kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока технологии в 5 классе "Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по технологии по темам: "Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания" (2 часа). Урок открытия новых знаний по ФГОС. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии в 5 классе "Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания"»

Предмет: Технология

Класс 5

Учебник: Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Тема урока: «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: Познакомить обучающихся с правилами санитарии и гигиены, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.

Задачи урока:

1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней; ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.

2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.

3.Воспитание культуры безопасного труда и стремления к здоровому образу жизни.

Методическое оснащение:

1. Материально-техническая база:

  • кабинет технологии(оснащен компьютером);

2. Дидактическое обеспечение: учебник (пар.5,6), рабочая тетрадь, ПК

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомить учащихся с посудой и приспоблениями, правилами ухода за ней, ознакомить с правилами безопасной работы на кухне, ознакомить с приемами оказания первой медицинской помощи при порезах, при ожогах паром или кипятком; освоение новых знаний о физиологии питания, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания.

Метапредметные: самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока; планирование собственной познавательной деятельности ; формирование навыков работы с учебной литературой; формирование навыков анализа и систематизации; организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию; применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.


Содержание урока


I. Организационный этап.

1.1. Приветствие.


- Добрый день всем, кто пришел на наш урок. Встаньте красиво, поприветствуйте наших гостей, посмотрите как их сегодня много. Я думаю, что мы их порадуем хорошей работой. Я вам предлагаю искренне улыбнуться друг другу, а теперь и я вам дарю свою искреннюю улыбку и приглашаю вас на урок. Садитесь.


1.2. Проверка готовности к уроку.


- Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо.

У вас есть всё необходимое для урока (тетрадь, учебник, клей-карандаш)? На рабочем месте должен быть порядок.


1.3. Настрой учащихся на работу.


- И с хорошим настроением начинаем наш урок. Я уверена. Что вы все всё знаете. И все получите хорошие отметки.

Мы с Вами завершили изучение нашего первого раздела "Оформление интерьера" творческим проектом. Напомните, какой был наш первый проект? Что мы с Вами делали? Ответ уч-хся: "Интерьер и планировка кухни-столовой". Сегодня мы запускаем новый раздел "Кулинария" и второй творческий проект "Приготовление воскресного завтрака для всей семьи". Итак, начнем?

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: - Наш урок я хотела бы начать со следующего стихотворения Екатерины Серовой, послушайте его очень внимательно, потому что мы потом сделаем выводы как будет называться тема нашего урока:

Пришла с работы мама.

Вздыхает мама тяжко,

В глаза ей лезет прямо

Невымытая чашка,

Обертка шоколадки

Да две арбузных корки –

Жалкие остатки

Завтрака Егорки.

- Что это за картина? –

Голос мамы тверд.

Сын сказал невинно:

- Это натюрморт!

Вопросы для обучающихся:

1.Скажите, пожалуйста, о чём это стихотворение?(ответы учащихся)

2.Одобряете ли вы поведение Егорки?(ответы учащихся) Почему?(ответы учащихся)

3.Как бы вы поступили на его месте?

4.Как вы думаете, какая проблема рассматривается в этом стихотворении?(ответы учащихся)

Значит как называется тема нашего урока? Что мы с Вами будем изучать?

Учитель:- Запишите тему урока: «Санитария и гигиена на кухне» (записать на доске).

- Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:

  • Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

"У меня живот болит". (Корней Чуковский)

Вопросы для обучающихся:

1.Почему заболел живот у Робина Бобина? (ответ учащихся: много съел, неправильного, нездорового)

2.Опасно ли переедание? (ответ учащихся) Отсюда можно сделать вывод: каким должно быть питание?

(ответ учащихся: здоровым)

О чем мы с Вами сегодня еще должны поговорить? Что должны изучить? (ответы: о здоровом питании) Я немножко Вас подправлю, назовем тему урока так: «Физиология питания».

Записываем на доске и в тетради.

Итак, тема урока «Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания».

Давайте в соответствии с темой, сформулируем цель нашего урока: ознакомление с правилами санитарии и гигиены на кухне и сформировать знания о здоровом питании. Молодцы!

Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком. А так же поговорим о здоровом и правильном питании.

