Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну кулинарию.»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.
УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
ВИХАРЕВОЙ НАТАЛИИ БОРИСОВНЫ,
МОУ ВЕТЛУЖСКАЯ ШКОЛА №1
КУЛИНАРИЯ. «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КУЛИНАРИЮ»
Занятие по кулинарии в 5-ом классе «Путешествие в страну Кулинарию»
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Кулинария», устранение пробелов в знаниях о здоровой пище, рациональном питании, о способах приготовления здоровой пищи.
Задачи воспитательные:
-способствовать формированию вкуса к здоровой пище;
-способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к продуктам питания.
Задачи развивающие:
-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
-создать условия для развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей учащихся.
Задачи образовательные:
-расширить знания учащихся о рациональном питании;
-создать условия для активного использования технологических знаний при подборе продуктов для приготовления различных блюд;
-закрепить умения правильно выбирать способ обработки овощей, красиво оформлять блюдо, правильно сервировать стол,
-добиваться соблюдения этических норм и правил, выполнения санитарно-гигиенических требований.
-закреплять приёмы безопасной работы.
Оборудование:
Рабочие тетради, кухонная, столовая и чайная посуда, столовые приборы, разделочные доски, кухонные ножи, овощи и фрукты и продукты для бутербродов, салатов, торта, предметы для сервировки стола, раздаточный материал, фишки, технологические карты, таблицы по технике безопасности, сервировке стола, оформлению, украшению блюд, плакаты.
Урок первый:
Ход урока.
I Организация урока.(2 мин.)
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка состояния здоровья учащихся .
II Знакомство с целями и задачами урока.(5 мин.)
- Ребята у нас сегодня последнее занятие по кулинарии в этом учебном году. И я знаю многие с сожалением расстаются с кулинарией. А грустить не стоит: я вас приглашаю в путешествие в страну Кулинарию, чтобы ещё раз вспомнить то, чему мы с вами учились. И не только. Мы постараемся закрепить наши знания, восполнить пробелы, чтобы вы самостоятельно могли готовить любимые блюда, но такие, которые принесут вам только здоровье.
Я сейчас вас познакомлю с маршрутом, по которому нам придётся пройти с вами.(Знакомлю детей с картой путешествия, где указаны станции).
Мы с вами заранее разделились на две команды: команда «Морковка» и команда «Тыковка». Вы заранее получили домашнее задание: нарисовать эмблемы, объяснить, почему выбрали это название. Давайте выслушаем команды. Слово даётся команде «Тыковка» .
(выступление бригадира.)
Слово предоставляется другой команде.Пожалуйста, «морковки», вам слово. (выступление 2 команды.)
-Пришло время отправиться в путешествие.
-Вот мы и на станции «Разминочная».
1.Станция «Разминочная».( 5 мин.)
- На этой станции нас ждёт блиц- опрос. Вопросы буду задавать по очереди. Отвечает первым тот, кто первым поднимет руку ( задаю вопросы по очереди каждой команде, за правильный ответ даю фишку).
Блиц-опрос
-Как называются варёные в воде фрукты?
- Булочное изделие, которым можно порулить.
- Как называется картофель всмятку?
- Назовите место для варки, домашний очаг и источник воды.
- Назовите русскую поварню.
- Как называется искусство приготовления пищи?
- Принимать необходимое количество пищи в определённое время- это...
- Как называется утренняя еда?
- Электроприбор, применяемый для хранения продуктов и приготовленной пищи.
- Это строительный материал клеток и тканей.
- Что снижает питательную ценность продуктов питания?
- Какие вещества необходимы нам для роста и развития?
- Один из главных продуктов питания...всему голова.
- Что такое соланин?
- Как называется маленький закусочный бутерброд?
- Чем отличился господин Сэндвич?
- Какой толщины должен быть хлеб для бутерброда?
- Ваша спецодежда при приготовлении пищи.
- Назовите одним словом подготовку и оформление стола к приёму пищи.
- Тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми и ароматическими свойствами.
- Какие болезни грязных рук известны вам?
-Какой овощ является средством от 7 недуг?
- Это перечень блюд и напитков для завтрака, обеда и ужина.
- Без чего не сваришь борщ?
- Как бланшируют овощи?
- Что дает человеку здоровая еда?
- Что такое винегрет?
- Опасно ли для здоровья одноразовое питание?
Подсчитываются очки.
- Следующая 2.Станция «Витаминная». (5 мин.)
Игра «Домино» (дети работают в подгруппах).
-Дети, я вам предлагаю сыграть в домино.Это будет необычная партия, так как вместо точек на первых фишках будут задания, а на других — ответы. Задания одинаковые. Победит та команда , которая быстрее завершит партию. Ваша задача- разложить домино парами. (Дети получают конверты с заданиями, приступают к выполнению ). Дети озвучивают ответ. Подчитываются баллы. Победитель получает фишку.« Домино» (деловая игра)
Витамин роста – витамин А
Копилка каротина — морковь
Чемпион витаминаС- перец сладкий красный
Хлеб - витамин В
Морская капуста — йод
Яблоко любви — помидор
Родина огурца- Индия
Улучшает состав крови, предотвращает образование тромбов- Чеснок
Родина помидора - Южная Америка
Родина капусты — Средиземноморье
Родина чая- Китай
Лучший способ заготовки овощей на зиму- замораживание
Улучшает зрение – витамин А
- Следующая3.Станция «Яичная». (3 мин.)
-Мы на станции «Яичная». Я вам предлагаю сыграть в яичную чехарду. Перед вами бессмыслица. Устраните эту бессмыслицу. Соотнесите правильно начало и конец предложений.
Чехарда
Если желток и белок свернулись, яйцо свежее
Если яйцо варили 2,5-3 минуты, недостаточно свежее яйцо
Если яйцу более 7 суток, то оно всмятку.
Если яйцо плавает чуть выше дна, то оно «в мешочек».
Яйцо находится на поверхности, то оно вкрутую
Яйцо опустилось на дно, то это диетические яйца.
Если срок хранения яиц до 7 суток, то это столовое.
Если яйцо варили 4-5 мин., яйцо недоброкачественное. Победитель получает фишку.
4. Станция «Улыбка». (5 мин.)
-Ребята, мы пришли на станцию, где можно посмеяться, расслабиться. Я вам буду задавать шуточные вопросы. Ваша задача - отвечать на вопросы. Только для этого нужно поднять руку. Вы готовы?
1. Коровий салат.
2. Моющее средство, давшее имя телевизионным сериалам.
3. Головокружительный спутник дамы.
4. Кухонный комбайн.
5. Пылесос фирмы «Филипс».
6.Часть организма, через которую женщины проложили путь к сердцу мужчины.
7.Та, на которую садятся многие женщины.
8. Блюдо, которое мама готовит на завтрак в партнёрстве с коровой и курицей.
9. Предмет домашнего обихода, сбежавший от некой женщины по имени Федора.
10.Сколько кусков пирога может съесть самый голодный гость?
12.Что бросает в кастрюлю повар, прежде чем начнёт готовить своё фирменное блюдо?
13.Без чего не испечёшь пирог?
14.На что более всего похожа половина помидора?
15.Макаронный откидыватель.
16.Эпицентр бублика.
17.Любитель кататься в масле.
18.Нота, которую грешно сыпать на рану.
19.Фрукт, который обожают боксёры.
20.Деликатес из кабачков.
21. Маленькая баранка.
22.Макси-пирожное.
23.Околпаченный труженик общепита.
24. Фирменное блюдо сороки-воровки.
Победители получают фишки.
-Мы с вами на5. Станции «Тир».( 3 мин.)
Проводится игра 1.«Перестрелка блюд».
-Кто больше знает блюд из картофеля? Команды по очереди называют блюда из картофеля.Побеждает та команда, которая последней называет блюдо.
-А какое блюдо из картофеля самое полезное и самое простое в приготовлении? (Печёный картофель)
2.Команды заранее получили задания на тему «Секреты кулинарии».
-Пришло время задавать свои вопросы. Какая команда начинает?
-(Дети).
-Напомню, что все члены команды знают ответ, который задают соперникам. Это говорит о том, что команда работала дружно, каждый член команды внёс свой вклад в общее дело.
3. Сладкая викторина.
-Следующая викторина тоже подготовлена участниками команд , они приготовили овощи и фрукты, вымытые, нарезанные, готовые к употреблению.
Вызываются 2 участника команд, по одному от каждой команды Задача одного из них: определить овощ по запаху, по вкусу. Глаза участника завязаны повязкой. Другой участник предлагает овощ или фрукт. Потом задание выполняет другая команда. Выигрывает тот , кто назовёт больше продуктов.
6. Станция «Художников-оформителей».(открываю доску.) (5 мин)
-Ребята мы на станции художников-оформителей.
Вы здесь представите свои плакаты. И, конечно же, свой плакат надо защитить. Критерии оценки вам известны .Напомню: плакат должен быть оригинальным, красочным, по теме, почему так называется?
7. Станция «Первой помощи». (5 мин.)
- На этой станции мы с вами вспомним о правилах первой помощи.(Дети получают задание, в них перепутана последовательность действий при оказании первой медицинской помощи при порезах, ожогах.Задача учащихся: восстановить правильную последовательность.)Победит та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
2.Погрузить обожжённый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 мин.
3.Приложить к нему холодную повязку.
Нельзя применять бактерицидный пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лёд, касаться обожжённой поверхности руками, смазывать жиром и маслом.
Первая помощь при пищевых отравлениях.
3. Дать пострадавшему выпить 3-4 стакана кипячёной воды
комнатной температуры.
1. Вызвать рвоту, надавив пальцами на корень языка.
Повторить процедуру несколько раз.
2. Растолочь 20 таблеток активированного угля, размешать в стакане питьевой воды комнатной температуры и дать выпить.
4. Воздержаться от приёма пищи.
-Кто будет отвечать?
(ответы детей).
Дети рассказывают по очереди,только после этого оцениваются результаты команд.
-Девочки, вы согласны с такой расстановкой последовательности оказания первой медицинской помощи?
8. Станция «Безопасная» ( правила безопасной работы) (5 мин.)
«Блиц опрос»
- Как моют руки перед приготовлением пищи?
- Где хранят скоропортящиеся продукты?
- Можно хранить продукты сырые и готовые к употреблению?
- Как моют овощи к салату из свежих овощей?
-Можно ли ставить на стол для приёма пищи цветы в горшках с землёй?
-Как передавать нож?
- Почему при варке нельзя наливать воду до краёв?
- Как правильно включают и выключают электроприборы?
- Как закладывают продукты в кипящую воду в горячую сковородку?
- Почему надо убавлять нагрев при закипании жидкости?
- Каким способом необходимо производить уборку в кухне?
- Как правильно моют грязную посуду?
-Какую часть стакана моют более тщательно?
-Как правильно сушить посуду?
- Как избегать болезней грязных рук?
Подсчитываются очки. (2 мин.)
Практическая часть (второй урок).
Ход урока.
I Организация урока.(2 мин.)
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка состояния здоровья учащихся .
II Знакомство с целями и задачами урока.(5 мин.)
9. Станция «Пункт питания»(30 мин.)
-На этой станции учащиеся выполняют практические работы .
- Пришло время потрудиться. Вы сейчас покажете,чему научились, как подготовились к уроку. Самое главное-не скорость, а аккуратность, осторожность, соблюдение санитарно- гигиенических правил, а также правильная обработка продуктов и красивое оформление блюд, правильная сервировка стола.
Девочки заранее получили домашнее задание. Первая команда сервирует стол к чаю, предварительно приготовив бутерброды, украсив их, вторая команда готовит завтрак, правильно, красиво оформляет блюда. Побеждает та команда, которая правильно сервировала стол, красиво, оригинально украсила блюда, соблюдала правила безопасной работы, выполняла санитарно- гигиенические требования. Команды по очереди рассказывают о своей работе по плану, данному учителем.
План рассказа:
1.Мы приготовили... (что?)
2.Почему? Какова ваша цель?
3.Почему вы выбрали это блюдо?
4.Кто будет завтракать? Сколько человек?
5.Какие продукты вам понадобились? Сколько?
6. Какое оборудование, инструменты вы использовали?
7. Как вы готовили блюдо? Рассказать о приемах последовательности приготовления блюда.Почему вы украсили блюдо именно так?
8. Расскажите о сервировке стола (скатерть, посуда, столовые приборы.)
9. Вы довольны результатом? Что было трудно?
10. Какие источники информации вам понадобились? Учебник, рабочая тетрадь, интернет — ресурсы?
Учитель:
-Ребята, есть у вас вопросы другой команде?(Дети.)
-Стол вы накрыли.А про этикет вы не забыли?
-Мы сейчас с вами посмотрим сценки,а потом обсудим что так , а что совсем не так.
1. Сценка.
Выходит купчиха.
-Куда я попала? На праздник что ли? Смотрит на девочек. Все в фартуках. Вы что? Стряпали чего? О-о вижу, вижу. Эх, пить хочется. Ну -ка девочки,налейте-ка мне чайку, да погорячее. Эх, люблю я горячий чай!
Девочки сажают незваную гостью за стол. Гостья берёт чашку , наливает чай в блюдце, дует, раздувая щёки на чай.
-Эх , хорош чай! Ну, спасибо, детки. Простите, если что не так.(уходит)
-Девочки, что скажете вы?(ответы учащихся).
-Из блюдца не пьют, не пьют и из чайной ложки, в блюдце кладут чайную ложку, лимон из стакана, а также косточки от варенья. А чай пусть немного остынет. В гости без приглашения не ходят.
2. Сценка.
Выходит капризуля-девочка.
Подходите столу.
-Как вкусно пахнет! А кто их приготовил?Вы что ли?
-Мы.
-Маша, сядь с нами,позавтракай.
-С удовольствием!
Девочки садятся за стол. Маша берёт салфетку с тарелки, заправляет за одежду.
-В этом стакане чай лучше заварился.
Высматривает лучший кусок бутерброда, тянется, кое - как достаёт.
Начинает чвакать, крошить. Качается на стульчике.
Вытирает руки об скатерть.
-Ну вот, я наелась. Встаёт и уходит.
- Расскажите об увиденном, может ли поступать так воспитанная девочка?
( дети)
-А теперь пришла пора дегустировать ваши блюда. Проводится дегустация приготовленных блюд.
-Как вкус?
-Внешний вид?
-Девочки вы довольны результатом?
-(Дети.)
(Дети полу чают свои заслуженные баллы.)
-Пора отправляться на последнюю станцию.
Не успели и моргнуть глазом, как мы оказались на конечной станции.
Станция «Конечная». (5 мин.)
Итог урока.
-Дети, посчитайте свои фишки.
Подсчёт баллов.Объявляются победители в номинации «Интеллектуалы»,
Теперь поговорим в целом о занятии.Понравилось ли вам такая форма занятия?
-Что понравилось?
-Какие были трудности?
-Что нового узнали , вспомнили?.
Заключительное слово учителя. (3 мин.)
-Вы сегодня освежили ваши знания по разделу «Кулинария». Я вам желаю не забывать то, что узнали, чему научились. Радуйте своих родных, продолжайте готовить с душой самостоятельно, с мамами. Готовьте здоровую пищу, помните:здоровомувсё здорово. Как говорит народная пословица: «Ешь правильно и лекарства не надо».