kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа. Рукоделие. Ручная вышивка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Вышивка – это древнее и очень модное сегодня искусство. Художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления с различными видами декоративно – прикладного искусства. В связи с усилением внимания к трудовому обучению, эстетическому воспитанию учащихся, к организации их досуга, обучение художественной вышивке представляется полезным и нужным. На занятиях учащиеся показывают не только техническое мастерство, но и свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям. Такое удивительное увлечение, как вышивка, доставляет огромное удовольствие, радость и удовлетворение. Простыми нитками и иголкой можно сотворить красивую вещь, например, картину, такую же восхитительную, как живописное полотно. Недаром вышивку всегда называли – «живопись иглою».

Цель занятий художественной вышивкой – привить детям трудовые навыки искусства вышивания, воспитать и развить у них способность эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства, вызвать интерес к народной вышивке, показать художественные традиции народов нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка

Вышивка – это древнее и очень модное сегодня искусство. Художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления с различными видами декоративно – прикладного искусства. В связи с усилением внимания к трудовому обучению, эстетическому воспитанию учащихся, к организации их досуга, обучение художественной вышивке представляется полезным и нужным. На занятиях учащиеся показывают не только техническое мастерство, но и свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям. Такое удивительное увлечение, как вышивка, доставляет огромное удовольствие, радость и удовлетворение. Простыми нитками и иголкой можно сотворить красивую вещь, например, картину, такую же восхитительную, как живописное полотно. Недаром вышивку всегда называли – «живопись иглою».

Цель занятий художественной вышивкой – привить детям трудовые навыки искусства вышивания, воспитать и развить у них способность эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства, вызвать интерес к народной вышивке, показать художественные традиции народов нашей страны.

Основные задачи процесса обучения вышивке – эстетическое воспитание школьников и привитие им практических навыков. Большая роль отводится овладению учащимися технологического мастерства, развитию художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе.

Подбор изделий, тематика вышивки, техника выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, национальных особенностей, назначения, а также умений и навыков учащихся. Но во всех случаях учащиеся должны усвоить и уметь практически применять основные виды вышивальных швов. По мере совершенствования умений и навыков учащиеся переходят к освоению более сложных технических приёмов вышивки.

Актуальность данной программы заключается в том, что на занятиях учащиеся познакомятся с историей вышивки народов нашей страны, научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предлагаемая программа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания в области традиционной культуры и повысит творческую активность. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

Новизна программы заключается в представлении и защите творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.

На занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические). Словесные – это рассказ, беседа. Рассказом целесообразно начинать новую тему для возбуждения у учащихся интереса к занятию, сопровождать демонстрацию образцов орнаментов, вышитых изделий. В беседе принимают участие все учащиеся. Беседа оживляет занятия, активизирует внимание. Короткие беседы должны проводиться на каждом занятии. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, учитель выясняет степень знаний учащихся, их подготовленности к работе, а также степень усвоения материала.

К наглядным методам обучения относится демонстрация различных схем, таблиц, образцов готовых вышивок. Для первого, вводного, занятия учителем подготовлена красочная презентация программы, в которой не только демонстрируются образцы различных приемов вышивок и готовых работ, но и рассказывается об истории развития ремесла, о материалах и приспособлениях для вышивки, о технике безопасности при выполнении работы. Учебно – наглядные пособия должны быть подготовлены к каждой теме занятия. У учителя имеется альбом с образцами различных способов выполнения вышивальных швов от самых простых до сложных.

Большое место на уроках отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами, пяльцами и т.д. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж проводится перед выполнением практического задания для ознакомления с последовательностью выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всего класса. В процессе выполнения задания учитель проводит дополнительный инструктаж отдельным учащимся, не усвоившим задание. Занятия по вышивке требуют большой индивидуальной работы с учащимися. Как правило, большинству детей при фронтальном показе всё кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями. Так бывает при выполнении новых технических приёмов вышивки. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия. При этом демонстрируются лучшие образцы выполнения швов, отмечаются характерные недостатки, типичные ошибки. После окончания темы рекомендуется провести просмотр готовых изделий, остановиться на достоинствах выполненных работ, а также на недостатках, проанализировать ошибки, отметить навыки, полученные на данном этапе выполнения работы.

Основное время на уроке отводится практической работе. В первом полугодии учащиеся на образцах отрабатывают приемы запяливания ткани, закрепления ниток на ткани в начале и в конце работы, выполнения различных вышивальных швов. Начинать следует с самых простых (шов «вперёд иголку», «назад иголку», «строчка»), постепенно усложняя работу. Во втором полугодии учащиеся работают над вышитой картиной. После индивидуальной консультации с учителем каждый учащийся выбирает для себя работу, учитывая собственные интересы, уровень подготовки и возможности. Готовая работа оформляется (используются различные приёмы: рамка, пяльцы, паспорту и т.д.).

Подведение итогов работы за год проводится в виде защиты проекта – выполненной работы. Рекомендуется в конце года проведение выставки лучших работ учащихся. Такие выставки способствуют ознакомлению широкого круга учащихся с искусством вышивки, развитию художественного вкуса, представляют собой наглядную популяризацию искусства вышивания.

Данная программа предназначена для учащихся 8-х классов общеобразовательной щколы и рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).

Программа состоит из двух разделов:

1. Знакомство с основными видами вышивальных швов

2. Работа над вышитой картиной

Каждый раздел включает в себя основные теоретические сведения и практическую работу.

Основной формой обучения является учебно – практическая деятельность учащихся. Задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы получая консультации учителя и выполняя часть работы на уроке, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. В программе предусмотрен вводный урок, на котором учащиеся знакомятся с содержанием предмета. Большое внимание уделяется обеспечению безопасности труда при выполнении различных технологических операций.

Виды контроля:

- текущий контроль

- самоконтроль

- промежуточный контроль

- итоговый контроль

Критерии оценки практической работы:

«5» - работа выполнена в срок, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в срок, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения;

«3» - работа выполнена в срок, с нарушением технологической последовательности, неаккуратно;

«2» - ученик не справился с работой.

Критерии оценки проекта:

1. Оригинальность проекта.

2. Технологические критерии (соответствие документации, соблюдение правил техники безопасности).

3. Эстетические критерии (композиционная завершённость, дизайн, оформление).

4. Экологические критерии (возможность использования вторичного сырья).

5. Экономические критерии (экономическое обоснование).

6. Информационные критерии (использование дополнительной информации).

Программно – методическое обеспечение:

- специализированные журналы;

- схемы вышивок;

- альбом с образцами вышивальных швов;

- готовые работы учащихся.

- интернет - ресурсы



Содержание программы «Рукоделие. Ручная вышивка».

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Учащиеся знакомятся с содержанием программы, с особенностями курса «Рукоделие. Ручная вышивка». Демонстрация презентации «Вышивка». Проводится инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Инструменты и принадлежности для занятий вышивкой.

Для ручной вышивки необходимы иглы, ножницы, пяльцы, нитки и ткань. Учитель рассказывает о предназначении каждого инструмента и приспособления, показывает образцы.

Раздел 1. Знакомство с основными видами вышивальных швов.

Тема 3. Простейшие вышивальные швы.

Знакомство с видами простейших вышивальных швов. Внешний вид, применение. Приёмы закрепления ниток в начале и в конце строчки. Швы «вперед иголку», «назад иголку», «строчка». Учитель демонстрирует последовательность выполнения операции, учащиеся выполняют практическую работу.

Тема 4. Швы «змейка», «волна», «фонарик».

Внешний вид, применение. Учитель демонстрирует последовательность выполнения операции, учащиеся выполняют практическую работу.

Тема 5. Швы «цепочка», «зигзаг».

Внешний вид, применение. Учитель демонстрирует последовательность выполнения операции, учащиеся выполняют практическую работу.

Тема 6. Швы «лента», «восьмёрка».

Внешний вид, применение. Учитель демонстрирует последовательность выполнения операции, учащиеся выполняют практическую работу.

Тема 7-8. Швы «барашки».

Внешний вид, применение. Знакомство с техникой выполнения витых швов. Швы «колечки», «витой», «пружинки». Учитель демонстрирует последовательность выполнения операции, учащиеся выполняют практическую работу.

Тема 9-10. Швы «петельные».

Внешний вид, применение. Знакомство с техникой выполнения петельных стежков. Швы «петельные» прямыми стежками, несколькими рядами, треугольные. Учитель демонстрирует последовательность выполнения операции, учащиеся выполняют практическую работу.

Тема 11. Накладные сетки. Цветы, выполненные петельным швом.

Учитель демонстрирует различные способы вышивания цветов петельными стежками, заполнения фона внутри узора накладными сетками, предлагает на выбор несколько трафаретов для выполнения практической работы. Поскольку данный вид работы занимает довольно продолжительное время, целесообразно закончить начатую на уроке работу дома.

Тема 12-13. Швы «тамбурные».

Внешний вид, применение. Знакомство с техникой выполнения открытых и закрытых цепных стежков. Шов «верёвочка». Учитель демонстрирует последовательность выполнения операции, учащиеся выполняют практическую работу.

Тема 14-15. Петли с прикрепом.

Внешний вид, применение. Знакомство с техникой выполнения Цветы или веточки, выполненные петлями с прикрепом. Учитель демонстрирует различные способы вышивания цветов и веточек, предлагает на выбор несколько трафаретов для выполнения практической работы. Поскольку данный вид работы занимает довольно продолжительное время, целесообразно закончить начатую на уроке работу дома.

Тема 16-17. Узелки и спиральки «рококо».

Внешний вид, применение. Знакомство с техникой выполнения. Учитель демонстрирует последовательность выполнения операции, учащиеся выполняют практическую работу.



Тема 18. Шов «крест».

