Конспект урока по теме : "Подготовка ткани, раскладка лекал юбки на ткани, раскрой юбки"
Конспект урока по теме : "Подготовка ткани, раскладка лекал юбки на ткани, раскрой юбки"
Цели урока:
-дополнить и систематизировать знания учащихся о способах раскладки выкройки на ткани;
-научить учащихся экономной и технологически правильной раскладке юбки на ткани;
-закрепить знания подготовки ткани и выкройки к раскрою;
-отработать умение раскраивать детали выкройки с учетом свойств ткани, сохранение ритма и перехода рисунка;
-прививать навыки культуры труда , развивать конструкторские умения, логическое мышление
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения : постановка проблемного вопроса, инструктаж, объяснение, фронтальный опрос, наглядность, закрепление полученных знаний в виде практической работы.
Инструменты и приспособления : приготовленная ткань для изготовления юбки; выкройка, ножницы, сантиметровая лента, гладильная доска, линейка, портновский мел, булавки, учебник.
Наглядные пособия: детали выкройки, инструкционные карты, коллекции тканей, схемы раскладки деталей выкройки на ткани.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, математика, черчение, история.
Оформление классной доски
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : "Подготовка ткани, раскладка лекал юбки на ткани, раскрой юбки" »
План-конспект уроков по теме:
« Подготовка ткани, раскладка лекал юбки на ткани, раскрой юбки»
Автор: Юрина Надежда Витальевна-
учитель технологии МОУ СОШ № 1
г.Катав Ивановска Челябинской
области .
Катав -Ивановск . 2014 год.
Конспект уроков по теме:
« Подготовка ткани, раскладка лекал юбки на ткани, раскрой юбки»
Цели урока:
-дополнить и систематизировать знания учащихся о способах раскладки выкройки на ткани;
-научить учащихся экономной и технологически правильной раскладке юбки на ткани;
-закрепить знания подготовки ткани и выкройки к раскрою;
-отработать умение раскраивать детали выкройки с учетом свойств ткани, сохранение ритма и перехода рисунка;
-прививать навыки культуры труда , развивать конструкторские умения, логическое мышление
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения : постановка проблемного вопроса, инструктаж, объяснение, фронтальный опрос, наглядность, закрепление полученных знаний в виде практической работы.
Инструменты и приспособления : приготовленная ткань для изготовления юбки; выкройка, ножницы, сантиметровая лента, гладильная доска, линейка, портновский мел, булавки, учебник.
Наглядные пособия: детали выкройки, инструкционные карты, коллекции тканей, схемы раскладки деталей выкройки на ткани.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, математика, черчение, история.
3.Определить правильную последовательность подготовки ткани к раскрою:
а) продекатировать ткань;
б)определить направление рисунка;
в) уточнить длину и ширину ткани;
г) определить направление долевой нити;
д) определить наличие дефектов;
е) определить лицевую и изнаночную стороны;
ж) уровнять поперечный срез.
4.Установить соответствие:
Дефекты ткани:
1 2 3 4 5
А) Утолщение
Б) Перекос
В) Нарушение целостности ткани
Г) Непропечатанные места
Д) Засечка
5.Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:
а) разложить мелкие детали;
б) разложить крупные детали;
в) сколоть ткань булавками;
г) приколоть мелкие детали;
д) приколоть крупные детали;
е) определить лицевую сторону ткани;
ж) нанести контрольные линии и точки;
з) разметить припуски на обработку;
и) обвести детали по контуру.
Ответы:
1.Декатировка ткани - это обработка ткани горячей водой для предотвращения усадки в готовом изделии
Способы декатирования тканей:
1.Льняные , хлопчатобумажные ткани замочить в тепловой воде, подсушить, проутюжить слегка влажными.
2.Шерстяные ткани завернуть в мокрое полотенце на несколько часов. Проутюжить слегка влажными.
3.Ткани из натурального шелка замочит в воде с небольшим количеством желатина, подсушить , проутюжить слегка влажными.
Проутюживание – это удаление сгибов и заминов на ткани или деталях изделия с помощью влажно-тепловой обработки.