Девочки, я уверена, что знания, полученные на уроке Вы возьмете с собой в будущее и они вам пригодятся.

III. Актуализация знаний.


Сегодня у нас первый урок по кулинарии, а знаете ли вы что такое кулинария? (ответ учащихся). Откройте учебник на стр. 29 и прочитайте, что такое кулинария. Учитель: - Кулинария - это искусство приготовления пищи. -Запишите в тетрадь определение понятия «кулинария».

История кулинарии исчисляется даже не сотнями лет, а тысячелетиями. Уже в VII в. до н. э. в Риме существовали кулинарные школы. И испокон веков искусство приготовления пищи считалось почётным делом.


- Какие профессии связаны с кулинарией?

( Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант, санитарный врач).

-Запишите в тетрадь названия этих профессий. (Повар, официант).


Санитария (от лат. sanitas — «здоровье») — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний.

Посмотрите на слайд Как выдумаете, что случилось с девушкой?

Учитель: - Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.

Учитель: -Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Давайте с ними ознакомимся и в дальнейшем неукоснительноим будем следовать.

Откройте стр.30 учебника и найдите пожалуйста. Какие требования предъявляются к лицам, приготовляющим пищу?

Дети ищут и зачитывают.

1)Надеть специальную одежду.

2) Вымыть руки с мылом, подстричь ногти.

3) Спрятать волосы под косынку.

-Запишите в тетрадь.

Учитель: Оказывается, существуют правила подготовки продуктов к приготовлению пищи:

Дети ищут и зачитывают.

1) Продукты перед тепловой обработкой должны быть вымыты.

2) Фрукты и овощи, которые будут употреблять сырыми, обязательно ополаскивают кипяченой водой.

3)Для разделки мяса, рыбы, нарезки сырых и вареных овощей, хлеба нужно иметь специальные доски, а чтобы их не путать, доски надо промаркировать: Х – хлеб, СО – сырые овощи, ВО – вареные овощи, СР –сырая рыба, СМ – сырое мясо, ВР –вареная рыба, ВМ – вареное мясо, Г – гастрономия, т.е. колбаса, сыр и др.

4) Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

-Запишите в тетрадь.

Учитель: А знаете ли вы правила хранения продуктов и готовых блюд?

Самые важные правила надо запомнить.

Дети ищут и зачитывают.

1) Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты, скоропортящиеся продукты надо хранить в холодильнике.

2) Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

3) Готовые к употреблению продукты, хранить в закрытом виде,отдельно от сырых. 4)Перед загрузкой в холодильник все продукты заворачивают в пищевую пленку.

5)Готовые продукты в холодильник помещают остывшими в стеклянной, фаянсовой или эмалированной посуде.

6)Различные продукты и готовые блюда размещают в холодильнике на соответствующих полках.

-Вклейте памятки в тетради.

2.Посуда для кухни и уход за ней;

Вопрос для обучающихся:

Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?

(ответ учащихся)

- Молодцы! Давайте проверим. Проверяем и я вношу пояснения насчет посуды. Слайд № 3

посуда

кухонная столовая чайная (чашки, блюдца, заварочный чайник)

(кастрюли, сковородки и т.д.) (для подачи блюд: столовая посуда: тарелки, салатники, супницы)

инвентарь и приспособления (терки, шумовка и т.д) столовые приборы (ножи, вилки, ложки)

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись (руки вверх).

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.  А теперь тихонько, сели.


Учитель: Каждая из вас мыла посуду. А умеете ли вы мыть посуду правильно? В какой последовательности вы это делаете?(ответ учащихся)

Учитель: - Раздаю карточки. Где нужно пронумеровать последовательность мытья посуды. Посоветуйтесь в команде.

Дети советуются, нумеруют и проверяем на слайде.

Учитель: Где у вас возникли затруднения?(обсуждение с детьми)

Кроме того сначала моют чайную, потом столовую, а затем уже кухонную посуду. Запишем в тетрадь


Скажите, а кроме моющих средств продающихся в магазине, что можно еще использовать для мытья посуды?(ответ учащихся)


IV. Первичное усвоение новых знаний.

Вопрос для обучающихся:

Что нужно делать для поддержания чистоты на кухне?(ответ учащихся)

1.Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования.

2.Ежедневно проводить уборку помещения.

3.Ежедневно мыть и вытирать мебель и кухонное оборудование.

4.Своевременно выбрасывать мусор.

5.Производить уборку специальными моющими и чистящими средствами.

6.Ежедневно менять кухонные полотенца.

7.Часто менять губки для мытья посуды.

Учитель: Все вы любите помогать своим мамам на кухне, но нельзя забывать о том, что кухня таит в себе опасность. При неумелом пользовании ножом можно порезаться, горячей водой или о раскаленную сковородку можно обжечься.

Сейчас каждая группа подготовит по два правила безопасного пользования:

I группа II группа

  • газовая плита; 1) эл. нагреват. приборы

  • ножом и приспособлениями.. 2) горячая посуда и жидкость;


Учитель: Заслушиваем и вывожу на слайд. Слайд № .(газ.пл.)

Слайд № .(эл.нагр.пр.)

Слайд № .(гор.посуда)

Слайд № .(нож)

Учитель: Но все таки работая на кухне вы вдруг порезались ножом. Каковы ваши действия?(ответ учащихся)

Учитель: Запомните! (т/б при работе с ножом)

Учитель: А кто- нибудь из вас когда -либо получал ожог на кухне? Что вы делали?(ответ учащихся)

Учитель: Сейчас проверим и запомним как правильно поступить в такой ситуации.


V. Первичная проверка понимания.


Учитель: Раздаю каждой команде по карточке.

Дети командой отвечают, а затем обмениваются ими.(взаимопроверка).

1) Карточка №1

2) Карточка №2

3) Условный порез. Дети обрабатывают « рану» сначала кипяченой водой, потом «перекисью водорода», затем накладывают повязку с помощью бинта.

4) Условный ожог. Дети погружают« ожог» сначала под холодную воду , потом холодный влажный бинт, а затем накладывают противоожоговую мазь или противоожоговую повязку из аптечки , но не тугую.

2 урок

II. Мотивация учебной деятельности.


Подойдите по 1 человеку от команды( даю конверт). Здесь задание, которое содержит всего один вопрос. Вы своей командой обсудите и дайте на него ответ. Который мы заслушаем позже. (Что вам необходимо в первую очередь?) Слайд №

Учитель: Что общего выявилось в данных ситуациях?

Мы с вами пришли к выводу. Что существуют основные потребности человека.

жилище

пища одежда

Более подробно мы будем говорить о нашем питании, а точнее о физиологии питания. Я хочу вам рассказать притчу, послушайте её внимательно.

К Насреддину пришёл мужчина и начал жаловаться на боли в животе. Да к тому же он рассказал о пышном застолье, где он попробовал все блюда выставленные на стол.

- Ну что же, уважаемый! Вот Вам рецепт, получите капли для глаз!

- Зачем мне капли для глаз!? - возмутился больной.

- Чтобы в следующий раз видел, что ты ешь!

III. Актуализация знаний.


Питание — это очень важный физиологический процесс. Процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержки жизни, здоровья и работоспособности. Вот почему человек ест в любом возрасте и всю жизнь. (изображены продукты которые мы едим) Слайд № 15

Это то , что мы едим чаще всего, рядом интересные цифры. Они указывают на то количество продуктов съедаемых нами за нашу жизнь.

Каждый перечисленный продукт состоит из следующих «пищевых кирпичиков» , а каких мы с вами сейчас и узнаем( раздаю каждой группе по 3 конвертика, где разрезаны слова «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», «вода», «мин.ве-ва»). Ваша задача собрать эти пазлы.

Дети собирают и получаются слова.

Называют по одному слову БЕЛКИ (прикрепляют к доске) А что же это такое(доклад учащегося) и вывести на слайд слово БЕЛКИ и продукты содерж. его. Слайд №

В каких продуктах находится больше всего белка?( карточки на столе с содержанием тех или иных питателтьных веществ).

-Запишите в тетрадь.

Питательные вещества:

1) белки

2)... Слайд № 17

3) Слайд № 18

4) Слайд № 19

5) Слайд № 20

6) Слайд № 21

и т.д. в итоге получаем цветок.

Учитель: Ни один продукт употребляемый нами, не дает всех питательных веществ одновременно. Как вы думаете – для чего нам необходимы знания о здоровом питании?

Вся ли пища одинаково полезна?(ответ учащихся)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в магазин и группа №1 выберет - полезные продукты, а группа №2 — вредные(отбирают продукты) и поясняют.

Физкультминутка

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Вы потопайте – нет, нет!


Постоянно нужно есть -

Для здоровья важно!

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.


Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши. (хлопают)

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,


Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад,

Это правильный совет?


(Нет, нет, нет!) (нет- топают)


Зубы вы почистили и идите спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

(Нет, нет, нет!) (топают)

Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты, исключить из своего меню «злые» продукты, которые укорачивают жизнь человека, посоветовать это окружающим людям: друзьям, родным.

IV. Первичное усвоение новых знаний.


Учитель: Вывести слайд пищевая пирамида. Слайд № Как вы думаете, что это за картинка? О чем она говорит?(ответ учащихся) Учитель: Это пищевая пирамида, которая поможет вам правильно употреблять продукты питания. В основании пирамиды изображены те продукты, которые нужно употреблять больше всего — это фундамнт нашего организма, а на самой вершине пирамиды продукты , которых должно быть меньше в нашем рационе или стараться избегать их вообще. Но кроме этого необходимо соблюдать культуру питания или принципы рационального питания. Мы сейчас с вами вместе попытаемся сформулировать правила питания, анализируя пословицы и поговорки.

1. «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу».

«Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться».

(I правило — Есть надо регулярно, не меньше 4 -5 раз в день, в одно и тоже время).

-Запишите в тетрадь.

2. «Обжора роет могилу себе собственными зубами». Слайд № 24

«Пища, которая не переваривается съедает того, кто её ест».

(II правило — Умеренное потребление пищи).

-Запишите в тетрадь.

3. «Когда я ем , я глух и нем». Слайд № 25

(III правило — Еду нужно принимать в спокой ной обстановке, не спешить).

-Запишите в тетрадь.

4. «Гречневая каша — пища наша , а хлебец ржаной отец наш родной». Слайд № 26

«Нынче толкно, завтра толокно,да как всякий день одно, так и прискучит оно».

(IV правило — Рацион должен быть разнообразным и полноценным по составу).

-Запишите в тетрадь.

Молодцы , очень хорошо справились с заданием!

Учитель:Для того чтобы пища принесла максимальную пользу, важно не только соблюдать правильный режим питания и подбирать необходимые рационы, но и правильно хранить и готовить ее. Большинство скоропортящихся продуктов хранят на холоде. Однако надо иметь в виду, что холод убивает не микробов, а лишь задерживает их размножение.Внимательными нужно быть при покупке продуктов,ведь некачественная пища может нанести вред организму, вызвать пищевые отравление. Как же это предупредить? Откройте учебник стр.39 и по очереди давайте прочитаем как избежать пищевых отравлений.

Дети читают вслух.

Учитель: А если вдруг произошло отравление вы знаете способы доврачебной помощи.(ответ учащихся) , а затем слайд. Слайд № 27

V. Первичная проверка понимания.

А. Каждой группе задание: по два принципа рационального питания, описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.


Б. Каждой группе раздаются листы А4. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.

VI. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: параграф 5,6; Доклад на тему «Витамины в апельсинах и лимонах»; «Витамины в моркови и печени»; « Витамины в хлебе и крупах».

VII. Рефлексия.

Учитель: Ну, что же. Давайте подведём итоги сделаем выводы по теме урока.

1)Что нового узнали на уроке?

2)Что понравилось сегодня?

3)Какие затруднения у вас возникали?

Девочки, дайте оценку сегодняшнему уроку пригодятся вам эти знания, переработаете вы их, или вовсе не пригодятся(прикрепляют к стенду).


Наш урок здоровья хочу закончить высказываниями знаменитых людей: Слайд № 28

Переедание вредно для здоровья. Гиппократ

Неподходящая пища может привести к заболеваниям. К. Джефри

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Сократ

Будьте здоровы!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока технологии в 5 классе "Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания"

Автор: Долгополова Анастасия Викторовна

Дата: 09.11.2021

Номер свидетельства: 590923


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства