kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Основы профессионального самоопределения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пофессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодёжи в профессиональном самоопределении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Основы профессионального самоопределения"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа с. ЛесноеМатюнино

(МОУ СШ с. Лесное Матюнино)




Принята на заседании

педагогического совета

от «___» _____________ 20____г.

Протокол № __________________


Утверждаю:

Директор МОУ СШ с. Лесное Матюнино

_____________________ / В.В.Козырева /

«___» ________________ 20____г.







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Основы профессионального самоопределения»



Срок реализации программы – 36 часов

Возраст обучающихся: 15 лет





Автор составитель: Ильина Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования







с. Лесное Матюнино, 2019







Пояснительная записка

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Программа разрабатывается в соответствии со следующими документами:

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726

Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Устав МОУ СШ с. Лесное Матюнино.


Актуальность данной программы

Профессиональная ориентация школьников - это важность воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.

Отличительные особенности:

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа в объединении построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей Программа «Основы профессионального самоопределения» помогает расширить представления учащихся о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого учащегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Направленность программы

Программа кружка «Основы профессионального самоопределения» имеет социально-педагогическую направленность.

Программа кружка направлена на формирование у школьников практических и теоретических представлений о видах и формах профессиональной деятельности, посредством раскрытия особенностей различных видов и форм профессиональной деятельности, а также самопознания. Самопознание является этапом на пути профессионального самоопределения старшеклассников, способствуя в конечном счете их становлению как субъектов собственной деятельности (в частности, дальнейшего образования и профессиональной деятельности).

Адресат программы

Программа предназначена для учащихся в возрасте 15 лет с целью их подготовки к выбору профессионального профиля обучения и дальнейшего построения профессионального плана.

Формы обучения – лекции, беседы, сюжетно-ролевые игры, тесты, анкетирование. В ходе лекций и бесед освещаются обозначенные темы занятий и актуализируются имеющиеся знания у учащихся. Тесты позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого участника в соотнесении с различными профессиями. Сюжетно-ролевые игры дают возможность учащимся попробовать себя в различных ролях, достигнуть объективной самооценки, соотнести свои способности и желания с различными профессиями, расширить круг возможного выбора своего жизненного пути и профессионального определения.

Условия проведения занятий

Программа учитывает возрастные особенности учащихся, уровень их информированности в вопросах профессиональной ориентации, имеющиеся знания, полученные на уроках в школе. Гибкость программы позволяет проводить ее целенаправленно и эффективно с различной специализацией, применяя действенные формы и методы профориентации.

Объём и срок освоения программы:

Программа рассчитана на срок реализации 1 год в объёме 36 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

Цели программы:

- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

- развитие  познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание  трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение  опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.






Задачи программы:


Образовательные задачи:

1.      Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии;

2.      Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;


Воспитательные задачи:

1.      Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

2.      Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений;


Развивающие задачи:

1.      Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2.     Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.


Ожидаемые результаты


    • Развитие социально-трудовых компетенций в области профессионального самоопределения.

    • Повышение интереса учащихся к самопознанию и саморазвитию.

Построение индивидуального профессионального плана.


Планируемые результаты освоения программы


Предметные результаты:

  • о видах профессий и их особенности;

  • о требованиях  к профессиональной деятельности;

  • о возможностях ПК, позволяющее самоопределиться с профессиональным выбором;

  • ориентироваться в профессиях;

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • соотносить требования профессий к человеку и его личным качествам;

  • использовать ПК для профессионального самоопределения;

  • понятия профессии и карьеры;

  • виды профессий и их особенности;

  • классификацию профессий;

  • требования к профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • информационно-коммуникативной деятельности;

  • социально-трудовой навык;

  • познавательно-смысловой деятельности;

  • учебно-познавательной деятельности;

  • профессионально-трудовым выбором.

Личностные результаты:

  • ориентироваться в профессиях;

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • соотносить требования профессий к человеку и его личным качествам;

  • определять круг профессиональной деятельности, соответствующий конкретному человеку;

  • использовать ПК для профессионального самоопределения.

