией в одежде?
- Что вы знаете о силуэте?
- Что такое пропорции в одежде?
- Расскажите о ритме. Как он может отражаться на композиции модели?
- Чем отличается классический стиль одежды от спортивног