kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по технологии в 5 классе на тему «Основы композиции законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  

  • Основы композиции законы восприятия цвета при создании

предметов декоративно-прикладного искусства.

Цель урока:

  • Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с

основными правилами, приёмами и средст­вами композиции и

законами восприятия цвета на примере предметов

декоративного искусства.

Задачи обучения

  1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
  2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред­ствами композиции на примере предметов декоративного ис­кусства.
  3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
  4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по технологии в 5 классе на тему «Основы композиции законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №14» Авиастроительного района г.Казани РТ







ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока по технологии во 5 классе на тему

«Основы композиции законы восприятия цвета при создании

предметов декоративно-прикладного искусства»






Подготовила

учитель технологии

первой квалификационной категории

Миндубаева Эльмира Саматовна







Казань, 2016


Тема:

  • Основы композиции законы восприятия цвета при создании

предметов декоративно-прикладного искусства.

Цель урока:

  • Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с

основными правилами, приёмами и средст­вами композиции и

законами восприятия цвета на примере предметов

декоративного искусства.

Задачи обучения

    1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.

    2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред­ствами композиции на примере предметов декоративного ис­кусства.

    3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.

    4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.

Дидактические средства обучения:

  • учебник технологии;

  • ПК,

  • проектор,

  • материалы ЭОР;

  • примеры гармо­ничных цветовых композиций.


Формируемые УУД:

  • Личностные

воспитывать эстетические чувства,   любовь к своей Родине, традициям и обычаям родного края.

  • Регулятивные

сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, декор, цветовое решение);

под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

  • Познавательные

умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.

  • Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.







Ход занятия

1. Организация урока

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Изложение нового материала(слайд №1)

Вопрос к обучающимся:

  • Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция. (слайд №2)

В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.

композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной, которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3)

Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение.( слайд № 4, 5)



Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

  • ленточным

  • сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

  • центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия

Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)

  • геометрический, состоящий из различных элементов;

  • меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;

  • растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

  • животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

  • птичий;

  • с изображением человеческих фигур и полуфигур;

  • шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.

В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску.(слайд № 7)



Примеры

- Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,

- горизонтальной волнистой – воду,

- вертикальной волнистой – дождь,

- треугольником – горы,

- скрещивающимися линиями – огонь и молнию.

- Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,

квадрата и ромба.

- Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.

- Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.

- Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.

В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Выполнить п. 1 задания 25, с. 63 в рабочей тетради

Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9)


Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.


Средства композиции(слайды №10-12)



Фактура- внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.


Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.


Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Для создания предметов де­коративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть сти­лизовать их.(слайд №13)


Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений. ( пример рис. 106, с. 160 учебника)


4. Самостоятельная работа

Выполнение п. 1 задания 24из рабочей тетради.


5. Продолжение изложения нового материала

Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.

1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим?(слайд № 14)


2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)

3. Как получаются дополнительные цвета?

4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета?


Обобщение ответов обучающихся.(слайды № 15,16)


Цвета, распо­ложенные напротив друг друга в цветовом круге, являются кон­трастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармо­ния, если квадрат, — четырёхцветная.

Работа по рис. 113 «Гармоничные цветовые композиции». с. 167

Виды цветовых композиций

1. ахроматическая (бесцветная)

2. монохромная (одноцветная)

3. из двух контрастных цветов

4. из трёх цветов

Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых

композиций?


6. Самостоятельная работа

Выполнение п. 1-3 задания 26из рабочей тетради


7. Практическая работа(слайд № 17)

Создание композиции в графическом редак­торе (или на бумаге в клетку)

1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора Point(демонстрация учителем работы в графическом редакторе)

2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради. (Р. Т. п. 4 с. 65)

Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.

Критерии оценки практической работы.

  1. в ахроматической (бесцветной) композиции элементы

белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого

цвета;

  1. для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;

  2. для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящие­ся возле углов вписанного треугольника.

Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.

8. Контроль формирования знаний

по темам § 25-27 осуществляется с помощью заданий «Проверь себя» п. 5 с. 67.

9. Домашнее задание

1. Прочитать § 25-27. Ответить на вопросы параграфов.

2. Выполнить задание «Используй компьютер» из рабо­чей тетради.(с. 64)

3. Выполнить в Р.Т. задание24, п. 2, с. 63.

4. Выполнить композиции в графическом редакторе Pаint




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Миндубаева Эльмира Саматовна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства