Конспект урока "Основы композиции. Силуэт и форма в одежде"
Конспект урока "Основы композиции. Силуэт и форма в одежде"
Урок «Основы композиции. Силуэт и форма в одежде» предназначен для проведения в 8 классе коррекционной школы 8 вида. В конспекте подробно указаны образовательные, коррекционные, воспитательные и профориентационные задачи. Целью урока является выполнение наглядного пособия для подбора силуэта одежды для определенного типа фигуры. В конспекте чётко прописаны этапы урока, деятельность учителя и учащихся, с указанием примерного времени на выполнение каждого этапа. Также указана коррекционная работа в ходе урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- способствовать овладению способами контроля и взаимоконтроля.
Коррекционные задачи: - Способствовать развитию образного мышления, слуховой и зрительной памяти;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- способствовать развитию творческой инициативы;
- учить наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи: - Способствовать развитию эстетических и творческих качеств личности;
- воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам;
- способствовать формированию системы взглядов на мир.
Профориентационные задачи: - способствовать формированию знаний и умений;
- развивать представление о потребности в трудовой деятельности.
Оборудование и материалы:
Образцы: наглядное пособие «Подбор силуэта»
Инструменты и оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, ручки
На доске: число, экран.
На стенде: тема урока; новые слова: композиция, силуэт, прямой, трапециевидный, полуприлегающий, приталенный, овальный; план работы на карточках.
Раздаточный материал: тетради; индивидуальные карточки с вопросами; силуэты животных на бумаге; индивидуальные планшеты с карточками: названия силуэтов, изображения силуэтов, особенности фигуры; изображения девушек с различными типами фигур; ленты; клей; изображения одежды различных силуэтов с креплениями.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
План урока
№
Этап урока
Приемы и методы
Время
(мин.)
1
Организационная работа
* Приветствие
* Проверка явки учащихся и готовности их к уроку
* Заполнение классного журнала
* Психологический настрой учащихся на работу
1-2
2
Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.
* Повторение пройденного материала по индивидуальным карточкам
* Определение темы урока учащимися
* Сообщение учителя о целях, задачах и плане урока
* Мотивация учащихся на учебную деятельность
4
3
Теоретическая часть урока
* Рассказ учителя с опорой на презентацию
7
4
Закрепление знаний учащихся
* Индивидуальная работа учащихся с планшетами и карточками
* Фронтальный опрос учащихся
* Групповая работа с планшетами
10
5
Физкультминутка
* Выполнение упражнений для предупреждения переутомления
1-2
6
Практическая часть урока
* Коллективное планирование предстоящей работы
* Вводный инструктаж
* Самостоятельная работа учащихся по технологической карте
* Текущий инструктаж
* Заключительный инструктаж
* Словесный отчет учащихся о работе
10
7
Подведение итогов урока
* Беседа с учащимися по теме урока
* Взаимооценивание
1-2
8
Уборка рабочих мест
* Выполнение определенной трудовой деятельности в процессе уборки рабочих мест
3
Ход урока
Время
(мин)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коррекционная работа
Организационная работа
1-2
- Приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- психологический настрой учащихся на работу.
Надевают форму и подготавливают рабочее место.
Формирование мотивов и желания работать.
Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.
4
* Повторение пройденного материала по индивидуальным карточкам.
Тема нашего урока напрямую связана с понятиями одежда и ее функции.
Вам выданы карточки с вопросами, начиная с Тани, задаем вопрос однокласснице по часовой стрелке. Та ученица, кому задан вопрос, отвечает и задает свой вопрос дальше по кругу.
- Что такое одежда? Какую роль она играет в жизни человека?
- Назовите гигиенические требования к одежде.
- Какой должна быть одежда в соответствии с эксплуатационными требованиями?
- В чем заключаются экономические требования к одежде?
- Каковы эстетические требования к одежде?
* Определение темы урока
Именно эстетическим требованиям к одежде мы сегодня уделим внимание. Вот тема нашего занятия: новыОс композиции. Сиэтлу и форма в деодеж. Но кажется в тему закрались ошибки. Помогите восстановить истину.