Внешний вид, применение. Знакомство с техникой выполнения. Вертикальные и горизонтальные ряды. Учитель демонстрирует последовательность выполнения операции, учащиеся выполняют практическую работу.

Тема 19. Зачётное занятие №1 по теме: Вышивальные швы.

Раздел 2. Работа над вышитой картиной (проект).

Тема 20. Чтение схемы. Таблица цветов.

Знакомство с различными видами схем. Чтение схемы. Подбор схемы для вышивки с учётом собственных интересов, уровня подготовки и возможности. Знакомство с таблицей цветов.

Тема 21. Подготовка к работе над вышитой картиной. Расчёт заполнения. Запяливание.

Знакомство с прямоугольным и овальным форматами вышивки; полным и частичным заполнением; расчет заполнения; запяливание ткани.

Тема 22-30. Работа над вышитой картиной.

Учащиеся вышивают картину. Учитель контролирует правильность выполнения работы, оказывает консультации при необходимости.

Тема 31-32. Оформление вышитой картины.

Знакомство с различными видами оформления вышитых картин. Демонстрация образцов. Различные виды рамок и паспарту. Цветовое решение. Практическая работа: оформление вышитой работы.

Тема 33. Зачётное занятие №2. Защита проекта.

Тема 34. Итоговое занятие.

Подводятся итоги работы за год. Учащиеся обмениваются мнением. Демонстрация готовых изделий. Отбор лучших работ для выставки.







.

«Утверждаю» Согласовано Рассмотрено

Директор МКОУ Зам. дир. по УВР на зас. МО

СОШ п. Ола

_________________ __________________ ______________

_________________ __________________ ______________









Календарно-тематическое планирование

уроков технологии









Классы: 8аб

Учитель: Кузнецова Н.В.

Кол-во часов: 34

Плановых контрольных уроков в год: 2

Планирование составлено на основе авторской программы Кузнецовой Н.В.

«Технология. Ручная вышивка».





Тематическое планирование составила Кузнецова Н.В.



2012-2013гг.

8 класс

№ п/п

Тема

Уровень

Кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.


1


2.

Инструменты и принадлежности для занятий вышивкой.


1


Раздел 1. Знакомство с основными видами вышивальных швов.

3.

Швы «вперед иголку», «назад иголку», «строчка»

базовый

0,2

0,8

4.

Швы «змейка», «волна», «фонарик»

базовый

0,2

0,8

5.

Швы «цепочка», «зигзаг»

базовый

0,2

0,8

6.

Швы «лента», «восьмёрка»

базовый

0,2

0,8

7-8.

Швы «колечки», «витой», «пружинки»

базовый

0,4

1,6

9-10.

Швы «петельные» прямыми стежками, несколькими рядами, треугольные


базовый


0,4


1,6

11.

Накладные сетки. Цветы, вышитые петельным швом.

базовый, творческий

0,2

0,8

12-13.

Швы «тамбурные» открытый и закрытый. Шов «верёвочка».

базовый

0,4

1,6

14-15.

Петли с прикрепом и наполнением. Веточка, вышитая петлями с прикрепом.

базовый, творческий


0,4


1,6

16-17.

Узелки и спиральки «рококо».

базовый

0,4

1,6

18.

Шов «крест».

базовый

0,2

0,8

19.

Зачётное занятие №1по теме: Вышивальные швы.


1


Раздел 2. Работа над вышитой картиной.

20.

Чтение схемы. Таблица цветов.

базовый

1


21.

Подготовка к работе над вышитой картиной. Расчёт заполнения. Запяливание.


базовый


1


22-30.

Работа над вышитой картиной.

творческий


9

31-32.

Оформление вышитой картины.

базовый, творческий

1

1

33.

Зачётное занятие №2: Защита проекта.


1


34.

Итоговое занятие.


1








Всего: 34 часа


11.2

22,8










Список литературы:

1. Рукоделие. Т.И.Ерёменко. Москва, Легпромбытиздат, 1989.

2. Учитесь вышивать. Т.В.Кара – Васильева, А.А.Заволокина. Киев, «Реклама», 1988.

3. Полная энциклопедия женских рукоделий. Перевод с французского. Ташкент, Издательство им. Гуляма, 1992.

4. Кружки художественной вышивки. Н.С.Сафонова, О.С.Молотобарова. Москва, «Просвещение», 1993.



13


Просмотр содержимого документа
«титул (вышивка)»

Управление образования муниципального образования

«Ольский район»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Ола»


Утверждена Методическим советом МКОУ СОШ п.Ола «07» сентября 2012 года Директор МКОУ СОШ п.Ола ______________ В.В.Ивченко

«07» сентября 2012 года


Авторская программа по технологии

Рукоделие.

Ручная вышивка.




Возраст учащихся: 14-15 лет

Срок реализации 3 года


Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, учитель технологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа

п. Ола», 1964 г. рождения, образование высшее педагогическое






2012 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Авторская программа. Рукоделие. Ручная вышивка

Автор: Кузнецова Наталья Владимировна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127060

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства