На стадии вызова, просмотрев фрагмент из мультмпликационного фильма" Жадный богач", учащиеся выдвигают свою гипотезу о том, что при раскрое изделия нужно выполнять определенную последовательность работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.»
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.
Цели:
- закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;
- закрепить умение экономной раскладки лекал на ткани
- развитие исследовательских умений - выдвигать гипотезы и проверять их;
- воспитывать самостоятельность, умение преодолевать трудности в
проблемных ситуациях.
Ход урока:
Стадия Вызова.
Показ фрагмента мультфильма «Жадный богач».
С овечьей шкурой к скорняку
Зашел богач-сосед:
- Из этой шкуры шапку сшить
Ты можешь или нет?
- Могу! - сказал в ответ скорняк,
На шкуру посмотрев.
- А выйдет две? – спросил богач,
На корточки присев.
Как вы думаете, что ответил скорняк? Почему?
Ответы детей:
- Скорняк ответил богачу утвердительно, так как заказчик не назвал размера шапки. Расход ткани на изделие может зависеть не только от размера, но и от модели, ширины и качества ткани.
Учитель фиксирует ответы на доске.
Сколько шапок сшил скорняк купцу и почему? Прочитайте текст.
Ответы детей:
Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, давайте вспомним последовательность, подготовки ткани к раскрою.Сейчас я вам раздам карточки, вы должны определить последовательность действий подготовки ткани к раскрою (проставить цифры). Проверьте свою работу по данному образцу.
Подготовка ткани к раскрою.
- перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать (увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия)
-определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;
- проверить, нет ли ткацких дефектов;
- срезать кромки, если они стягивают ткань;
- проутюжить ткань, чтобы удалить замины;
- перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;
- выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.
Стадия Содержания
- Последовательность подготовки ткани к раскрою мы с вами повторили. Для того чтобы выполнить практическую работу, нам сегодня необходимо определиться с выбором моделей ночных сорочек и прихваток.
- Выступление отдельных учащихся с заранее подготовленными сообщениями в форме презентациий:
а) девочки рассказывают о ночных сорочках и показывают их модели;
б) мальчики сообщают о прихватках и знакомят с их видами.
Задача остальных учащихся на данном этапе занятия: выбрать понравившиеся варианты ночной сорочки и прихватки, зарисовать их на листах.
- Обоснование своего выбора.
(В ходе обсуждения учащиеся убеждаются в том, что расход ткани зависит от многих вариантов, что чем проще модель, тем меньше расхода ткани).
Подготовка к практической работе. (рассказ учителя)
Раскрой - один из важнейших процессов пошива одежды. Он делится на два этапа: подготовка ткани к раскрою и сам раскрой.
Раскладку выкроек на ткани проводят несколькими способами: - в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; таким образом кроят парные детали и детали со сгибом.
- в разворот- ткань развернута в ширину; такой способ используют для раскроя одиночных деталей.
- в два слоя - ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали; подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.)
Раскладка выкроек на ткани и раскрой должны проводиться на большом столе или ровной гладкой поверхности. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.
Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом), учитывая припуски на швы.
Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.
2. Детям раздаются карточки-памятки. Раскладки выкроек на ткани.
1. Разложить сначала крупные детали выкроек
Совмещать долевую нить на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.
На тканях с односторонним рисунком и на ворсовых тканях детали выкроек должны располагаться в одном направлении.
Детали лекал необходимо расположить так, чтобы раскладка была экономичной.
Детали выкройки необходимо прикалывать к ткани булавками и после этого произвести обмеловку выкройки по контуру. Вторую линию следует отметить пунктиром с учетом припусков на швы.
Вырезать детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.
3. Далее учащиеся выполняют тренировочные упражнения раскладки выкроек на ткани в М 1:4 выбрав один из вариантов, благодаря которым одно из самых сложных и трудоемких для данного возраста детей учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным.
Выполнение практической работы ''Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой'' (работа в парах)
Вводный инструктаж по ТБ
Посчитать количество иголок и булавок и хранить их только в игольнице.
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Осуществление контроля по ходу выполнения практической работы учащимися)
Контроль 1.
- Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?
- Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?
-Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?
-Правильно ли даны припуски?
-Произвести раскрой.
Контроль 2.
-Все ли детали кроя в наличии?
-Нанесены ли контрольные точки по линии талии.
-Равномерны ли припуски на швы?
-Указано ли направление долевой нити ткани.
3) Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
4) Афиширование работ учащихся.
Стадия Рефлексии.
Что нового и важного узнали вы сегодня на уроке? Выполнение каких заданий вызвали затруднения? Как вы оцениваете свою работу?
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к проблеме;
Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели
Наведение на проблему с использованием видеофрагмента мультфильма
фронтальная
Создает проблемную ситуацию.
Предлагает ученикам обсудить и решить проблему.
Смотрят фрагмент мультфильма.
Обсуждают и решают проблему исходя из жизненного опыта
Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний);
Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы;
Личностные УУД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Регулятивные УУД:
Определять цели учебной деятельности.
Ориентировоч-ный этап
Организовать самостоятельное планирование и выбор поиска информации
Составление алгоритма подготовки ткани к раскрою
парная
Предлагает составить алгоритм и сравнить его с правильным вариантом
Дети составляют алгоритм и сравнивают его с правильным вариантом
Регулятивные УУД;
Планировать, составлять план действий с учетом конечного результата.
Поисково-исследователь-ский этап
Осуществить самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построения нового знания.
Презентация
индивидуальная фронтальная
Предлагает учащимся выбрать понравившуюся модель, зарисовать ее и дать обоснование своему выбору
выбирают модель и
аргументируют свой выбор.
Познавательные УУД;
Извлекать необходимую информацию из презентации.
Коммуникативные УУД:
Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Практический этап
Обеспечить применение полученных знаний для достижения конечного результата.
Рассказ практическая работа.
парная, фронтальная
Проводит инструктаж по ТБ.
Учитель раздает памятки- карточки с указанием последовательности раскроя изделия
Контролирует деятельность учащихся.
Слушают и отвечают на вопросы.
Самостоятельно выполняют действия по алгоритму
Предметные УД:
Выполнять конкретные действия.
Рефлексивно-оценочный этап
Обеспечить осмысление процесса и результата деятельност.