Задачи: cформировать знания обучающихся по подготовке ткани к раскрою; научить последовательности раскладки деталей выкройки брюк на ткани; совершенствовать умения учащихся по раскрою деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Подготовка ткани к раскрою"»
Цель: научиться подготавливать ткань к раскрою.
Задачи:
Образовательная: формировать знания обучающихся по подготовке ткани к раскрою; научить последовательности раскладки деталей выкройки брюк на ткани; совершенствовать умения учащихся по раскрою деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
Коррекционная: корригировать мышление с помощью кроссворда, проблемных вопросов; речь через умение высказывать своё мнение, словарную работу; память через актуализацию прошлого опыта; наблюдательность через выполнение практического задания по подготовке ткани к раскрою; пространственную ориентацию при раскладке деталей выкройки на ткань; мелкую моторику и координацию движений при раскрое изделия.
Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в коллективе путём создания среды творческого общения, а также адекватную самооценку, используя ситуацию успеха каждого ученика; трудолюбие; повышать положительную мотивацию к профессии швеи.
- Прочтите про себя эти слова и вдумайтесь в их содержание.
Трудом, добытые знания, и для тебя, и для Родины – несметное богатство!
- Как вы понимаете эти слова? (дети отвечают: знания и умения, которые мы получаем на уроках швейного дела, пригодятся нам в нашей дальнейшей жизни, а если мы освоим профессию швеи, то будем приносить пользу и государству, работая в швейной промышленности).
Профориентационная работа.
Скоро вы окончите школу и перед вами, встанет выбор: «Кем быть?», «Куда пойти учиться?». И к этому выбору, вы должны подойти обдуманно.
- Мне хочется, чтобы вы обратили своё внимание к сфере обслуживания, одним из видов которой является – пошив белья и одежды. Смысл профессии швеи заключается в том, чтобы приносить людям радость. Приятно видеть красивого и со вкусом одетого человека, его счастливое лицо и сознавать свою причастность к этому.
- Сегодня сфера обслуживания находится на большом подъёме. Её будущее зависит от тех, кто придёт работать, то есть от вас – будущих работников.
Вспомним, какими основными качествами должна обладать швея?
1.Аккуратность. 2. Добросовестность.
3. Ответственность. 4.Трудолюбие.
5. Внимательность. 6. Терпение.
7.Усидчивость.
А ещё важным качеством является доброжелательность.
Настрой на урок.
- Посмотрите, какое весёлое солнышко у нас получилось. Улыбнёмся ему в ответ. Пусть это солнышко светит нам и радует на уроке.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим изучать тему по изготовлению брюк.
Наша задача, научиться подготавливать ткань к раскрою, раскладывать детали выкройки брюк на ткани и раскраивать брюки.
Продолжим урок с проверки знаний, которые вы получили на прошлых занятиях.
II. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда по вопросам:
1. Назовите одну из видов ткани, которую применяют при пошиве брюк? (хлопковая).
2. Назовите один из видов швов, который имеется на деталях брюк? (шаговый).
3.Чем обрабатывается застёжка в среднем шве передних половинок брюк? (тесьмой-молнией).
4. Назовите один из видов швов, который применяют при пошиве брюк?
( стачной).
5.Какие карманы настрачивают на передние половинки брюк? (накладные).
6. Назовите ещё один из видов швов, который имеется на деталях брюк? (боковой).
7. Какой срез брюк, обрабатывается притачным поясом? (верхний).
8. По способу носки брюки, это какое изделие? (поясное).
III. Изучение нового материала.
Педагог:
1. Подготовка ткани к раскрою имеет несколько этапов работы.
- Декатирование ткани.
- Определение дефектов на ткани.
- Раскладка ткани для раскроя.
Остановимся на первом этапе работы: декатирование ткани.
Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать. Это значит, что ткань необходимо увлажнить, и проутюжить. При влажно-тепловой обработки ткань даёт усадку. Этот процесс называется – декатированием.
(учитель демонстрирует показ выполнения декатирования).
Второй этап подготовки ткани к раскрою: определение дефектов ткани. Проверяют ткань внешним осмотром с целью выявления ткацких пороков и пороков крашения. При обнаружении дефекта, надо обвести это место мелом, сухим мылом или отметить, проложив прямые стежки цветными нитками
(педагог демонстрирует показ обнаружения дефекта на ткани).