В результате изучения программы

Обучающиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

  • сущность основных понятий, относящихся к профориентации;

  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с выбором профессии.

Обучающиеся должны уметь:


  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • использовать диагностические методики, направленные на выявление личностных особенностей, необходимых для профессионального самоопределения;

  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке («профессия», «специальность» и др.);

  • использовать сведения о путях получения информации о профессиональных учебных заведениях.

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Сущность профессионального самоопределения.

2

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2

Профессиональные интересы и склонности

2

Способности, условия их проявления и развития

2

Природные свойства нервной системы

3

6.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

2

7.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

2

8.

Профессиональные и жизненные планы

3

9.

Здоровье и выбор профессии

2

10.

Отрасли общественного производства

4

11.

Профессиональная проба

2

12.

Пути получения профессии

2

13.

Человек среди людей

2

14.

Современный рынок труда и его требования к профессио­налу

3

15.

Творческий проект

3


Итого

36



Содержание программы

  1. «Сущность профессионального самоопределения» -2 часа.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессий как форма фиксации данных по курсу «Технология. Основы профессионального самоопределения.» Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.

2. «Внутренний мир человека и система представлений о себе» -2 часа.

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.

Практическая работа. Составление «дерева» психологи­ческих качеств личности.

3. «Профессиональные интересы и склонности». -2 часа

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов; опрос­ник профессиональной готовности.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональ­ных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

4. «Способности, условия их проявления и развития». -2 часа.

Понятия способности, задатки, талант, гениальность. Виды способностей. Представление о межличностных отношениях и их значении в профессиональной деятельности. Выявить уровень коммуникативных, организаторских, математических и интеллектуальных способностей учащихся. Раскрыть роль способностей в выборе профессии.

5. «Природные свойства нервной системы» - 3 часа.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры. Характер, темперамент, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловлен­ные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Общее представление о темпераменте. Психологическая ха­рактеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, пси­хическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Практическая работа тест «Айзенка».


6. «Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении». -2 часа.

Понятия восприятие, ощущение, представление, память, внимание, мышление. Виды психического процесса. Уровни: зрительной памяти, механического и смыслового запоминания, переключения внимания, распределения внимания и линейного глазомера. Тип мышления. Выявить ведущие профессиональные психологические особенности учащихся.

7. «Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении» - 2 часа.

Представление о себе и проблема выбора профессии.
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «об­раза «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное са­моописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); ме­тодика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»).

8. «Профессиональные и жизненные планы» -3 часа.

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «на­до»)

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «мо­гу» — человеческие возможности (физиологические и психоло­гические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три спе­циальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, тера­певт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается пере­чень профессий).


9. «Здоровье и выбор профессии» - 2часа.

Возможности личности в профессиональной деятельности
(«могу»). Понятие профпригодности. Профессионально важные каче­ства. Активная роль личности при выборе профессии. Диагностические процедуры. Методика самооценки ин­дивидуальных особенностей.

Практическая работа. Знакомство с описаниями профес­сий.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профес­сий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима ра­боты. Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нор­мативными документами по охране труда.

10. «Отрасли общественного производства» - 4 часа.

Анализ профессий.

10.1. Основные признаки профессиональной деятельности.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность тру­довых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».

10.2. Классификация профессий.
Способы классификации профессий. Профессии типа «человек — человек», «человек— техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «чело­век — художественный образ». Характеристика профессий по об­щим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формул профессий.

11. «Профессиональная проба» - 2 часа.

Понятия профессиональная проба, профессиональная готовность.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессио­нальной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реа­лизации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Практическая работа. Анализ личного профессиональ­ного плана.

12. «Пути получения профессии» —2 часа.

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обуче­ния студентов. Возможности квалификационного роста.

Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».

13. «Человек среди людей» 2 часа.

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологичес­кая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

Развивающие процедуры. Элементы социально-психо­логического тренинга (умение вести диалог, поведение в конф­ликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».



14. «Современный рынок труда и его требования к профессио­налу»- 3 часа.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятель­ности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Само­финансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, ме­тоды их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конку­ренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфра­структуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

15. «Творческий проект» – 3 часа.


Календарно-тематический план

п/п

Темы

Кол-во

часов

Из них

Теория

Практика

1

Сущность профессионального самоопределения.

2

1

1

2

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2

1

1

3

Профессиональные интересы и склонности.

2

1

1

4

Способности, условия их проявления и развития.

2

1

1

5

Природные свойства нервной системы.

3

2

1

6

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

2

1

1

7

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

2

1

1

8

Профессиональные и жизненные планы.

3

1

2

9

Здоровье и выбор профессии.

2

1

1

10

Отрасли общественного производства.

4

2

2

11

Профессиональная проба.

2

1

1

12

Пути получения профессии.

2

1

1

13

Человек среди людей.

2

1

1

14

Современный рынок труда и его требования к профессио­налу.

3

2

1

15

Творческий проект.

3

1

2


Всего:

36

18

18






Условия реализации программы кружка:

Для реализации программы кружка используется следующая материально-техническая база:

- кабинет информационных технологий, для поиска информации в интернете; выставочные стенды; мультимедиа – проектор; справочная литература, книги, словари, брошюры и др.

Методическое обеспечение. Тесты, ЭОР, литература профориентационного характера.

Формы и средства контроля: преобладающие формы контроля – опрос, беседа, работа в паре, работа в группе, практические работы, анкетирование, тестирование.

Ожидаемые результаты освоения программы кружка:

- устойчивая мотивация профессионального самоопределения и саморазвития; знания и представления о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;

-умение объективно оценивать свои индивидуальные психофизиологические возможности в соответствии с выбором профиля обучения, дальнейшего образования и будущей сферой труда;

- умения ставить цели и планировать действия для их достижения;

- умения выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

- знания учащихся о самих себе (качества, наклонности, потребности, способности), а также понятия темперамент, характер, мышление, память, внимание;

- навыки рефлексии;

- знания собственного личностного, творческого и профессионального потенциала и их значение для получения профессионального образования.


Список литературы для педагога

  1. Бендюков, М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. - М.: Литера Плюс, 2014.



  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2015.



  1. Основы профориентологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.



  1. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Издательский центр «Академия», 2013



  1. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос - пресс, 2013.



  1. Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко /Школа и производство. - 2014.- № 3.



Для обучающихся (дополнительно):

1. Резапкина, Г. В., Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005.

2. Резапкина Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005.

Электронные ресурсы:

http://metodkabi.net.ru/index.php?id=1#ur Методический кабинет профориентации.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка "Основы профессионального самоопределения"

Автор: Ильина Светлана Анатольевна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Программа кружка Умелые руки "
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma-kruzhka-umielyie-ruki"
    ["file_id"] => string(6) "219820"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434377474"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   КРУЖКА начального технического творчества с элементами  декоративно-прикладного творчества «Самоделкин» "
    ["seo_title"] => string(137) "rabochaia-programma-kruzhka-nachal-nogho-tiekhnichieskogho-tvorchiestva-s-eliemientami-diekorativno-prikladnogho-tvorchiestva-samodielkin"
    ["file_id"] => string(6) "109287"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404308109"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Авторская программа кружка "Бисероплетение" "
    ["seo_title"] => string(48) "avtorskaia-proghramma-kruzhka-bisieroplietieniie"
    ["file_id"] => string(6) "181694"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425385950"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "ПРОГРАММА КРУЖКА   «Информатика: Мастер презентаций»  (модифицированная) "
    ["seo_title"] => string(71) "programma-kruzhka-informatika-mastier-priezientatsii-modifitsirovannaia"
    ["file_id"] => string(6) "116670"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412582077"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Программа кружка "Дизайнер""
    ["seo_title"] => string(28) "proghramma-kruzhka-dizainier"
    ["file_id"] => string(6) "143080"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418444734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства