Тема: Основы профессионального самоопределения. 11 класс
Цель: содействие становлению личности девушек, повысить у учащихся готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные способности.
Задачи:
ознакомить с правилами выбора профессии;
умение вести внутренний диалог с собой;
умение размышлять и вести разговоры со старшими;
умение отстаивать свою точку зрения, помочь сориентироваться в системе морально-этических и личностных координат;
создать ситуацию, позволяющую найти стереотипное мышление.
Оборудование: мультимедия, ватман, маркеры, карточки с заданиями, брошюры для старшеклассников.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Существует такое понятие «Как возраст самоопределения». Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность - пора подготовки к решению жизненно важных проблем для человека, и основная проблема «Кем быть»? «Какой правильный путь найти в жизни»?
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.»
Сенека
Конечно надо уметь мечтать, уметь правильно поставить свою цель.
В конституции РК записано, что гражданин имеет право на труд, на образование. Все граждане Казахстана должны соблюдать и жить по законам Конституции РК
Президентом Н. Назарбаевым сказано: «Наше молодое государство будет крепким и нерушимым, если вы станете высококвалифицированными рабочими, фермерами, деятелями культуры, учителями, инженерами, врачами. Если, мы будем готовы работать в условиях рыночной экономики».
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Кем работать мне тогда,
Чем заниматься?
Упражнение «В детстве я хотел быть...»
Цель: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Ход упражнения: Каждому участнику предлагается в течение трех минут написать на анонимной карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и раздает участникам в случайном порядке. Каждый должен «вжиться» в образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли это желание сейчас, когда человек повзрослел, и если изменилось, то почему?
Что вы будете делать после окончания средней школы?
Правильно ВУЗ, колледж, лицей и наконец можно работать в той сфере, где ты мог бы набраться навы ков, умений и знаний и уж после поступить в учебное заведение.
Да, у нас все профессии хороши, выбирай любую. Это сфера машиностроения, легкая и тяжелая индустрия, архитектура, медицина, пищевая промышленность и другие.
Но, к выбору надо серьезно, правильно отнестись.
Ведь, от удачного выбора профессии зависит твое будущее.
Что важно знать при выборе профессиональной деятельности?
Что, на ваш взгляд, больше всего влияет на профессиональную ориентацию человека?
Мы с вами перед выбором профессии:
встречи с представителями разных профессий;
посещение предприятий, экскурсии;
чтение соответствующей литературы;
советы друзей, родителей;
-тестирование профессиональных способностей;
При выборе профессии, какие главные задачи ставите на передний план?
-творить, создавать новое;
постоянно совершенствоваться;
социальная значимость профессии;
быть полезным людям;
пользоваться уважением людей;
иметь призвание;
реализовать свой физический, умственный потенциал.
Какие качества в себе развивать?
-воспитанность, деликатность, тактичность, уравновешенность, сдержанность;
-доброжелательность, благородство, великодушие, отзывчивость;
-трудолюбие, упорство, настойчивость, целеустремленность, решительность;
Какие качества в себе изживать?
неорганизованность, поверхностность, безответственность, слабоволие, мелочность;
застенчивость, боязливость, неуверенность;
бестактность, многословие, нескромность.
Как надо правильно выбирать?
Проявление настойчивости в реализации своих профессиональных намерений.
Формула выбора профессии:
Хочу - интересы, склонности.
Могу - способности, состояние здоровья, возможность получения образования.
Надо - потребности рынка труда.
Правило выбора профессии:
Изучить рынок труда.
Изучить самого себя.
Выбрать наиболее привлекательную профессию?
Изучить профессиограмму.
Сравнить свои знания со своими возможностями (посоветоваться с родителями).
Попробовать свои силы с выбранной профессией (кружки).
Запасной вариант выбора.
С чего надо начинать?
С изучения самого себя (личностные характеристики, особенности мышления, характера, темперамента и нервной системы).
Упражнение «Силовое поле выбора профессии».
Что влияет на выбор профессии:
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:
Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Успех и не успех, счастье и несчастья, порой зависит и от нас самих.
Известный психолог Э. Берн выдвинул идею «Кто вы? Принц или лягушка?»
«Ты спрашиваешь, каким путем идти? Для этого надо научиться различать добро и зло....»
Л. Сенека
«Мозговой штурм»
Написать на доске эти качества. Лист ватмана. Перечислите качества, помогающие идти по светлой дороге (взаимопонимание, дружба, честность, уважение и т.д.)
Игра «Черный ящик».
Вы должны найти выход из различных ситуаций. Любой человек может оказаться за бортом жизни.
«Никакой человек до конца не поймет чужой проблемы, пока сам через нее не пройдет.» Шолпан. 15 лет. Воспитанник детского дома.
Ситуация.
Провал на экзамене. Мало того, что проходной бал не набрал, а еще и 2 по математике. Родителям стыдно перед друзьями, родственниками, позор какой? Что делать? Что можно предпринять?
Ситуация.
Я хочу учиться в ВУЗе как все, но родители отказываются платить за учебу, говорят деньги на ветер не дадут бросать. Хотя я учусь хорошо на 4 и 5. Нас в семье четверо, братишка в 10 классе, сестренка в 9 классе и младший в 3 классе. Я понимаю, что денег не хватает. Что делать?
Ситуация.
Мужчина 35 лет, инженер-программист, проработавший в известной фирме, не женат. Потерял работу полгода назад. Находится в состоянии депрессии, начал злоупотреблять алкоголем.
Ситуация.
Женщина 30 лет, имеет двух детей, имеет высшее юридическое образование, но не работала по специальности, домохозяйка. Два месяца назад развелась с мужем.
Трудно было найти выход из сложной ситуации?
А себя могли представить в подобной ситуации?
Игра «Путь решения» или Все вместе против проблем
Человека уважают за то, что он что-то умеет. Нет бесполезных, не нужных человеку профессий. Важно найти такую, в которой раскроются ваш талант, способности, а главное призвание. Задача каждого живущего на Земле - изменить мир к лучшему. Значит нужно так изучить себя и окружающую действительность, приобрести такую сумму знаний, чтобы открыть для себя глубокий смысл избранного пути. Человек - создание необъятное. Часто ему бывают тесны рамки его профессии, бывает мало его мастерства, ведь он может вместить в себе весь мир.
Наш президент Н.А. Назарбаев начал свою деятельность с рабочей профессии, и самой трудной. И как он сам говорит: «Всю жизнь надо учиться».
Каждый талантлив по-своему. Но найти этот талант не просто. И каждому нужно подобрать ключ. Кому-то скальпель хирурга, кому-то геологический молоток, циркуль чертежника, ножницы парикмахера. Подберешь - твое счастье. Нет, будешь ходить на работу как на каторгу.
Ведь огромное Счастье - когда знаешь свое дело.
Рефлексия.
Скажите, что вам понравилось, какие вопросы хотели бы еще обсудить.
Перед вами большие дороги. Дороги, которые вы выбираете, поведут вас к жизненному пути.
Выбирай любую, но не забывай, что от тебя зависит, будет твой труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным. Когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу, повышать без утомления напряженность труда.
Выбирая профессию, мыслить нужно о будущем, но действовать в настоящем.
Главное верь в себя, мечте своей, стремись к цели. Если вдруг не получилось сейчас, сегодня, завтра пробуйте еще раз. Никогда не останавливайтесь.