Предмет: Технология Класс: __5 в_ Урок №_18___ Дата:22.01.2015
Тема урока:“Ручная вышивка. ”
Цель урока: ознакомить учащихся с историей вышивки, технологией выполнения простого шва крестиком.
Задачи
ознакомить учащихся с историей вышивки, видами и технологией выполнения вышивки;
развивать внимание, память, эстетический вкус, творческие способности учащихся.
воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусства вышивке, а также воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания
Тип урока: урок усвоения новых знаний и навыков.
Форма урока– закрепление материала теоретически.
Оборудование урока: проектор,готовые образцы . инструкционная карта, технологией выполнения простого шва крестиком; ножницы, пяльцы, нитки мулине, канва.
Этапы урока
І.Организационный этап:
1. Контроль посещаемости
2. Психологический настрой
3.Деление на группы(Пазлы)
ІІ. Этап проверки ЗУН учащихся по пройденным темам.
1.Вопросно – ответная беседа.
2.Работа по карточкам
3.Задание
ІІІ. Этап приобретения новых знаний.
1.Вступительное слово учителя
2. Словесно-иллюстративный рассказ
3.Физкультминутка
ІҮ.Этап закрепления и применения новых знаний.
1.Вопросно-ответная беседа
2.ст..Кластер
3.Практическая работа
Ү. Заключительный этап
1.« Знаю – Узнал - Хочу узнать – ( ЗУХ )
ҮІ. Домашнее задание.
ҮІІ.Уборка рабочих мест.
Ход урока
І.Организационны йэтап:
1. Контроль посещаемости
2.Психологический настрой:
Прозвенел звонок!
А теперь, проверь дружок
Готов – ли ты начать урок?
Всё , ль, на месте всё ль в порядке,
Игла, ножницы и пяльцы?
Садитесь. Начинается урок,
Он пойдёт вам впрок.
3. Деление на группы
Делениенагруппыосуществляется при помощи картинок, разрезанных на части открытки- принципу Пазлов
ІІ. Этап проверки ЗУН учащихся по пройденным темам.
1.Вопросно – ответная беседа.
Перечислите простейшие ручные швы.
Для чего используют простейшие ручные швы?
2.Работа по карточкам
1 группа.
Карточка 1
У кого пуговица пришита неверно?
2 Группа.
Карточка 1
Ребята, вы, конечно, же, усвоили простые ручные строчки и сможете определить, какие швы выполняют Шарик и Мурка.
2.Задание
Заполните свободные столбцы таблицы
1 группе
Графические изображения
Термин
2 группа
Заполните свободные столбцы таблицы,
Графические изображения
Термин
ІІІ. Этап приобретения новых знаний.
1.Вступительное слово учителя
Природа наградила человека Искусством думать и искусством понимать Еще таится в нем неведомая сила Прекрасное творить и создавать И так уж повелось с поры далекой, Что вышивкой занялся человек, Добился техники создания высокой, Неся с собою мастерство из века в век. Украсить ею можно вещь любую, Создать свой стиль, изюминку такую В отделке выбирая лишь свой путь К любому возрасту, она всегда подходит, Любой в ней то, что ищет – то находит. Искусство это подойдет и королям, Одежду, украшая знатных дам. И технологии обученья Дадут вам в этом навык и уменье.
2 Опережающий момент. Расказ учащихся
А я –Настя!
Меня зовут Алина
1.Что мы называем ручной вышивкой?
2.Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сложным изображением выполненные нитками и другими материалами вручную.
1.Когда же возникла ручная вышивка?
2.Ручная вышивка – очень древний вид декоративно – прикладного искусства. Древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к ІІІ-V веку до н.э.
1.Что же служило материалом для выполнения древней вышивки?
2.В то очень далекое время люди уже украшали одежду, жилище, предметы быта, они использовали в работе по вышивке жилы животных, натуральные волокна конопли, льна хлопка.
1.А что называется орнаментом?
2.Орнаменты – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.
1.А для чего их использовали
2.Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. А ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.
1.А что мы знаем о вышивках нашей страны?
2.Глубокие корни имеет вышивка в декоративно-прикладном искусстве народов Казахстана. Наиболее популярны золотое шитье и вышивка тамбуром.
1.А почему вышивки называются еще народными?
2.Потому что они создавались, видоизменялись в глубокой связи с жизнью и бытом народа. Вышивка связана с народными традициями, обычаями, обрядами
1.Могут ли вышивки говорить, рассказывать?
2.Конечно. Например, вещи, приготовленные в приданое. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которая показывала мастерство и трудолюбие невесты. Многовековую историю могут поведать вышивки разных народов.
Надеемся, вам было интересно узнать о истории вышивки.
Учитель
Вышивка – один из популярных видов отделки одежды.
Способ вышивания
Машинная вышивка
Ручная вышивка
Учитель знакомит учащихся с видами вышивки.
Вышивки делятся на счётные (вышиваются по счёту нитей ткани) и свободные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами без счёта).
Счётными швами обычно вышивают рисунки геометрического характера (с прямыми линиями). Вышивка крестом, гобелен, мережка, изонить и т.д
Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях.(тамбурный , узелковая, гладь и т.д)
Для выполнения ручной вышивки, какие инструменты нам потребуются? Инструменты и приспособления
3.Разгадка кроссворда
Кроссворд «Инструменты».
5
3
у
2
н
а
п
ё
р
с
т
о
к
о
ю
ж
4
и
г
л
а
н
1
н
и
т
к
и
пп
я
л
ь
ц
а
ы
Длинная …-ленивая швея.
Для того … сделан, чтобы палец не наколоть.
Два кольца, два конца - посередине гвоздик.
4.Остра, длинна, одноуха - всему миру красна.
5.Идёт пароход, то взад, то вперёд, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.
6.Ткань держать устали пальцы,
Мне пришли на помощь... (пяльцы)
Для вышивки также нам нужно ткани : канва, хлопчатобумажная ткань, мешковина, льняная ткань.Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки.
Нитки
- Мулине
- шерстяные
- гарус
- ирис
- шелковые
- синтетические.
Рисунки для вышивки
Техника выполнения
В настоящее время вышивка крестом снова стала популярна.
Выполнение креста
Учитель комментирует выполнение вышивки.
Стежок простым крестиком
Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками.
Существует два способа выполнения стежка.
Первый способ - стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.
Второй способ - первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд (по горизонтали, как правило), а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков.
Направление вторых стежков всегда должно быть одно и тоже, начиная с первого стежка и заканчивая последним.
Маленькие советы:
чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки;
для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом;
чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.
ІҮ.Этап закрепления и применения новых знаний.
1.Вопросно-ответная беседа
1 группа
1) Назовите виды рукоделия.
2) Какие материалы можно использовать для вышивки?
2 группа
1) Назовите виды вышивки.
2) Какие инструменты применяются при вышивании?
2.
1группа ст.Кластер
Перечислить виды ручной вышивки
2 группа
1.Ст Синквейн
Название (обычно существительное)_____Вышивка______________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
1.Психологический настрой
Ты с иголкой не шути И в руках не тереби А уж взяв ее за ушко Уколи ее в подушку С ножницами тоже не играй И, держа за острый край, Другу их передавай. Лишь окончена работа – Ножницам нужна забота: Не забудь ты их закрыть И на место положить.
Работа по инструкционной карте "Простой шов крестиком".
Учащиеся, получают инструкционные карты с видами швов, подготавливают ткань, впяливая ее в пяльцы и приступают к выполнению швов, используя карты и рисунки , как наглядное пособие по этим операциям.
В начале работы на нитке не делают узелок. Лучше оставить несколько сантиметров нитки свободными, а затем заправить концы в стежки с изнаночной стороны.
Обходя рабочие места учащихся, контролирую правильность приемов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.
В середине выполнения практической работы провожу с учащимися гимнастику для глаз:
3. Физминутка
Ү. Заключительный этап
1.« Знаю – Узнал - Хочу узнать – ( ЗУХ )
Знаю
Узнала
Хочу узнать
ҮІ. Домашнее задание.Продолжить работу
ҮІІ.Уборка рабочих мест.
Маленькие советы:
чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки;
для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом;
чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.
Маленькие советы:
чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки;
для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом;
чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.
Маленькие советы:
чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки;
для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом;
чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.
Маленькие советы:
чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки;
для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом;
чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.
Маленькие советы:
чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки;
для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом;
чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.