Цели: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, учить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из его членов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация семейного бюджета»
Тема урока : « Организация семейного бюджета»
Цели: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, учить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из его членов.
Оборудование: рабочая тетрадь, схема « Доходная часть семейного бюджета».
Словарь: бюджет семьи, доход, расход, обязательные платежи, подоходный налог, кредит, баланс.
Ход урока:
Организация урока.
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока
От многого зависит счастье семьи- гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь – и от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.
Проверка домашнего задания:
Перед уроком учащимся было задано домашнее задание. Написать мини-сочинение « Моя семья», «Чем богат человек», « Какой я хотел бы видеть свою будущую семью».
Семья это рациональная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями.
Формирование новых знаний
Для каждого человека семья – это начало начал, а для общества- важнейшее звено его структуры, стимулирующее социально-экономическое развитие.
Семья не только дает обществу новых членов, но, что очень важно, воспитывает их, делает пригодными для жизни в социуме. Основанная на человеческих и родственных привязанностях, семья является самой устойчивой, надежной единицей современного людского сообщества, поэтому в любом государстве она играет стабилизирующую и регулирующую роль. Не будь семьи, жизнь общества трудно было бы урегулировать правовыми нормами- законами. Члены семьи активно, во общаются между собой, передавая друг другу информацию- знания, впечатления, новости, - поэтому семья выполняет еще и коммуникативную функцию.
И , наконец, семья как ячейка общества играет важную экономическую роль. Ведь именно в рамках семьи осуществляется удовлетворение насущных потребностей человека. Мы постоянно ощущаем потребность в еде, тепле, защите, труде, общении, признании и т. п. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких – либо ресурсов - техники, технологии, финансовых средств, материалов , людей и др. Ресурсы – это запасы, средства, которыми обладает государство, общество, предприятие, отдельный человек или семья.
Таким образом, выполняемая семьей экономическая функция, связанная с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов, сводится к следующему:
Ведение домашнего хозяйства, которое можно рассматривать как частное производство , включающее бытовое обслуживание членов семьи, ведение личного подсобного хозяйства и т. д.
Накопление семейного имущества и обеспечение его наследования.
Финансовая деятельность, позволяющая правильно рассчитать и использовать бюджет семьи: движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление.
Участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности.
Подготовка детей к труду в домашнем и общественном производстве, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.
Все это изучает семейная экономика – наука по повседневной экономической жизни семьи. Семейная экономика – умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.
В современном обществе семья не может обеспечить себя всем необходимым только своими силами. Шахты, заводы, всевозможные организации и предприятия работают, в конечном счете, на потребности семьи – в жилище и безопасности, тепле, свете и отдыхе, в еде и в транспорте, в информации и культуре. Существует необходимость объединять усилия с другими людьми, обмениваться результатами работы. В этом обмене участвуют деньги, которые нужно уметь заработать.
Чтобы семейная экономика хорошо работала, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами. Ваши родители работают и на заработную плату содержат семью. Расходы на вас занимают значительное место в семейном бюджете. Это затраты на питание, одежду, обувь, учебу, дополнительное образование (кружки, курсы, секции), хобби.
Но если раньше доходы родителей были единственным источником в семье, то сейчас многим школьникам позволяет иметь свой личный заработок не в ущерб учебе.
Источником доходов школьников, кроме, конечно карманных денег от родителей, могут быть, например:
Индивидуальная трудовая деятельность ( декоративно-прикладное творчество, ремонт видео-радиоаппаратуры и т. д .);
Коммерческая деятельность (продажа, например, пирожков, газет и журналов и т.д.);
Оказание услуг ( присмотр за ребенком в отсутствие его родителей, помощь пенсионерам и инвалидам и т. д.).
Многие подростки хотят помочь родителям нести расходы на содержание детей всеми доступными средствами – знаниями умениями. В их числе не последние – экономия и бережливость.
На уроках технологии вы можете изготовить различные нужные для семьи вещи, которые сэкономят расходы семейного бюджета и будут полезны для домашнего хозяйства.
Работа в тетради. Задание № 1
Определите , на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт….А еще? Понятно , что расходы семьи могут быть обычными , как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.
Определите , какие расходы вашей семьи являются постоянными (ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными.
Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пособие по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.
4 Доходная часть бюджета
Семья может потратить только ту сумму , которую заработали ее члены. Ни копейкой больше. Так из каких источников складывается доходная часть семейного бюджета?
Рассмотрим схему 3 (учебник, с.20).
Совокупный доход семьи складывается :
- из заработной платы членов семьи;
- пенсий и стипендий;
-доходов от ценных бумаг;
- доходов от сдачи недвижимости и других средств в аренду;
-выплат и льгот от общественных организаций;
-доходов из других источников;
-доходов от приусадебного участка; -доходов от предпринимательской деятельности.
5. Расходная часть бюджета.
Чаще всего из чего складывается семейный бюджет члены семьи более или менее знают, а куда, сколько, как, на что, в каком количестве тратятся деньги – представление имеют весьма смутное, приблизительное.
« Просто раздать и растратить деньги, а вот тратить на то , что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради чего и как следует, способен не всякий, и это не просто»,- слова эти сказаны Аристотелем более 2200 лет назад, а звучит актуально , свежо, современно. Многие понятия не имеют, на что у них уходят деньги. Любое серьезное исследование семейных бюджетов шокирует обследованных, когда они узнают, какие громадные суммы разощлись по мелочам, потекли , как песок, сквозь пальцы.
Чтобы рассчитать семейный бюджет , нужно знать на что расходуются деньги.
Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.
Постоянные расходы – расходы которые можно осуществить или запланировать на какой либо период.
Переменные могут быть периодическими (сезонными, циклическими) и единственными ( непредвиденными).
Денежные расходы семьи делят на три группы: личное потребление, налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.
- Как вы думаете, какие платежи относятся к обязательным?
(ответы учащихся)
Правильно к обязательным платежам относят налоги, оплата услуг детского сада, плата за образование, оплата коммунальных услуг, погашение банковских кредитов и т. д.
- А знаете ли вы какие платежи относятся к коммунальным? ( ответы учащихся)
Правильно к коммунальным платежам относятся : плата за отопление,газ, воду, телефон, электроэнергию и т.д.
- От чего зависит плата за отопление?(ответы учащихся)
Правильно , отплата зависит от площади отапливаемых помещений.
- А знаете ли вы, как оплачивается потребляемая электроэнергия? Приведите пример расчета ( ответы учащихся)
Правильно, плата за электроэнергию зависит от стоимости 1 кВт. Ч и количества потребляемой энергии.
Задание 1. Прповерьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.
7. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Сейчас в большинстве семей сложилась такая система, когда все нити семейного бюджета находятся у мамы.. но и вы не должны чувствовать себя сторонними наблюдателями. Каждый должен иметь право в распределении доходов и уметь это делать рационально. Проведите дома эксперимент. Попробуйте месяц или два вести денежные дела в семье: считайте, прикидывайте, анализируйте, прогнозируйте. Гарантирую : побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд не простой. Но всему можно научиться. Успехов вам в этом поприще.