Просмотр содержимого документа
«Санитария и гигиена на кухне »
Санитария и гигиена на кухне
Физиология питания
Задачи урока
1 . Раскрыть понятие кулинария
2. Дать информацию о профессиях повар, официант, мойщик посуды.
3. Ознакомить с правилами санитарии и гигиены при выполнении кулинарных работ.
4. Ознакомить с технологией мытья посуды и правилами ухода за поверхность стен и пола.
5. Ознакомить с безопасными приёмами работы на кухне и правилами оказания первой помощи при порезах и ожогах.
6. Дать информацию о пищевых (питательных) веществах, пищевой пирамиде, пищевых отравлениях.
7. Дать информацию об оказании первой помощи при пищевых отравлениях.
8. Дать представление о режиме питания.
План:
Знакомство с кулинарией;
Санитарно-гигиенические требования правила по технике безопасности;
Кухня и ее оборудование;
Уход за кухонной посудой;
Физиология питания.
Кулинария - это наука о питании.
Слово «кулинария» означает «поварское дело». История кулинарии исчисляется даже не сотнями лет, а тысячелетиями. Уже в VII в. до н. э. в Риме существовали кулинарные школы. И испокон веков искусство приготовления пищи считалось почётным делом.
Пища – это источник жизни.
Кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.
Изучать кулинарию необходимо для того, чтобы есть вкусную, питательную и здоровую пищу.
Мудрый совет: «Все кушанья должны готовиться с хорошим настроением и любовью к близким, тогда даже самое простое из них будет вкусным и полезным»
Санитарно-гигиенические требования, правила по технике безопасности
Кухня и её оборудование
Рассмотрим примерный набор кухонной посуды
Для приготовления супов и бульонов необходимо иметь несколько кастрюль различной емкости (вместимости) - от 1 до 5 литров.
Для жарки мяса, рыбы, картофеля, омлетов, блинов, обжаривания овощей используют сковороды различного размера. Каждый из видов продуктов нужно готовить на отдельной сковороде: тефлоновой, чугунной,
эмалированной.
Овощи, мясо лучше тушить
в посуде с толстыми
дном и стенками.
На кухне должны быть необходимые инвентарь и приспособления:
Посуду надо мыть сразу же после ее использования. Ее сначала сортируют, отдельно ставят чашки, тарелки и т. д.
Сейчас выпускается множество средств для мытья посуды, а также приспособлений - губки, ерши, щетки, мочалки.
Пригоревшую в посуде пищу необходимо отмачивать, а не соскабливать. Посуду, в которой было молоко, сырые яйца, сначала моют холодной водой, а затем горячей.
Посуду с антипригарным покрытием нельзя тереть жесткой мочалкой. Для ухода за ней используют только губки и жидкие моющие средства.
Чугунные сковороды перед мытьем нужно вытереть бумагой, а затем промыть в горячей воде с моющим средством. Пригоревшие к сковороде остатки пищи можно оттереть сухой солью.
Столовую посуду освобождают от остатков пищи, промывают горячей водой. Если на посуде остался жир, ее обрабатывают моющим средством, а затем тщательно споласкивают горячей водой. Так же моют и чайную посуду. Налет чая или кофе можно удалить, потерев внутреннюю сторону чашек или блюдец мягкой тряпочкой с питьевой содой.
Посуду, украшенную «золотом», не следует мыть с содой.
Керамическую посуду лучше всего мыть горячей водой с содой, после чего хорошо сполоснуть чистой водой.
Лучше добавить в воду несколько капель моющего средства, а затем тщательно прополоскать посуду в чистой воде.
Стаканы и фужеры хорошо отмываются в теплой воде с солью. После мытья их нельзя ставить один в другой - остыв, они могут треснуть.
Вымытую посуду не рекомендуется вытирать полотенцем, лучше поместить ее в сушильный шкаф.
Физиология питания
Питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.
Пища - это энергия для нашего тела, а правильное питание источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия.
Вместе с пищей в наш организм поступает вода, белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли.
Белки - основа жизни. Они обеспечивают рост организма, формирование всех органов и систем. Они необходимы в любом возрасте, но особенно в детском и юношеском, когда организм развивается.
Если в пище не хватает белков, организм отстает в физическом развитии, снижается умственная деятельность и работоспособность человека.
Жиры - это резервы энергии нашего организма. Они находятся во всех тканях или накапливаются в некоторых органах тела (почках, сердце и других). Жиры исключительно необходимы для нормального развития человеческого организма и в особенности нервной системы, а также для усвоения витаминов А, Д, Е.
Важны как животные жиры, которые содержатся в мясе, рыбе, молоке, сыре, масле, так и растительные (подсолнечник, соя, маслины).
Углеводы - главный источник энергии для организма. Поэтому и потребность в них приблизительно в четыре-пять раз больше, чем в белках и жирах.
Богаты углеводами прежде всего растительные продукты - все фрукты, некоторые овощи, такие, как картофель, капуста, столовая свекла, морковь, а также хлеб и изделия из теста, макароны, кондитерские изделия.
Пищеварение и жизнедеятельность организма невозможны без витаминов.
Витамины - это особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека.
В настоящее время известны около 20 витаминов, которые делятся на две группы: водорастворимые - витамины С, Р и группы В, и жирорастворимые - А, Д, Е и К.
Витамин В - улучшают пищеварение, состояние кожи и зрение.
Содержатся в молоке, кисломолочных продуктах, крупах, мясе и орехах.
Витамин С - укрепляет защитные силы организма.
Он содержится во фруктах, ягодах, свежих овощах, зелени.
Витамин А - способствует росту, развитию, улучшает зрение.
Им богаты овощи, яйца, сливочное масло, молоко и др.
Витамин D - укрепляет кости, способствует хорошему самочувствию.
Чтобы получать этот витамин, нужно есть сливочное масло, молоко, яйца, рыбу, печень рыбы.
Витамин E - улучшает обмен веществ в организме.
Он содержится в растительном масле, орехах, хлебе, крупах.
Пищевая пирамида
Режим питания
Режим питания
Для того чтобы пища приносила человеку пользу необходимо соблюдатьрежим питания.
Режим питания– это время и число приемов пищи. Между приемами пищи соблюдаются определенные интервалы времени. Наиболее рациональным является четырех- и трехразовый режим питания. Если принять суточный объем пищи за 100%, то при трехразовом питании на долюзавтракадолжно приходиться 30%,обеда- 50%,ужина-20%
Очень важныусловия приема пищи, сервировка стола, доброжелательная атмосфера. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи.
Режим питания для 1 и 2 смены
1смена
время
Завтрак
Второй завтрак
2 смена
7 час 30 мин
12 час 30 мин
Завтрак
Обед
Обед
16 час 30 мин
Ужин
8 час 00 мин
Полдник
Ужин
План:
Знакомство с кулинарией;
Санитарно-гигиенические требования правила по технике безопасности;
Кухня и ее оборудование;
Уход за кухонной посудой;
Физиология питания.
Спасибо за урок!
Презентация создана
учителем технологии МБОУ «Лицей №101»
Бакановой Э.М.
2015г.
Литература
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Н.В.Синица. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица. М.: Вентана – Граф,2013.
Н.В.Синица Технологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В.Синица, Н.А.Буглаева.- М.: Вентана –Граф, 2013