kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы композиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй урок в 4 блоке "Художественные ремесла" 5 класса по ФГОС. По учебнику Технология Синица

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы композиции»

Технологическая карта урока

Предмет: Технология. Раздел «Художественные ремесла». Класс: 5

Автор УМК (Программа учебного курса): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко,

Тема урока: «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средст­вами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства.

Задачи обучения

  1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.

  2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред­ствами композиции на примере предметов декоративного ис­кусства.

  3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.

  4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.

Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 25-27), РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР; примеры гармо­ничных цветовых композиций.

Межпредметные связи с изобразительным ис­кусством.

Формируемые УУД: познавательные



Формируемые УУД

личностные

познавательные

- Мотивируются на активную деятельность, проявляют заинтересованность.

  • Поиск и выделение необходимой учебной и познавательной информации, в том числе решение задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов (ИКТ и источников информации).

  • регулярное обращение в учебном процессе к использова­нию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.






Тип урока: изучение нового материала


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности


I Постановка цели и задачи урока.






Изложение нового материала:

Понятие «композиция». Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая ком­позиции.

Симметрия и асимметрия.

Фак­тура, текстура и колорит в композиции. Понятие «орнамент». Символика в орна­менте.


Выполняют эскизы орнаментов.

Изучают гармоничные цветовые композиции


Самостоятельный

поиск и выделение

необходимой учебно-познавательной информации, определение основной и второстепенной информации.


- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, взаимооценивание ответов, выводов о важности декоративно-прикладного искусства.

Слушают собеседника, записывают главные понятия, корректируют ответы

Контролируют правильность ответов учащихся

Целеполагание как постановка учебной задачи: определения

значения декоративно-прикладного искусства в

жизни человека,

уметь слушать согласно цели урока.

II Основная часть Самостоятельная работа


Применение орнамента в народ­ной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации.

Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармоничные цве­товые композиции.

Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов компо­зиции, в изучении различных цветовых

сочетаний.


Изучают:

-что означает понятие композиция.

- орна­мент, символика в орнаменте, цветовые сочетания в орна­менте.

- Смысловое чтение –

работа с информационным

материалом.

- Создают графические композиции на листе бумаги или на компьютере с помощью графического редактора.

Выполнение и защита групповых заданий

Учатся выражать мысли, слушать собеседника, сотрудничать в поиске, выделение информации

Выполняют задание цветными карандашами в рабочей тетради или на листах бумаги в клетку.

Выполняют взаимоконтроль, самоконтроль.

Учатся анализировать информацию,

уточнять, дополнять, находить информационный материал

прогнозировать, корректировать, оценивать.


III Заключитель

ная часть. Контроль формирования знаний.


Создание композиции на компьютере с помощью графическо­го редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Организует взаимопроверку.

Подводит итог беседы.

Делает вывод.

Домашнее задание:

Прочитать § 25-27

Выполняют эскизы орнаментов для сал­фетки, платка, одежды, декоративного панно.

Соблюдают правила техники безопасности при работе в мастерской.

Учатся работать с информационным

материалом.

Учет разных мнений и интересов. Обоснование собственной позиции.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Закрепляют умения по созданию композиции на компьютере с помощью графическо­го редактора.

Изучают гармонические цветовые компо­зиции.





Ход урока

  1. Повторение пройденного материала

Вопросы для повторения:

1.Что такое декоративно-прикладное искусство?

Ответ: красивые изделия, созданные для украшения

2.Назови виды декоративно-прикладного искусства

3.Какие виды тебе больше нравятся?

4. Назови виды декоративно-прикладного искусства нашего региона?

2. Изложение нового материала («Основы компози­ции при создании предметов декоративно-прикладного искусства»)

Вопрос к обучающимся: что означает понятие композиция, откуда оно пришло в нашу речь.

Ответ: композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изоб­разительных элементов по определённой схеме, для того что­бы произведение приобрело наибольшую выразительность.

Правила, приёмы и средства компо­зиции, приводя примеры. Рассматриваем рисунки в учебнике, демонстрируем реальные объекты — салфетки, платки с росписью, кружева.

Объяснение значения понятий фактура, текстура, колорит

Объяснение обучающимся, что для создания предметов де­коративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть сти­лизовать их. Сформировать умение стилизовать поможет зада­ние в рабочей тетради.

  1. Самостоятельная работа

Выполнить стилизацию растения, животного, предмета интерьера с соблюдением основ композиции.

Работа выполняется в рабочей тетради.

