Санитария и гигиена на кухни. Рациональное питание.
Санитария и гигиена на кухни. Рациональное питание.
Урок открытия новых знаний. Цель урока: познакомить учащихся с правилами санитарии и гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания. Задачи урока: 1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней; ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах. 2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету. 3.Воспитание культуры безопасного труда и стремления к здоровому образу жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Санитария и гигиена на кухни. Рациональное питание.»
Учитель технологии: Арямова Ксения Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36»
Предмет: технология (мальчики)
Класс: 5 «А»
Учебник: Технология. Индустриальные технололгии: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Тема урока: «Санитария и гигиена на кухне. Рациональное питание».
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с правилами санитарии и гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.
Задачи урока:
1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней; ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.
2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.
3.Воспитание культуры безопасного труда и стремления к здоровому образу жизни.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомить учащихся с посудой и приспоблениями, правилами ухода за ней, ознакомить с правилами безопасной работы на кухне, ознакомить с приемами оказания первой медицинской помощи при порезах, при ожогах паром или кипятком; освоение новых знаний о физиологии питания, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания.
Метапредметные: самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности; формирование навыков работы с учебной литературой; формирование навыков анализа и систематизации; организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию; применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.
Содержание урока
I. Организационный этап
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Настрой учащихся на работу.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель:- Свой урок я хотела бы начать со следующего стихотворения:
Пришла с работы мама.
Вздыхает мама тяжко,
В глаза ей лезет прямо
Невымытая чашка,
Обертка шоколадки
Да две арбузных корки –
Жалкие остатки
Завтрака Егорки.
- Что это за картина? –
Голос мамы тверд.
Сын сказал невинно:
— Это натюрморт!
Вопросы для обучающихся:
1. О чем это стихотворение?(ответы учащихся)
2. Одобряете ли вы поведение Егорки?(ответы учащихся) Почему? (ответы учащихся)
3. Как бы вы поступили на его месте?
Учитель: - Запишите тему урока: «Санитария и гигиена на кухне».
- Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит".
Вопросы для обучающихся:
1. Почему заболел живот у Робина Бобина? (ответ учащихся)
2. Питание должно быть здоровым? (ответ учащихся)
3. А какую проблему вы видите в этом стихотворении? (ответы учащихся)
Записываем на доске «Рациональное питание».
Итак, тема урока «Санитария и гигиена на кухне. Рациональное питание».
Сегодня у нас первый урок по кулинарии, а знаете ли вы что такое кулинария? (ответ учащихся).
Учитель: -Кулинария — это искусство приготовления пищи.
-Запишите в тетрадь определение понятия «кулинария».
-Запишите в тетрадь названия этих профессий. (Повар, официант).
- Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. А также поговорим о здоровом и правильном питании.
III. Актуализация знаний.
Учитель: - Давайте для начала вспомним что такое кухня? (ответ учащихся)
Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в. Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было.
Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая, из бересты.
Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.
Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.
Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.
Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.
Вопрос для обучающихся:
Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?
(ответ учащихся)
- Молодцы! Давайте проверим. Проверяем и я вношу пояснения насчет посуды.
посуда
кухонная столовая
(кастрюли, сковородки и т.д.) (чайный, кофейный, столовый сервизы)
Учитель: - Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно-гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.
Вопрос для обучающихся:
Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне? (ответ учащихся)
1. Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.
2. Ежедневно проводить уборку помещения.
3. Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.
4. Своевременно выбрасывать мусор.
5. Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.
6. Ежедневно менять кухонные полотенца.
7. Часто менять губки для мытья посуды.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Каждый из вас мыл посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете? (ответ учащихся)
Учитель: Раздаю карточки. Где нужно пронумеровать последовательность мытья посуды.
Учащиеся нумеруют и проверяем.
Учитель: Где у вас возникли затруднения? (обсуждение с детьми)
Кроме того, сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду.
Скажите, а кроме моющих средств, продающихся в магазине, что можно еще испозовать для мытья посуды? (ответ учащихся)
Учитель: Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Давайте с ними ознакомимся и в дальнейшем неукоснительно им будем следовать.
1)Надеть специальную одежду.
2) Вымыть руки с мылом, подстричь ногти.
3) Спрятать волосы под косынку.
-Запишите в тетрадь.
Учитель: Оказывается, существуют правила подготовки продуктов к приготовлению пищи:
1) Продукты перед тепловой обработкой должны быть вымыты.
2) Фрукты и овощи, которые будут употреблять сырыми, обязательно ополаскивают кипяченой водой.
3) Для разделки мяса, рыбы, нарезки сырых и вареных овощей, хлеба нужно иметь специальные доски, а чтобы их не путать, доски надо промаркировать: Х – хлеб, СО – сырые овощи, ВО – вареные овощи, СР –сырая рыба, СМ – сырое мясо, ВР –вареная рыба, ВМ – вареное мясо, Г – гастрономия, т.е. колбаса, сыр и др.
4) Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.
-Запишите в тетрадь.
Учитель: А знаете ли вы правила хранения продуктов и готовых блюд?
Самые важные правила надо запомнить.
1) Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты, скоропортящиеся продукты надо хранить в холодильнике.
2) Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.
3) Готовые к употреблению продукты, хранить в закрытом виде, отдельно от сырых. 4) Перед загрузкой в холодильник все продукты заворачивают в пищевую пленку.
5) Готовые продукты в холодильник помещают остывшими в стеклянной, фаянсовой или эмалированной посуде.
6) Различные продукты и готовые блюда размещают в холодильнике на соответствующих полках.
-Запишите в тетрадь.
Учитель: Все вы любите помогать своим мамам на кухне, но нельзя забывать о том, что кухня таит в себе опасность. При неумелом пользовании ножом можно порезаться, горячей водой или о раскаленную сковородку можно обжечься.
Сейчас каждая группа подготовит по два правила безопасного пользования:
I группа II группа
газовая плита; 1) горячая посуда и жидкость;
эл. нагреват. приборы. 2) ножом и приспособлениями.
Учитель: Но все-таки работая на кухне вы вдруг порезались ножом. Каковы ваши действия? (ответ учащихся)
Учитель: Запомните! (т/б при работе с ножом)
Учитель: А кто-нибудь из вас когда -либо получал ожог на кухне? Что вы делали? (ответ учащихся)
Учитель: Сейчас проверим и запомним, как правильно поступить в такой ситуации.
V. Первичная проверка понимания.Учитель:Раздаю каждой команде по карточке.
Учащиеся командой отвечают, а затем обмениваются ими (взаимопроверка).
1) Карточка №1
2) Карточка №2
3) Условный порез. Дети обрабатывают «рану» сначала кипяченой водой, потом «перекисью водорода», затем накладывают повязку с помощью бинта.
4) Условный ожог. Дети погружают« ожог» сначала под холодную воду , потом холодный влажный бинт, а затем накладывают противоожоговую мазь или противоожоговую повязку из аптечки , но не тугую.
2 урок
II. Мотивация учебной деятельности.
Подойдите по 1 человеку от команды (даю конверт). Здесь задание, которое содержит всего один вопрос. Вы своей командой обсудитедаю конверт). Здесь задание, которое содержит всего один вопрос. Вы своей командой обсудите и дайте на него ответ. Который мы заслушаем позже. (Что вам необходимо в первую очередь?)
Учитель: Что общего выявилось в данных ситуациях?
Мы с вами пришли к выводу. Что существуют основные потребности человека.
жилище
пища одежда
Более подробно мы будем говорить о нашем питании, а точнее о физиологии питания.
III. Актуализация знаний.
Питание — это очень важный физиологический процесс. Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержки жизни, здоровья и работоспособности. Вот почему человек ест в любом возрасте и всю жизнь.
Это то, что мы едим чаще всего, рядом интересные цифры. Они указывают на то количество продуктов съедаемых нами за нашу жизнь.
Каждый перечисленный продукт состоит из следующих «пищевых кирпичиков», а каких мы с вами сейчас и узнаем (раздаю каждой группе по 3 конвертика, где разрезаны слова «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «вода», «мин. вещества»). Ваша задача собрать эти пазлы.
Учащиеся собирают и получаются слова.
Называют по одному слову БЕЛКИ (прикрепляют к доске)
А что же это такое (доклад учащегося)
В каких продуктах находится больше всего белка? (карточки на столе с содержанием тех или иных питательных веществ).
-Запишите в тетрадь.
Учитель: Ни один продукт, употребляемый нами, не дает всех питательных веществ одновременно. Как вы думаете – для чего нам необходимы знания о здоровом питании?
Вся ли пища одинаково полезна? (ответ учащихся)
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в магазин, и группа №1 выберет - полезные продукты, а группа №2 — вредные (отбирают продукты) и поясняют.
Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключить из своего меню «злые» продукты, которые укорачивают жизнь человека, посоветовать это окружающим людям: друзьям, родным.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: пищевая пирамида. Как вы думаете, что это за картинка? О чем она говорит? (ответ учащихся) Учитель: Это пищевая пирамида, которая поможет вам правильно употреблять продукты питания. В основании пирамиды изображены те продукты, которые нужно употреблять больше всего — это фундамент нашего организма, а на самой вершине пирамиды продукты, которых должно быть меньше в нашем рационе или стараться избегать их вообще. Но, кроме этого, необходимо соблюдать культуру питания или принципы рационального питания. Мы сейчас с вами вместе попытаемся сформулировать правила питания, анализируя пословицы и поговорки.
1. «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу».
«Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться».
(I правило — Есть надо регулярно, не меньше 4 -5 раз в день, в одно и тоже время).
-Запишите в тетрадь.
2. «Когда я ем, я глух и нем».
(II правило — Еду нужно принимать в спокой ной обстановке, не спешить).
-Запишите в тетрадь.
3. «Гречневая каша — пища наша, а хлебец ржаной отец наш родной».
«Нынче толкно, завтра толокно, да как всякий день одно, так и прискучит оно».
(III правило — Рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу).
-Запишите в тетрадь.
Молодцы, очень хорошо справились с заданием!
Учитель: Для того, чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. Большинство скоропортящихся продуктов хранят на холоде. Однако надо иметь в виду, что холод убивает не микробов, а лишь задерживает их размножение. Внимательными нужно быть при покупке продуктов, ведь некачественная пища может нанести вред организму, вызвать пищевые отравление. Как же это предупредить? Раздаю печатный материал и по очереди давайте прочитаем как избежать пищевых отравлений.
Учащиеся читают вслух.
Учитель: А если вдруг произошло отравление вы знаете способы доврачебной помощи (ответ учащихся)
V. Первичная проверка понимания.
А. Каждой группе задание: по два принципа рационального питания, описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.
Б. Каждой группе раздаются листы А4. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.
VI. Информация о домашнем задании. Домашнее задание: Доклад на тему «Витамины в апельсинах и лимонах»; «Витамины в моркови и печени»; «Витамины в хлебе и крупах».
VII. Рефлексия.
Учитель: Ну, что же. Давайте подведём итоги сделаем выводы по теме урока.
1) Что нового узнали на уроке?
2) Что понравилось сегодня?
3) Какие затруднения у вас возникали?
Мальчики, дайте оценку сегодняшнему уроку пригодятся вам эти знания, переработаете вы их, или вовсе не пригодятся.