Припуск- это величина, данная на обработку срезов
2. Настил в сгиб- ткань, сложенная пополам лицевой стороной внутрь; кромки совмещены.( Способ применяют при раскрое широких тканей)
Настил в разворот – ткань развернута во всю ширину лицевой стороной вниз
3.Определить правильную последовательность подготовки ткани к раскрою
в; д; а; г ;е; б; ж.
4.Установить соответствие:
А-1
Б-3
В-2
Г-5
Д-4
5.Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:
Ответ: Е; В; Б; А; Д; Г; И; З;Ж;
2.Теоретическая часть. Объяснение нового материала
Одежда не имеет своей собственной жизни и истории. Она живет вместе с человеком, изменяется вместе с ним, его обычаями, понятиями о красоте и стандартах фигуры человека. В разные времена и в разных странах понятия о красоте были различны.
Уже на заре человечества был создан первый покров – одежда или костюм – для защиты тела от холода и помощи в борьбе за существование в суровую эпоху первобытности. Первая форма одежды возникла, когда человек соединил вокруг своего тела две шкуры, закрепив их веточкой. Юбка, как важная составляющая костюма, часть платья или отдельный предмет туалета, претерпевала изменения вместе со всем обликом женщины.
Юбка появилась в обиходе человека много тысячелетий назад, её прародительницей была набедренная повязка. Юбка прошла свой исторический путь вместе с человеком, являясь самостоятельной частью костюма или частью платья, исчезая на время и снова возвращаясь.
В Древнем мире юбок не было. Например: в античные времена, когда существовал культ человеческого тела, одежда лежала на плечах и, свободно спадая, не скрывала естественной красоты, форм и пропорции фигуры (плащи, хитоны). В современном мире популярность юбок удивляет нас своим разнообразием.
Виды юбок:
Подбирая ткань для юбки, необходимо решить, с чем вы будете ее носить: с блузкой, свитером или в комплекте с жилетом, жакетом. Можно составить план и по этому плану работать, зная заранее, что вы ничего не упустите.
Раскладка выкроек на ткани
Раскраивать ткань лучше на большом столе
Ткань сложите вдвое, лицевой стороной внутрь, совместите кромки. Чтобы ткань не смещалась при раскрое, можно внутри контура деталей сколоть ее иголками
Сначала разложите на ткани крупные детали (переднее полотнище, заднее полотнище), затем мелкие детали (кокетка, карман, клапан, пояс и др.). Добивайтесь экономной раскладки выкроек на ткани
К сгибу ткани помещайте детали, которые даны на выкройке в половинном размере. После выкраивания у Вас получиться цельная деталь
На раскладку лекал влияет: направление рисунка, ворса, нити основы, количество и форма деталей (запах, драпировки), величина припусков на запасы швов в крое, наличие дефектов ткани.
Если рисунок очень крупный или редкий, детали выкройки должны располагаться так, чтобы середина детали совпадала с центральной линией рисунка. При этом очень желательно сохранить целый рисунок на видных местах. Это же относится и к тканям с крупным горохом и полосками.
Раскладка выкройки прямой юбки на ткани с направленным рисунком
.Раскладка лекал в одном направлении выполняется:
На тканях с несимметричной клеткой или полоской, тканях с однонаправленным рисунком, ворсовых тканях и тканях, которые дают разные оттенки в противоположных направлениях
В ворсовых тканях (бархат, полубархат, вельвет), ворс должен быть направлен снизу вверх.
На ворсовых тканях с начесом (драп, байка, замша, фланель) ворс на изделии должен быть направлен сверху вниз.
Если на ворсовой ткани имеется тисненый рисунок, и он не имеет определенного направления, то направление ворса по модели.
Раскладка выкройки прямой юбки на ткани шириной 140см
Раскладка выкройки клиньевой юбки на ткани
Раскладка выкройки конической юбки на ткани одношовная
Раскладка выкройки конической юбки на ткани двухшовная
Последовательность раскладки лекал на ткани в клетку и полоску .
Перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь (с одним или двумя сгибами), сколоть. Ткани в клетку и полоску сколоть булавками через каждые 15-20 см совмещая рисунок. При настиле в разворот ткань разложить лицевой стороной вниз.
Расположить кромкой к работающему. Срезать или рассечь кромки, если они стягивают ткань.
Выровнять правый поперечный срез ткани с помощью угольника.
Полосы на накладных карманах, боковых и среднем швах должны совпадать
Юбка клеш « солнце» в отличие от других юбок не имеет конструктивного шва, выкройка такой юбки представляет собой круг. Спереди и сзади ткань можно расположить как по нити основы, так и по нити утка (следует учитывать направление рисунка). Выполнить эту юбку следует из ткани с симметричным рисунком клеток, где переход рисунка с долевого на поперечное направление незаметен. Если ткань узкая, делают надставки по нити основы, строго соблюдая совпадение рисунка клеток в соединительном шве.
.
При изготовлении таких юбок из тканей с симметричным рисунком клетки и некоторых видов несимметричного рисунка (без ворса) используются несколько видов раскладки выкроек.
3.Практическая часть. Подготовка выкройки к раскрою и раскрой юбки.
Вводный инструктаж. Показ приемов и операций согласно инструкционной карте.
Инструкционная карта.
Подготовка выкройки к раскрою
1.На деталях выкройки напишите название деталей и их количество.
2.На каждой детали покажите стрелкой направление долевой нити.
3.Обозначьте контрольные точки для более точного соединения двух деталей.
Инструкционная карта.
Раскладка лекал юбки на ткани и раскрой.
Экономный раскрой ткани зависит от правильной раскладки деталей кроя на ней.
Сначала разложить и приколоть большие детали – переднее и заднее полотнища юбки, затем мелкие детали – пояс, кокетка, карманы. При этом необходимо следить, где проходит долевая нить. Направление нити основы на лекалах юбки должны соответствовать направлению нити основы в тканях.
Раскраивая юбку, можно сделать заднее полотнище без шва или со швом посередине. Если по модели предусмотрено заднее полотнище без шва, то его выкройка кладется к сгибу материала по направлению нити основы, а если со швом – то к срезам.
При раскладки лекал юбки на ткани, надо искать всегда предельно экономный вариант раскладки. Найдя наилучший вариант раскладки с учетом всех необходимых припусков на швы. Детали выкройки прикалывают булавками к ткани.
Выкройки обвести тонкой сплошной линией. Обозначить все вспомогательные линии и точки, размечают вытачки.
Далее пунктирной линией намечают припуски на швы: – по нижним срезам – 3–5 см. – по боковым срезам – 2–3 см. – по верхним срезам – 1 см. – по всем срезам пояса – 1 см. среднюю линию вытачки поднимают на 1 см. вверх и соединяют с боковыми линиями. Если сделать вытачку без выступа, она не попадет в шов притачивания пояса к юбке. Обязательно провести Самоконтроль: проверить правильность раскладки, направление долевой нити и величину припусков.
Сними лекала и сколи детали юбки булавками.
Ткань раскраивают по припускам на швы, т.е. по пунктирным линиям.
Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа с учащимися.
Текущий инструктаж.
-Организация контроля за практической работой учащихся, обучение и самоконтролю и взаимоконтролю.
-Организация работы (состояние рабочих мест, расположение инструментов и т.д.)
- Соблюдение технологической дисциплины, правил техники безопасности.
Организационно-заключительная часть.
Заключительный инструктаж.
Анализ результатов работы, допущенных отклонений, оценка работы.
Тема урока
Моя оценка
Оценка девочек
Оценка учителя
Подготовка ткани, раскладка лекал юбки на ткани
Раскрой юбки
Домашнее задание: в рабочей тетради описать последовательность раскладки выкроенных деталей юбки на ткани и раскрой.
Рефлексия.
Девочки по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я выполняла задания…
я поняла, что…
теперь я могу…
я почувствовала, что…
я приобрела…
я научилась …
у меня получилось …
я смогла …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Используемая литература:
Технология-учебник.( под редакцией В.Д.Симоненко) 6 класс 2008 г
(вариант для девочек)
Технология.Поурочные планы.( под редакцией В.Д.Симоненко) 6 класс
Издательство «Учитель»2008 г
Петрова Е.В. Разработка урока по технологии 6 класс. Интернет ресурсы.
Технология .Рабочая тетрадь для уч-ся 6 класса.Г.В.Горбунова МОУ гимназия №96 Челябинск .2010 .