Просмотр содержимого документа
«Основы композиции»
Технологическая карта урока
Предмет: Технология. Раздел «Художественные ремесла». Класс: 5
Автор УМК (Программа учебного курса): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко,
Тема урока: «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средствами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства.
Задачи обучения
Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.
Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 25-27), РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР; примеры гармоничных цветовых композиций.
Межпредметные связи с изобразительным искусством.
Формируемые УУД: познавательные
Формируемые УУД
личностные
познавательные
- Мотивируются на активную деятельность, проявляют заинтересованность.
Поиск и выделение необходимой учебной и познавательной информации, в том числе решение задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов (ИКТ и источников информации).
регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действийиопераций.
Тип урока: изучение нового материала
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
I Постановка цели и задачи урока.
Изложение нового материала:
Понятие «композиция». Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции.
Симметрия и асимметрия.
Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие «орнамент». Символика в орнаменте.
Выполняют эскизы орнаментов.
Изучают гармоничные цветовые композиции
Самостоятельный
поиск и выделение
необходимой учебно-познавательной информации, определение основной и второстепенной информации.
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, взаимооценивание ответов, выводов о важности декоративно-прикладного искусства.
Слушают собеседника, записывают главные понятия, корректируют ответы
Контролируют правильность ответов учащихся
Целеполагание как постановка учебной задачи: определения
значения декоративно-прикладного искусства в
жизни человека,
уметь слушать согласно цели урока.
II Основная часть Самостоятельная работа
Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации.
Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармоничные цветовые композиции.
Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых
сочетаний.
Изучают:
-что означает понятие композиция.
- орнамент, символика в орнаменте, цветовые сочетания в орнаменте.
- Смысловое чтение –
работа с информационным
материалом.
- Создают графические композиции на листе бумаги или на компьютере с помощью графического редактора.
Выполнение и защита групповых заданий
Учатся выражать мысли, слушать собеседника, сотрудничать в поиске, выделение информации
Выполняют задание цветными карандашами в рабочей тетради или на листах бумаги в клетку.
Выполняют взаимоконтроль, самоконтроль.
Учатся анализировать информацию,
уточнять, дополнять, находить информационный материал
прогнозировать, корректировать, оценивать.
III Заключитель
ная часть. Контроль формирования знаний.
Создание композиции на компьютере с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Организует взаимопроверку.
Подводит итог беседы.
Делает вывод.
Домашнее задание:
Прочитать § 25-27
Выполняют эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно.
Соблюдают правила техники безопасности при работе в мастерской.
Учатся работать с информационным
материалом.
Учет разных мнений и интересов. Обоснование собственной позиции.
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Закрепляют умения по созданию композиции на компьютере с помощью графического редактора.
Изучают гармонические цветовые композиции.
Ход урока
Повторение пройденного материала
Вопросы для повторения:
1.Что такое декоративно-прикладное искусство?
Ответ: красивые изделия, созданные для украшения
2.Назови виды декоративно-прикладного искусства
3.Какие виды тебе больше нравятся?
4. Назови виды декоративно-прикладного искусства нашего региона?
2. Изложение нового материала («Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства»)
Вопрос к обучающимся: что означает понятие композиция, откуда оно пришло в нашу речь.
Ответ: композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.
Правила, приёмы и средства композиции, приводя примеры. Рассматриваем рисунки в учебнике, демонстрируем реальные объекты — салфетки, платки с росписью, кружева.
Объяснение значения понятий фактура, текстура, колорит
Объяснение обучающимся, что для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть стилизовать их. Сформировать умение стилизовать поможет задание в рабочей тетради.
Самостоятельная работа
Выполнить стилизацию растения, животного, предмета интерьера с соблюдением основ композиции.
Работа выполняется в рабочей тетради.
Продолжение изложения нового материала («Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте»)
Знакомство обучающихся с понятием орнамент, просмотр рисунков в учебнике с изображениями орнамента в народной вышивке. Рассказ о значении различных символов в орнаменте.
Используя межпредметные связи с изобразительным искусством, беседа о многообразии цвета: ахроматических и хроматических, основных и дополнительных цветах, смешении цветов, получении цветового круга из шести и двенадцати цветов.
Используя презентацию и учебник, говорим о сочетании различных цветов в композиции, правилах создания гармонических цветовых композиций. Цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, являются контрастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармония, если квадрат, — четырёхцветная. Рассмотрите рис. 113 «Гармоничные цветовые композиции». Беседа о видах цветовых композиций, геометрических формах, применяемых при их создании.
Рассказ о возможности создания гармоничных цветовых композиций в графическом редакторе Paint. Демонстрация основных возможностей редактора. Рассматриваем пример создания графической композиции на рис. 114 из учебника.
Самостоятельная работа
Обучающиеся выполняют в рабочей тетради п. 1 задания 25, п. 1-3 задания 26.
Практическая работа
Создание композиции в графическом редакторе
С помощью компьютера и графического редактора Paintв соответствии с заданием практической работы № 15 обучающиеся должны выполнить монохромную чёрно-белую, монохромную цветную и хроматическую цветовую композиции из двух, трёх и четырёх цветов. Для облегчения и ускорения работы учитель должен предложить ученикам готовый рисунок, созданный в графическом редакторе, — сетку из клеток. Обучающимся нужно сделать заливку цветом этих клеток, а при необходимости предварительно провести в них диагонали.
Если нет возможности создать композицию с помощью графического редактора, предлагается ученикам выполнить задание фломастерами в рабочей тетради или на листах бумаги в клетку.
Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.
Критерии оценки практической работы.Вырабатываем и обсуждаем с обучающимися критерии оценки качества работы, например:
в ахроматической (бесцветной) композиции элементы
белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого
цвета;
для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;
для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящиеся возле углов вписанного треугольника.
Текущий инструктаж.Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.
Выполнить работу в такой последовательности:
сделать эскиз на листе бумаги в клетку;
загрузить в Paint изображение сетки (учитель заранее составляет такую сетку);
в соответствии с эскизом нанести диагональные линии;
выполнить заливку элементов различными цветами в соответствии с эскизом;
сохранить изображение.
Заключительный инструктаж.Объявить об окончании работы.
Контроль формирования знаний
Контроль формирования знаний по темам § 25-27 может осуществляться с помощью заданий «Проверь себя»в рабочей тетради в начале следующего урока. Обучающиеся могут прочитать дома материал параграфов, поупражняться в составлении гармоничных цветовых композиций и лучше усвоить материал.
Домашнее задание
Прочитать § 25-27. Ответить на вопросы параграфов.
Принести на следующий урок цветные лоскуты хлопчатобумажной ткани, при необходимости — ткань для основы или картон для шаблонов, инструменты для раскройных и швейных работ.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(285) "ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по технологии в 5 классе на тему «Основы композиции законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»"
["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_tiekhnologhii_v_5_klassie_na_tiemu_osnovy_kompozitsii_za"
["file_id"] => string(6) "373127"
["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1482653915"
}
}