* Сообщение о целях, задачах урока
Вот теперь правильно. Запишите число и тему занятия в тетради. (Слайд №1)
Цель нашего занятия – ознакомиться с понятиями композиция, силуэт и форма, узнать какую роль они играют в одежде. А также мы с вами сделаем наглядное пособие по подбору силуэта и формы одежды для фигуры определенного типа. (Слайд №2)
* Мотивация на учебную деятельность
- А как вы думаете, где может пригодиться вам умение подбирать одежду для разных типов фигур?
Конечно, вы сможете выглядеть отлично и помочь в этом окружающим.
* Сообщение о плане урока
Вначале я расскажу вам о композиции, о видах силуэтов, формах одежды. Затем вы сами попробуете определить силуэты изделий по иллюстрациям. На основе полученных знаний вы сможете выполнить наглядное пособие.
- Одежда – это покрытие человеческого тела от внешних воздействий, для украшения.
- Она должна быть легкой, мягкой, удобной.
- Она должна быть прочной, износоустойчивой, качественно сшита, легко стираться и чиститься.
- Она должна быть недорогой и доступной.
- Должна быть красивой, современной, учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.
- Ученица выходит к доске и исправляет ошибки при помощи одноклассниц.
- Записывают в тетради число и тему занятия.
- Мы сможем подобрать платье для себя, родных или знакомых, которым будем шить одежду.
- Активизация мыслительной деятельности учащихся;
- учить анализировать, обобщать, делать выводы.
Теоретическая часть урока
7
* Рассказ с опорой на презентацию
В течение всей истории существования человеческого общества люди всегда создавали для себя одежду, и каждое последующее поколение вносило свой вклад в этот беспрерывный процесс. Каждый человек может проявлять здесь фантазию, понимание прекрасного и мастерство. Благодаря одежде человек может изменить свой внешний вид, украсить, скрыть недостатки, подчеркнуть достоинства внешности. Создание определенного образа костюма, все части которого связаны в единое целое - это композиция (в переводе с латинского означает «связывание, составление»). (Слайд №3). Если композиция выполнена правильно, то костюм будет прекрасно сидеть на фигуре, удобен, радовать глаз.
Помните поговорку «Встречают по …»
Первое зрительное впечатление от одежды – это ее форма. А выражение формы на плоскости – это силуэт и он неразрывно связан с композицией.
- Посмотрите, вы можете определить по очертаниям кто это?
- Это силуэт кошки и птицы.
Запишите в тетради определение: силуэт (с французского) – это «внешнее очертание предмета», его тень, выражение формы на плоскости. (Слайд №4)
Как ни разнообразны варианты силуэтов костюмов, их можно свести к нескольким основным видам:
- прямой,
- трапециевидный,
- полуприлегающий,
- прилегающий (силуэт «песочные часы»),
- овальный.
(Слайд №5)
Эти силуэты могут удлиняться и сужаться, или расширяться в зависимости от эстетических требований текущей моды.
- записывают в тетради определение.
… одежке, провожают по уму».
- это кошка;
- это птица.
- записывают определение в тетради.
- записывают в тетради виды силуэтов.
Расширение кругозора и увеличение словаря учащихся.
Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.
Способствовать формированию интереса учащихся к учебной деятельности.
Закрепление знаний учащихся
10
Для закрепления полученных вами знаний выполним следующие задания:
* Индивидуальная работа с планшетами и карточками
Вам выданы индивидуальные планшеты, карточки с названиями и изображениями силуэтов. Прочтите заголовок 1 столбика вашего планшета.
А теперь заголовок 2 столбика.
Инструкция.
1.Ваша задача состоит в следующем – расположите названия силуэтов в столбик сверху вниз в следующем порядке: прямой, трапециевидный, полуприлегающий, приталенный, овальный.
2.Следующее задание: карточки с изображениями силуэтов расположите во втором столбике в соответствии с названиями.
Проверим, что у вас получилось:
Поменяйтесь планшетами и проверьте правильность выполнения задания вашей соседкой.
Прямой силуэт – зеленого цвета;
Трапециевидный – синего;
Полуприлегающий – желтого;
Приталенный – красного;
Овальный – оранжевого.
Вы отлично справились с заданием! Идем дальше.
* Фронтальный опрос учащихся
Как вы думаете, какие силуэты сейчас самые модные?
Посмотрите на изображения и попробуйте определить, костюм какого силуэта здесь представлен. (Слайд№6)
Оценивание учащихся.
* Групповая работа с планшетами
В нашем планшете как вы заметили три столбика, так вот 3 столбик мы сейчас вместе заполним. Вначале напишите его название: Особенности фигуры.
Напротив каждого силуэта мы запишем особенности фигуры, для которой данный силуэт в одежде является предпочтительным.
Прямой – любой тип фигуры;
Трапециевидный – высокий рост, худощавое телосложение;
Полуприлегающий – полная фигура или узкие плечи, полные бедра;
Приталенный – плечи и бедра одинаковой ширины, талия ярко выражена;
Овальный – узкие плечи и бедра.
- название силуэта
- изображение силуэта
- располагают названия силуэтов в нужном порядке по памяти
- располагают изображения в соответствии с названиями
- меняются планшетами и проверяют правильность выполнения.
- прямой, овальный
- по изображениям определяют вид силуэта с опорой на данные планшета.
- разминают руки с помощью карандаша, записывают особенности фигуры в планшет
Способствовать развитию способности анализировать, обобщать, выделять главное.
Способствовать развитию тактильных ощущений, цветового восприятия.
Физкультминутка
1-2
А теперь немножко разомнемся:
- встаньте, поверните туловище вправо, влево разводя руки в стороны,
- поднимите руки вверх, потянитесь,
- тихо садитесь, зажмурьтесь крепко, затем откройте глаза широко несколько раз,
- сделайте несколько волнообразных движений пальцами рук.
- выполняют упражнения для предупреждения утомления
Развитие координации движений, предупреждать переутомление.
Практическая часть урока
10
Теперь мы можем перейти к выполнению главного задания нашего урока. Не за горами Новый год. Всем хочется выглядеть на празднике ослепительно. Мы с вами создадим наглядное пособие по подбору костюма наиболее подходящего силуэта для разных типов фигур. Когда пособие будет готово, мы пригласим учениц из других классов в гости, чтобы и они смогли воспользоваться нашими советами.
* Коллективное планирование предстоящей работы
Прежде чем приступить к работе, посмотрите, что должно получиться в итоге. Чтобы задание выполнить быстро и качественно составим план работы.
У нас есть…
Задача подобрать и закрепить платье на фигуре, а также прикрепить к пособию ленту для удобства размещения на стенде.
С чего начнем?
Я выставляю пункты плана в нужном порядке по вашим ответам.
* Вводный инструктаж
Еще один важный момент, какие правила вы должны соблюдать при работе с клеем?
* Текущий инструктаж
Помощь в предотвращении ошибок.
- Я вам желаю удачи, приступайте.
*Заключительный инструктаж
Проверьте, все ли пункты плана вами выполнены.
Отлично, вы быстро справились с заданием! Отложите инструменты, и проверим правильность.
- изображения девушек с различными типами фигур;
- платья разных силуэтов;
- лента для крепления и клей.
- начнем с определения типа фигуры;
- определить подходящий силуэт для данного типа фигуры, используя планшет;
- выбрать костюм соответствующего силуэта и закрепить его на фигуре;
- закрепить ленту-держатель с обратной стороны пособия.
- следить, чтобы клей не попадал на кожу рук, лица, а особенно в глаза. При попадании в глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.
- после работы клей хорошо закрыть и обязательно вымыть руки, убрать клей на место.
- ученицы работают коллективно, в процессе проб и дискуссии определяя подходящий наряд.
- словесный отчет учащихся о причине именно такого выбора, а не другого.
Способствовать формированию умения планировать предстоящую работу, ориентироваться в задании, сравнивать свою работу с образцом.
Повышать уровень самостоятельности учащихся в процессе трудовой деятельности.
Развитие мелкой моторики рук.
Способствовать развитию устной речи учащихся.
Формирование интереса к познавательной деятельности.
Подведение итогов урока
1-2
* Беседа с учащимися по теме урока
Итак, подведем итог нашего занятия:
- о чем вы сегодня узнали?
- что такое композиция?
- что такое силуэт, и какие виды силуэтов вы знаете?
- какое задание показалось вам самым легким?
- что было труднее всего?
- вы сможете теперь подобрать костюм для своей фигуры?
* Взаимооценивание
- Как вы думаете, кто из вас сегодня хорошо работал?
- Вы смогли бы работать еще лучше?
- Что вам для этого нужно сделать?
Мы проделали с вами большую работу на уроке, и теперь ваш багаж знаний и умений стал еще больше, пользуйтесь им. Спасибо вам за урок.
-отвечают на поставленные вопросы, оценивают качество проделанной работы.
- оценивают друг друга, предлагая способы повышения скорости выполнения и качества работы.
Формирование адекватной самооценки на основе анализа результатов собственной деятельности.
Уборка рабочих мест
3
Убирайте инструменты на место и можете быть свободны.
Контроль над приведением в порядок рабочих мест учащихся.
Прибирают инструменты на место, проводят влажную уборку.
Способствовать развитию желания трудиться.
Конспект урока по программе «Роспись ткани»
Тема: Солевая техника. Выполнение рисунка с применением солевой техники.
Цель: - Выполнение рисунка с применением солевой техники.
Образовательные задачи: - способствовать формированию представления о правилах и особенностях росписи ткани с применением солевой техники;
- способствовать запоминанию основных понятий;
- способствовать формированию навыка росписи ткани с применением солевой техники.
- способствовать развитию воображения, образного мышления;
- активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся,
- способствовать развитию цветовосприятия.
Воспитательные задачи: - воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам в мастерской;
- способствовать развитию эстетических и творческих качеств личности;
- способствовать развитию эмоционально- волевой сферы учащихся.
Профориентационные задачи: - способствовать формированию потребности в творчестве и трудовой деятельности.
Оборудование и материалы:
Образцы: натуральные образцы росписи, эскиз
Материалы: ткань для росписи, вода, краски, различные виды соли.
Инструменты и оборудование: мыло, рама, степлер, кисти, палитра, пяльцы
На доске: тема урока, число.
На стенде: технологическая карта «Выполнение росписи в солевой технике»
Тип урока: практическое повторение
План урока:
№
Этап урока
Приемы и методы
Время
(мин.)
1
Организационная работа
* Приветствие
* Проверка явки учащихся и готовности их к уроку
* Заполнение классного журнала
* Психологический настрой учащихся на работу
1-2
2
Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.
* Беседа
* Повторение по натуральным образцам, инструментам и приспособлениям
5
3
Теоретическая часть урока
* Рассказ учителя
4-5
4
Физкультминутка
* Разминка для рук, пальчиковая гимнастика
1-2
5
Практическая часть урока
* Коллективное составление плана предстоящей работы
* Вводный инструктаж
* Выполнение росписи на образце по плану
* Текущий инструктаж
* Заключительный инструктаж
17
6
Подведение итогов урока
* Беседа с учащимися по теме урока
* Самоанализ выполненной работы
* Взаимооценивание результатов труда
4
7
Уборка рабочих мест
* Самостоятельная работа учащихся по уборке мастерской
5
Ход урока:
Время
(мин)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коррекционная работа
1 Организационная работа
1-2
- Приветствие
- Проверка явки учащихся и готовности их к уроку
- Заполнение классного журнала
- Психологический настрой учащихся на работу
Надевают форму и подготавливают рабочее место.
Формирование мотивов и желания работать.
2 Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.
5
* Беседа
Мы с вами продолжаем учиться выполнять роспись ткани, вспомните, какие знания вы получили на предыдущем занятии.
* Повторение по натуральным образцам, инструментам и приспособлениям
- Итак, Таня решила выполнить роспись с применением солевой техники, что ей потребуется?
- Какие вы знаете хитрости при работе в солевой технике?
- Еще один совет: солевой эффект лучше всего применять при росписи яркими красками, учтите это когда будем выполнять рисунок на образце.
Умницы, вы хорошо усвоили пройденный материал.
- Мы изучали особенности выполнения росписи с применением солевой техники
- Смотрели, как выполнять роспись с применением солевой техники
- Мы теперь знаем, какие инструменты и приспособления понадобятся для росписи
-Ученица из набора инструментов и приспособлений, а также материалов и натуральных образцов, выбирают необходимые для работы, называет их:
- ткань,
- мыло,
- рама,
- степлер,
- вода,
- краски,
- кисти,
- палитра,
- различные виды соли,
- эскиз.
Остальные учащиеся внимательно слушают, поправляют, дополняют ответ.
Ученицы отвечают по очереди:
- Крупные кристаллы соли можно расположить в определенном порядке,
- На соль можно капнуть водой или краской
- Соль можно сыпать на место перехода одного цвета в другой
- Соль лучше сыпать на отдельные части рисунка
- Активизация мыслительной деятельности учащихся;
- учить анализировать, обобщать, делать выводы.
3 Теоретическая часть урока
4-5
* Рассказ учителя
Тема нашего сегодняшнего урока на доске, правда, некоторые гласные буквы стерлись, помогите восстановить надпись.
Правильно, сегодня вам предстоит выполнить роспись с применением солевой техники. А так как вы уже знаете особенности данной росписи и необходимые инструменты, приспособления и материалы, то нам остается только …
Перед началом планирования деятельности посмотрите на образцы росписи с применением различных приемов солевой техники, определитесь, в каком цвете вы будете работать, какими хитростями воспользуетесь.
- Подбирают недостающие буквы по смыслу, определяют тему урока: Выполнение рисунка с применением солевой техники.
- … продумать план работы
- рассматривают образцы, выбирают цветовую гамму и прием работы.
Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.
Способствовать формированию интереса учащихся к учебной деятельности.
Способствовать развитию способности анализировать, обобщать, выделять главное.
Способствовать развитию цветового восприятия.
4 Физкультминутка
1-2
Чтобы движения были плавными и точными, сделаем гимнастику для пальцев.
- выполняют упражнения для улучшения мелкой моторики
Развитие координации движений, предупреждать переутомление.
5 Практическая часть урока
17
* Коллективное составление плана предстоящей работы
Расставьте пункты плана в нужном порядке, напротив каждого пункта поместите изображение приема выполнения операции.
* Вводный инструктаж
- какое важное правило необходимо соблюдать при работе солью?
- техника безопасной работы с инструментами и оборудованием
- напоминание о необходимости соблюдать план работы
* Выполнение росписи на образце по плану
Приступайте к работе.
* Текущий инструктаж
- показ наиболее продуктивных приемов работы с инструментами и приспособлениями
- обратить внимание на возможные ошибки
- помочь определить момент насыпания соли
- проконтролировать некоторых учащихся во время нанесения капель контрастной краски
- напоминать о соблюдении техники безопасности при росписи
* Заключительный инструктаж
- ученица выходит к доске, расставляет карточки в нужном порядке, следующая ученица исправляет ошибки предыдущей, если есть, и продолжает составление плана.
- прочитывают каждый пункт плана и обговаривают необходимые инструменты и оборудование.
- соль находится в специальной таре
- нельзя рассыпать соль вокруг себя, не тереть глаза
- если соль все-таки попала в глаза, необходимо промыть их большим количеством воды
- с работы соль стряхивается на бумагу, которую по окончании росписи сворачиваем и выбрасываем.
- повторяют технику безопасной работы с красками, кисточками, с утюгом.
- Ученицы работают самостоятельно по составленному плану
Способствовать формированию умения планировать предстоящую работу, ориентироваться в задании, сравнивать свою работу с образцом.
Повышать уровень самостоятельности учащихся в процессе трудовой деятельности.
Развитие мелкой моторики рук.
Способствовать развитию устной речи учащихся.
Формирование интереса к познавательной деятельности.
6 Подведение итогов урока
4
Работа окончена, разложите все образцы на столе. Посмотрите, все ли получилось так, как задумывалось, какие были допущены ошибки, по какой причине они произошли, как не допустить их в будущем, как их можно исправить.
Выставление отметок.
- Анализируют свою роспись и роспись других учащихся, отвечают на поставленные вопросы.
- Словесный отчет о проделанной работе.
Формирование адекватной самооценки на основе анализа результатов собственной деятельности.
7 Уборка рабочих мест
5
- Убирайте инструменты на место.
Контроль над приведением в порядок рабочих мест учащихся.
Прибирают инструменты на место, проводят влажную уборку.