Третий этап подготовки ткани к раскрою, это раскладка ткани для раскроя. Подготовленную ткань раскладывают на раскройном столе, срезают кромки. Определяют направление рисунка, лицевую и изнаночную сторону ткани. От этого зависит способ раскладки деталей выкройки на ткани. Ткань для раскроя чаще всего перегибают по долевой нити лицевой стороной внутрь (в сгиб) по средней линии с учётом центра рисунка, уравнивают долевые срезы, скалывают, выравнивают поперечные срезы. Ткани, имеющие ширину 140—160 см, перегибают по поперечной нити (в разворот) лицевой стороной внутрь по средней линии, уравнивают долевые срезы, скалывают, выравнивают поперечные срезы.
(педагог демонстрирует показ раскладки ткани для раскроя).
2.Раскладка деталей выкройки на ткани. Все детали раскладывают по направлению долевой нити ткани и отметке на деталях выкройки. При раскладке необходимо учитывать рисунок и вид ткани. Сначала на ткани раскладывают крупные детали (передняя половинка, задняя половинка). Мелкие детали выкройки (карманы, пояс) раскладывают между крупными с учетом направления долевой нити, рисунка, припусков на швы. Детали прикалывают к ткани булавками в направлении от работающего или справа налево. (учитель демонстрирует показ раскладки деталей выкройки на ткани)
Раскладка деталей выкройки прямых брюк:
а – на широкой ткани.
б - на широкой ткани с рисунком, направленным в одну сторону.
в - раскладка деталей на узкой ткани
IV. Работа в тетради:
1.Записать дату и тему занятия.
2. Записать основные этапы подготовки ткани к раскрою.
3. Записать словарное слово: декатирование – это значит, что ткань необходимо увлажнить, слегка просушить и затем проутюжить.
V. Закрепление нового материала.
Для чего выполняют декатирование ткани? (декатирование ткани выполняют для того, чтобы ткань дала усадку)
Почему перед раскроем следует провести внешний осмотр ткани? (осмотр ткани проводится для выявления дефектов ткани)
Расскажите процесс раскладки ткани для раскроя? ( В первую очередь необходимо разложить крупные детали, это передняя и задняя половинка, а затем мелкие детали)
Что необходимо учитывать при раскладке выкройки на ткани? (при раскладке выкройки на ткани необходимо учитывать рисунок и вид ткани).
Каким будет изделие в готовом виде, если его раскроили без учёта припусков на швы? (если изделии раскроено по индивидуальным меркам, то в готовом виде оно будет узким).
Для чего во время раскладки ткани для раскроя проверяют ткань на наличие дефектов? (если не проверить ткань на наличие дефектов, то изделие, в котором имеется дефект будет не эстетичным, и не пригодным для носки).
Педагог:
- Скажите, какие инструменты вам понадобятся для работы на занятии, с учётом темы (чертёжные инструменты, ножницы, мел портновский).
- А ещё, вам для работы понадобится утюг. Поэтому, вспомним правила безопасной работы с ножницами и утюгом.
VI. Инструктаж по охране труда с утюгом, ножницами и булавками.
VII. Физминутка.
Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова
(для улучшения циркуляции крови)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Педагог:
- На основе изученного материала вам предстоит выполнить практическую работу по подготовке ткани к раскрою, раскладки деталей выкройки брюк на ткани и раскрой брюк. Работать будете по инструкционной карте, которая находится у вас на рабочем столе.
VIII. Практическая работа. Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки брюк на ткани.
Ход работы:
1. Подготовить ткань к раскрою: определить волокнистый состав ткани, лицевую и изнаночную стороны, направление долевой нити, проверить качество ткани — нет ли разрывов, недостатков крашения. Выполнить работу по декатированию ткани в зависимости от ее волокнистого состава.
Примечание. Мелкие детали выкройки раскраивать из выпадов ткани.
Целевой обход учителя. (Учитель, обходя класс, рабочие места, контролирует поэтапную работу обучающихся, приёмы выполнения работы, безопасные приёмы работы.)
Индивидуальная работа
IX. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с подготовкой ткани к раскрою. От освоения этих практических приёмов зависит качество и дальнейшее изготовление изделия. Поэтому знания и умения, полученные сегодня, возможно, пригодятся вам в дальнейшей вашей жизни, если вы освоите профессию, связанную с пошивом одежды.
- Что значит, декатирование ткани?
- Почему необходимо учитывать вид ткани и рисунок при раскладке деталей выкройки на ткань?
- Какие виды дефектов бывают?
- Какие детали выкройки раскладывают в первую очередь на ткани?