Мотивация к деятельности Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок | . Добрый день! Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. - Ребята, я хотела бы узнать, какое у вас настроение. Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению. | Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. | Коммуникативные | 2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Послушайте отрывок из стихотворения К.Чуковского «Федорино горе» «Скачет сито по полям, А, корыто по лугам»… «И помчалися по улице ножи: «Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»… Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит… И бежит, бренчит, стучит сковорода: «Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда? А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: «Ой – ой – ой! Ой – ой – ой! Воротитеся домой!» Мимо курица бежала И посуду увидала: «Куд – куда! Куд – куда! Вы откуда и куда?» И ответила посуда: «Было нам у бабы худо, Не любила нас она, Била, била нас она, Запылила, закоптила, Загубила нас она!» Вопрос:Почему посуда сбежала? Как вы думаете как называется тема сегодняшнего урока? Тема: Санитария и гигиена на кухне. Запишите в тетради. Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. | Предполагаемые ответы: Отвечают | Коммуникативные: Познавательные: Личностные Регулятивные | 5 |
Постановка цели Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели | Давайте для начала вспомним что такое кухня? Кухня это помещение для приготовления и приема пищи. Историческая справка: Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было. Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая ,из бересты Туес – посуда из бересты. Достоинство туеса в том, что вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, горячая вода наоборот, долго не стынет, соленые огурцы, грибы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи. Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож. Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы. Черпаки у старинных деревянных ложек были и полусферические и более плоские. Причина этого не в материалах, а в том, что изменилась форма столовой посуды: на смену мискам и другой посуде с полусферическим дном пришла плоскодонная тарелка. Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта, а остальную пищу ели руками или ложками. Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?(вопрос к учащимся) Посуда может быть чугунная, эмалированная, из нержавеющей стали, стеклянная с антипригарным покрытием, фаянсовая ,фарфоровая Для приготовления пищи, необходимо иметь 4-5 кастрюль различного объема для приготовления супов, бульонов. Сковороды различного размера для жарки мяса, рыбы, картофеля, омлетов, блинов, овощей. Желательно иметь несколько форм для выпечки, противни. Набор разделочных досок, набор столовых ножей, терка, скалка, овощечистка, пресс для чеснока, шумовка, половник, лопаточка и т.д Чем полнее ассортимент кухонной посуды и принадлежностей, тем легче готовить и оформлять блюда. Санитарно-гигиенические требования Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений. Вопрос: что нужно делать для поддержания чистоты на кухне? 1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования 2.Ежедневно проводить уборку помещения 3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование 4.Своевременно выбрасывать мусор 5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами Вопрос:Умеете ли вы мыть посуду? В какой последовательности вы это делаете? | учащиеся должны дать определение из рассказа учителя | Познавательные Регулятивные Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: Личностные | 18 |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися по теме | Задание по карточкам Попробуйте определить правила мытья посуды: пронумеруйте последовательность Отсортировать посуду т.е отдельно поставит стаканы, тарелки и т.д Вымыть посуду в горячей воде с использованием специальных приспособлений т.е губки, щетки и моющих средств,которые облегчают мытье и растворяют жир Замочить посуду с пригоревшей пищей в горячей воде Удалить остатки пищи с посуды губкой или куском бемажного полотенца Поставить чистую посуду на сушку Промыть посуду в проточной воде или в специальной емкости При работе на кухне необходимо соблюдать определенные правила: газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при ожогах паром или кипятком(запишем в тетради) 1.Обожженный участок тела погрузить в холодную воду или подставить под холодную струю воды на 10-15 мин 2.Приложить к нему холодный влажный бинт 3.нанести противоожоговую мазь или повязку 4.Нельзя применять пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лед, трогать руками, смазывать жиром или кремом | Выполняют задания по карточкам | Коммуникативные: умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ; осваивать культуру общения, слушать товарища. Познавательные: Личностные | 10 |
Физкультминутка Цель этапа: снятие напряжения с глаз. | Выполняются упражнения на укрепление плечевого, поясничного и шейного отделов позвоночника. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт. (учащиеся садятся за парты.) | Выполняют гимнастику | Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе. | 1 |
Применение знаний и формирование умений и навыков Практическая работа Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании) | Практическая работа: 1.расставьте правильную очередность мытья посуды и получите зашифрованное слово Кастрюли, сковородки | Чайная посуда | Вилки, ножи, ложки | Стеклянная посуда | Тарелки | К | Л | С | Б | Е |
2.Мытье и чистка посуды народным способом: пастой из соды. Соду развести в небольшом количестве воды до образования пасты. Можно применять для чистки плит, духовок, фартуков, посуды. | Самостоятельная работа учащихся. Анализ проведенной работы | Коммуникативные: Регулятивные: Личностные | 40 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | А теперь давайте узнаем, что же дальше случилось с посудой. Чтение отрывка «Федорино горе» А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идет. И видят: за ними из темного бора Идет – ковыляет Федора. Но чудо случилося с ней: Стала Федора добрей. Тихо за ними идет И тихую песню поет: «Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять…» Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она. «Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать!» Вопрос:Что же случилось с Федорой? Почему к ней вернулась посуда? Я хочу, чтобы вы тоже научились относиться к посуде бережно, научились правильно за ней ухаживать. И, чтобы полученные на уроке знания вы применяли в самостоятельной жизни. Давайте ответим на несколько вопросов -Что вам понравилась сегодня на уроке? -Что вы запомнили важного и главного для себя? -Что вам могло бы пригодиться в жизни? (Ответы учащихся должны строиться на основе слов: « Мне понравилось… Я научилась…… Мне запомнилось…. Мне пригодится……») Итог урока: Выставление оценок Домашнее задание. | Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. Формулируют вывод. Отвечают на вопросы учителя Показывают | Регулятивные умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности. | 10 |