Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Орг. момент 1. Приветствие 2. Проверка готовности | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Екатерина Владимировна, и я проведу у вас сегодня урок технологии. - Проверьте, чтобы у Вас на рабочих местах лежали: спицы, пряжа | Приветствуют учителя, садятся. Проверка рабочего стола |
II. Сообщение темы урока | Чтобы узнать тему урока, прочтите анаграмму: ЯНАЗВЕИ (слайд 1-2). Это первое слово темы. - Чтоб узнать второе слово, надо отгадать загадку: Будто цапли - длинноносы, Нить они сплетают в косы. Свяжут шарф и рукавицы Нам проворно сёстры - ... (слайд 3-4) Кто догадался, какая тема нашего урока? (слайд 5) | Вязание Спицы Вязание спицам |
III. Изучение нового материала. 1. Ознакомление с историей вязания. 2. Инструменты и материалы для вязания а) Виды спиц б) Материалы для вязания | Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, существующий более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. В 5 веке вязание процветает на Востоке и примерно в 4 веке попадает в Европу. Особое распространение искусство вязания получило в средние века в Англии и Шотландии в связи с развитием овцеводства в этих странах. В 13 веке ручное вязание стало весьма доходным ремеслом в странах Западной Европы, но наибольшего расцвета оно достигло к концу 16 веке. В 1859 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте. Ей показалось, что чулки, связанные на этой машине толще, чем сшитые из шелка. Королева посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую. В наши дни ручное вязание по-прежнему остается модным и популярным занятием. Для ручного вязания используют специальный инструмент — спицы. Они бывают металлические (стальные, алюминиевые, латунные), деревянные, пластмассовые, костяные. (Слайд 6-11) Материалом для вязания в основном служит пряжа: шерстяная, полушерстяная (с акриловым волокном и т. д.) и синтетическая, реже — хлопчатобумажная, шелковая. (Слайд 7-16) Кроме того, для вязания можно использовать пряжу из отслуживших, изношенных изделий. Особенно это удобно для тренировочных занятий и вывязывания первых образцов. | Слушают внимательно. |
IV.Инструктаж. | Упражнение по техники безопасности работы. Упражнение «Цепочка». Учащиеся по очереди (передавая клубок, перечисляют правила безопасности) | Рассказывают правило техники безопасности: 1.Храните спицы в коробке. 2.Запрещается брать спицы в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы. 3.Во время работы не вертитесь, поворачиваясь к соседу, опускайте спицы вниз или вкалывайте в клубок. 4. Закончив работу, уберите спицы в коробку или вколите в изделие. Хорошо, если у спиц есть колпачки из резины. |
V. Вводный инструктаж. | Демонстрация приемов набора петель начального ряда. Любое вязание начинают с набора на спицы нужного количества петель, которые образуют начальный ряд. Существует несколько способов набора петель. Рассмотрим один из них. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе. Так поступают для того, чтобы петли начального ряда легко растягивались, и легко было провязать петли следующего ряда. Конец нити от клубка идет для закрепления петель начального ряда, длина его зависит от количества набираемых петель - он примерно в три - четыре раза длиннее ширины вывязываемого полотна. Нитку кладут на указательный палец, затем обводят вокруг большого пальца (снизу вверх) так, чтобы на нем образовалась петля, оба конца нитки придерживают остальными пальцами левой руки. Держа две спицы, сложенные вместе, вместе в правой руке, вводя их снизу в петлю на большой пальце, захватывают рабочую нитку с указательного пальца и протягивают ее в петлю на большом пальце, образуя петлю на двух спицах. Держа две спицы, сложенные вместе, в правой руке, вводят их снизу в петлю на большой палец, захватывают рабочую нитку с указательного пальца и протягивают ее в петлю на большом пальце, образуя петлю на двух спицах. Петлю с большого пальца сбрасывают и снова вводят его под нитку, тем самым затягивая образовавшуюся петлю на спицах и вновь образуя петлю для повторного вывязывания петли. Последующие петли набирают на спицы, таким образом, придерживая их указательным пальцем. Набор 20 петель начального ряда. Набрав нужные количество петель начального ряда, одну из спиц освобождают и ею начинают вязать первый ряд. При вязание любого узора первую краевую петлю всегда переснимают с левой спицы на правую, не провязывая. Последнюю краевую петлю провязывают. Первая краевая и последняя краевая петли называются кромочными. Для вывязывания изделий используют различные виды петель, создавая разнообразные узоры. Основными петлями при вязании на спицах являются лицевой и изнаночная. Посмотрите на схему (слайд 17) | Смотрят и слушают. Смотрят схему. |
VI. Самостоятельная работа. | Учитель показывает правильность набора петель. И так ребята, сейчас мы начнем правильно делать набор петель. У вас на партах лежат спицы и пряжа, берем в руки и начинаем набирать петли на спицу. Помощь детям. | Выполнение самостоятельной работы. |
VII. Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Ведь большинство из вас, впервые взяв в руки спицы, уже освоили последовательность набора начального ряда петель и приёмы выполнения лицевых и изнаночных петель. Выставка работ у кого хорошо получилось: При этом хочется отметить несколько хороших работ, выполненных аккуратно, с нужной плотностью. Остальным нужно ещё потренироваться. Чем больше вы будете вязать, тем ровнее и красивее будут ваши образцы. - Тест. Опрос | Отвечают на вопросы. |
Домашнее задание: | Потренироваться в выполнении петель, повторить изученный материал, быть готовыми к следующему уроку. | |
Уборка рабочих мест. | | |