План урока по технологии в 7классе
Раздел: Конструирование и моделирование плечевых изделий.
Тема урока: Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока: кратко познакомить обучающихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде, воспитание эстетического вкуса.
Наглядные пособия: рисунки одежды разных эпох, журналы мод, рабочая тетрадь, ИКТ.
Словарь: Силуэт, стиль.
Ход урока
I .Организация урока.
1.Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изучение нового материала.
1.Словесно - иллюстративный рассказ.
Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся её происхождением.
Первоначально одежда отличалась крайней примитивностью и делилась главным образом на плечевую и поясную. Плечевая состояла из куска ткани, перекинутого через плечо. В Древней Греции женщины и мужчины носили лёгкие одежды уложенные строгими и плавными складками, от чего их фигуры напоминали собой величавые колонны, которыми греки так любили украшать свои жилища.
Поясная одежда применялась в виде набедренного прикрытия, от которого ведут своё происхождение передник, юбка, штаны. Несколько позже этот примитивный костюм – передник был заменён более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. У древних египтян и римлян этот костюм назывался туникой.
С развитием человеческого общества костюм усложняется. Как любое произведение искусства, костюм создаётся с помощью свойственных ему выразительных средств, определяющих восприятие , согласованность и гармонию между всеми его частями.
Первое, что фиксирует беглый взгляд, брошенный на идущего мимо человека, - это его силуэт. А «рисует», создаёт силуэт одежда. Связь частей одежды, обуви и головного убора, является формой костюма и характеризуется силуэтом.
Силуэт ( французское слово) – внешние очертания любого предмета, подобно его тени.
Современный костюм можно вписать в одну из простых геометрических фигур
- Прямоугольник
-Овал
-Треугольник
-Трапеция
Изменения в моде находят отражение прежде всего именно в силуэте. Через определённые промежутки времени линии силуэта повторяются, возвращаются и становятся модными. При всём многообразии современной одежды можно выделить четыре силуэта, которые на протяжении последних десятилетий постоянно в моде: прямой, полуприлегающий, приталенный и трапециевидный.
Прямой силуэт – наиболее « универсальный», подходит практически для всех типов фигур.
Приталенный силуэт отличают расширенная линия плеча, низа и зауженная талия.
Полуприлегающий силуэт слегка подчёркивает формы фигуры.
Силуэт «трапеция» характеризует расширение от линии плеча или проймы. Одежда этого силуэта хорошо смотрится на высокой фигуре.
2.Практическая работа. Изучение силуэтов в современной одежде
.
1)Определить силуэт одежды по журналам мод.
2)Нарисовать в рабочей тетради силуэты современных направлений моды.
3)Подберите силуэт по типу фигуры: - высокая, худая;
-низкого роста, полная;
-среднего роста с тонкой талией.
3. Словесно - иллюстративный рассказ о стиле в одежде.
Мода и костюм всегда отражают стиль и эпоху. История знает такие стили, которые достигли особо высокого совершенства и просуществовали очень долго. Например, стили «рококо», «барокко».
Что такое стиль? Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, в котором отражена культура, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани.
Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от неё длительностью существования, он регулирует, направляет моду.
«Мода проходит, стиль остаётся» Коко Шанель.
В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.
Классический стиль (деловой) мало подвержен капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения покрой ( чуть уже или шире плечо, лацкан, плотнее или свободнее изделие по линии талии), отделку одежды. К этому стилю можно отнести жакет, кардиган, жилет, платье – футляр, юбку – карандаш.
Спортивный стиль наиболее распространён в наше время среди молодёжи. Одежда спортивного стиля удобна, комфортна. Это достигается за счёт кроя и стрейч – тканей. Ассортимент – куртки, брюки, юбки, комбинезоны, полукомбинезоны. Отличительная особенность – изобилие карманов, застёжек - «молнии», кокеток, отделочных строчек.
Романтический стиль (фантазийный) подчёркивает женственность и обаятельность. Этому стилю присущи различного рода отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани воздушные, блестящие, бархатные. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки.
У одежды есть своё назначение. Не стоит в театр надевать спортивный костюм, а на работу – вечернее платье. Одежда и поведение человека характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы. В народе говорится: «Встречают по одёжке», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы.
4. Практическая работа. Изучение стилей в современной одежде.
1) Беседа с обучающимися по вопросам:
- В одежду какого стиля вы сейчас одеты?
- Назовите силуэт своей одежды.
- По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
- Одежду какого стиля не стоит надевать в театр, школу?.
- Какие стили вы ещё знаете, слышали?
5. Изучение требований, предъявляемых к одежде.
Одежда играет большую роль в жизни человека, защищая его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Она также имеет психологическое и эстетическое назначение. Одежда должна быть удобной, легко стираться, гладиться, быть прочной, красивой, современной, учитывающей возраст, особенности телосложения человека. Поэтому, создавая или покупая одежду, мы предъявляем к ней определённые требования. Основные из них – эстетические, экономические, гигиенические, эксплуатационные.
Эстетические требования. Одежда должна быть не только красивой, но и гармонировать с обликом человека. Здесь очень важно учитывать особенности фигуры конкретного человека - осанка, пропорции, рост.
Гигиенические требования заключаются в создании оптимальных условий для жизнедеятельности человека путём защиты его от вредных воздействий окружающей среды. Они определяются такими свойствами материалов как воздухопроницаемость, гигроскопичность, теплопроводность, загрязняемость, электризуемось и. д. Тоесть одежда должна создавать благоприятный микроклимат вокруг тела человека.
Эксплуатационные требования в одежде определяются стойкостью к различным атмосферным воздействиям, воде, моющим средствам, химчистке, износостойкостью, формостойкостью, прочностью ткани на разрыв. У изделия должна быть удобная конструкция и ввысоке качество обработки отдельных деталей и узлов.
Экономические требования заключаются в доступности одежды при её высоком качестве. Достигается это путём применения наиболее экономичных конструкций, позволяющих сократить расход ткани на изделие, а также путём механизированных процессов обработки ткани. В результате этого стоимость изделия снижается.
6.Конспектирование учащимися основных требований, предъявляемых к одежде в рабочих тетрадях.
IV. Итог урока.
1.Закрепление изученного материала.
Беседа с обучающимися по вопросам:
-Перечислите и дайте характеристику различным видам силуэтов.
-Так ли важно учитывать при выборе силуэта особенности телосложения человека? Если да, то каким образом?
-Назовите основные стили в одежде.
-По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
-По каким признакам можно определить одежду спортивного стиля?
-После стирки изделие вытянулось, деформировалось. Какое это требование?
-Каким требованиям должна отвечать одежда в летний период, зимний период?
2.Выводы по теме урока.
3.Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание: На альбомный лист вырезать и приклеить модели одежды по стилям.