  1. Продолжение изложения нового материала («Орна­мент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орна­менте»)

Знакомство обучающихся с понятием орнамент, просмотр рисунков в учебнике с изображениями орнамента в народ­ной вышивке. Рассказ о значении различных символов в орнаменте.

Используя межпредметные связи с изобразительным ис­кусством, беседа о многообразии цвета: ахроматических и хроматических, основных и дополнительных цветах, смеше­нии цветов, получении цветового круга из шести и двенадцати цветов.

Используя презентацию и учебник, говорим о сочета­нии различных цветов в композиции, правилах создания гармо­нических цветовых композиций. Цвета, распо­ложенные напротив друг друга в цветовом круге, являются кон­трастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармо­ния, если квадрат, — четырёхцветная. Рассмотрите рис. 113 «Гармоничные цветовые композиции». Беседа о видах цветовых композиций, геометрических формах, применяемых при их создании.

Рассказ о возможности создания гармоничных цвето­вых композиций в графическом редакторе Paint. Демонст­рация основных возможностей редактора. Рассматриваем пример создания графической композиции на рис. 114 из учебника.

  1. Самостоятельная работа

Обучающиеся выполняют в рабочей тетради п. 1 задания 25, п. 1-3 задания 26.

  1. Практическая работа

Создание композиции в графическом редак­торе

С помощью компьютера и графического редактора Paint в соответствии с заданием практической работы № 15 обучаю­щиеся должны выполнить монохромную чёрно-белую, моно­хромную цветную и хроматическую цветовую композиции из двух, трёх и четырёх цветов. Для облегчения и ускорения ра­боты учитель должен предложить ученикам готовый рисунок, созданный в графическом редакторе, — сетку из клеток. Обу­чающимся нужно сделать заливку цветом этих клеток, а при не­обходимости предварительно провести в них диагонали.

Если нет возможности создать композицию с помощью графического редактора, предлагается ученикам выполнить задание фломастерами в рабочей тетради или на листах бумаги в клетку.


Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.


Критерии оценки практической работы. Вырабатываем и обсуждаем с обучающимися критерии оценки качества работы, например:

  • в ахроматической (бесцветной) композиции элементы

белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого

цвета;

  • для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;

  • для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящие­ся возле углов вписанного треугольника.


Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивиду­альный инструктаж.

Выполнить работу в такой по­следовательности:

  1. сделать эскиз на листе бумаги в клетку;

  2. загрузить в Paint изображение сетки (учитель заранее составляет такую сетку);

  3. в соответствии с эскизом нанести диагональные линии;

  4. выполнить заливку элементов различными цветами в соответствии с эскизом;

  5. сохранить изображение.


Заключительный инструктаж. Объявить об окончании работы.

  1. Контроль формирования знаний

Контроль формирования знаний по темам § 25-27 может осуществляться с помощью заданий «Проверь себя» в рабочей тетради в начале следующего урока. Обучающиеся могут про­читать дома материал параграфов, поупражняться в составле­нии гармоничных цветовых композиций и лучше усвоить ма­териал.

  1. Домашнее задание

  1. Прочитать § 25-27. Ответить на вопросы параграфов.

  2. Выполнить задание «Используй компьютер» из рабо­чей тетради.

  3. Принести на следующий урок цветные лоскуты хлопча­тобумажной ткани, при необходимости — ткань для основы или картон для шаблонов, инструменты для раскройных и швейных работ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Основы композиции

Автор: Мизенко Галина Владимировна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 333033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по технологии в 5 классе на тему «Основы композиции законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_tiekhnologhii_v_5_klassie_na_tiemu_osnovy_kompozitsii_za"
    ["file_id"] => string(6) "373127"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482653915"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Методическая разработка занятия "Художественная обработка древесины". "Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_zaniatiia_khudozhiestviennaia_obrabotka_drieviesin_1"
    ["file_id"] => string(6) "366695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481054648"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Основы композиции. Силуэт и форма в одежде" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-osnovy-kompozitsii-siluet-i-forma-v-odiezhdie"
    ["file_id"] => string(6) "129726"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415740147"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Презентация к уроку "Основы композиции""
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-k-uroku-osnovy-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "333035"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1465239188"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Теплая  цветовая  гамма.  Живописная  осенняя  композиция "
    ["seo_title"] => string(64) "tieplaia-tsvietovaia-ghamma-zhivopisnaia-osienniaia-kompozitsiia"
    ["file_id"] => string(6) "186536"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426356408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства