Цель - Познакомить обучающихся с различными способами обработки горловины и приёмами обтачки края детали ( содержит она ворот или нет), форму выреза, толщины ткани, вида отделки изделия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока : комбинированный с элементами практики.
Цель урока:
ознакомить обучающихся с различными способами обработки горловины и приёмами обтачки края детали ( содержит она ворот или нет) , форму выреза, толщины ткани , вида отделки изделия;
научить соединять изделие с подбортом и обтачкой, обработать горловину окантовочным швом; развить у обучающихся творческие способности, развить умение выполнять ручные и машинные швы, развить пространственное воображение, творческое мышление.
- психологическая подготовка обучающихся к восприятию новой темы;
- сообщение темы и цели урока;
- вступительное слово учителя;
Цель учителя :Выяснить готовность к уроку учащихся.
Цель ученика :Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Учитель:
Добрый день! Кто сегодня отсутствует на нашем уроке?
На ваших столах лежит все что нужно для работы на сегодняшнем уроке( рабочие шкатулки и все содержимое в них, ткань, детали кроя уже обработанные боковые швы.
Продолжаем работу в изготовлении швейного изделия ночная сорочка. Сегодня на уроке мы ознакомимся с различными способами обработки горловины , не смотря на то какую форму выреза имеет горловина ( круглую, треугольную, фигурную), т к цель нашего
Актуализация знаний для изучения нового учебного материала
Метод беседы и опроса.
Критерии оценивания ответов обучающихся в ходе опроса : поощрение, похвала и благодарность педагога;
Цель учителя :Диагностировать уровень подготовки учащихся на начальном этапе работы: повторить материал, изученный на предыдущем уроке.
Цель ученика : Включается в активную учебную деятельность.
Учитель:
Прежде чем приступить к объяснению нового материала мы с вами повторим изученный материал по изготовлению швейного изделия…
Для чего снимают мерки ?
Ученица: Мерки снимаются для определения величины фигуры.
Учитель:
По какой мерке определяют размер горловины?
Ученик : Размер горловины определяют по мерки Ош – обхват шеи, СШ - полуобхват
Учитель:
Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?
Ученик: глубиной горловины спинки и глубиной горловины переда( у лифа-это перед вырез горловины глубже)
Учитель:
Что надо учитывать при раскладке деталей выкройки на ткани?
Ученица: 1.Направление нитей ткани, если есть рисунок , то направление рисунка( верх- низ) и раскладка при выкройки должна быть экономной.
Учитель:
Какие правила надо соблюдать при раскрое?
Ученица:
Выкройки раскладываем на ткань крупные детали, которые будут кроиться в сгиб, крайукладываем точно по сгибу. Сами детали прикалываем булавками к ткани, а на закруглённых местах булавки прикалываем чаще. Не забываем припуски на шов
Широкое лезвие ножниц должно опираться на поверхность стола;
Разрезаем материал строго по намеченной линии, до конца смыкая лезвия ножниц свободной рукой поддерживая ткань.
Контрольные надсечки выполняем не глубже припуска на шов, ими мы намечаем края и середину вытачек, складок, середины переда спинки и горловины и верхнюю точку оката рукава.
Учитель:
При изготовлении машинных швов мы отрабатывали краевые швы - косой бейкой.
Что такое бейка и почему ее называют косой?
Ученица: Бейка-это полоса ткани, с помощью которой обрабатывают срезы. Прямая бейка выкраивается по прямой( поперечной нити ) и косая- это когда полоса выкраивается под углом 45 градусов к долевой нити.
Учитель:
Если требуется длинная полоса бейки, то что для этого надо сделать и как?
Ученица: полосы косой бейки нужно стачать вместе две или несколько коротких беек. Сложить две бейки лицевыми сторонами друг к другу под прямым углом ,стачать по долевой нити швом 3-5 мм и обязательно разутюжить припуски шва срезав выступающие углы.
3.
Изучение нового учебного материала материала
рассказ учителя с показом презентации.
методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала : слово учителя, работа с иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, исследования, создание ситуации успеха
Работа с книгой
Цель учителя : научить обработки выреза горловины подкройной обтачкой ,
развитие творческих способностей у обучающихся.
Цель ученика : Отработать навыки при обработке горловины подкройной обтачкой,
Вырез горловины можно обработать косой и подкройной бейкой и руликом.
Сегодня мы с вами научимся как правильно обрабатывать горловину и проймы подкрайной обтачкой.
Обтачка- эта деталь, которая служит для обработки срезов изделия с целью предохранения их от осыпания и растяжения Она повторяет форму обрабатываемого среза изделия, имеет специальную выкройку называется она подкройной. Такими обтачками обрабатывают срезы горловины, проймы и другие фигурные срезы деталей кроя. При обработке края борта застёжки применяют специальную деталь подборт, который так же является подкройной обтачкой. Обработку любого среза подкройной обтачкой выполняют по одной схеме. Однако подкройную обтачку можно расположить с изнаночной стороны изделия, сделав ее незаметной, или с лицевой стороны.Во втором случае она становится элементом отделки и может быть выкроена из ткани другого цвета.
Откроим учебник стр.120 читаем
Рассмотрим один из способов обработки горловины. У вас на столе расположены образцы подкройной обтачки
Первый способ:
Обтачку выкраивают по форме горловины. Ширина обтачки 6 см. Части обтачки стачивают швом шириной 5-7 мм и разутюживают. Если при обработке горловины используется прокладочный материал, то его выкраивают так же, как и обтачку. Затем прокладку соединяют с изнаночной стороной обтачки, и дальнейшая обработка горловины производится вместе с прокладкой. Шов обтачки горловины после пристрочки на швейной машине надсекают не доходя до шва 2мм в нескольких местах для того , чтобы обтачка горловины легла ровно по верху лифа, затем разутюживают , отгибая одну сторону шва на обтачку 5-7 мми застрачивают с лицевой стороны на 1-2 мм от подогнутого края или пришивают незаметными стежками или подворачивают один раз , прострачивают на швейной машине и прикрепляют к основной детали в нескольких местах.
Концы обтачки притачиваются к припускам на обработку застежки швом шириной 7 мм. Швы отгибают в сторону припуска застежки (если застежка в изделии расположена от горловины спинки или переда).
Обтачку накладывают на горловину изделия лицевыми сторонами внутрь, совмещая швы стачивания обтачек с плечевыми швами (или боковыми), уравнивают срезы, приметывают срез горловины швом шириной 7 мм. Шов обтачивания горловины отгибают в сторону обтачки и с лицевой стороны настрачивают со стороны обтачки на 2-3 мм от шва обтачки. В изделиях с застежкой до горловины настрачивание шва производится до того места, как только позволяет подойти лапка швейной машины, т.е на расстоянии 5-6 см от застежки)
3.
Практическая работа.
Индивидуальная работа с тканью по инструкционной карте;
Учитель на протяжении всей практической работы ходит и помогает выполнить работу правильнее и аккуратнее.
Цель учителя : Закрепление на практике теоретических знаний, полученных на уроке .
Цель ученика : Выполнение практической работы соблюдая строго правила по технике безопасности при выполнении ручных и машинных и утюжных работ ;
качественное выполнение практических заданий с тканью: выкраивание подкройной обтачки по форме горловины, сметать обтачку с основой изделия , притачать, надсечь обтачку с основой изделия , обработать край обтачки.
Инструктаж по технике безопасности в форме игры «Нельзя»( см приложение)
Учитель:
Прежде чем приступить к обработке горловины, необходимо проверить длину выреза горловины по правой и левой стороне полочек (спинки), проверить, совмещаются ли плечевые срезы и срезы горловины. Если одна из сторон горловины растянута, то надо проложить короткие сметочные стежки с расстоянием между ними 0,3-0,5 см. Концы ниток закрепить с двух сторон, сохраняя нужную длину среза, слабину сутюжить.
4.
Физкультминутка см приложение №
Цель учителя: создание обстановки для сохранения здоровья обучающихся
Цель ученика: переключение с одного вида деятельности на другую
5.
Продолжение выполнения практической работы.
Метод- личностно-ориентировнный
Практическая работа «Раскрой ткани для подкройной обтачки»
инструкционная карта ( см в приложении )
Цель учителя :
Цель ученицы: выработать умение изготовление подкройной обтачки разных форм( фигурной , круглой)
Изучить технологию изготовления обтачки, выкроенной по форме среза изделия.
Изготовить выкройки обтачек. (сами делают выкройки обтачек и и выкраивают детали обтачек)
Самоконтроль (ученицы сами анализируют свою работу и исправляют свои недочёты)
равномерность ширины припусков, данных при раскрое;
аккуратность выполненной работы – линии обводки контуров выкройки должны быть ровными и тонкими, ширина припусков на швы равномерной по всей длине среза, срезы ровные.
Практическая работа «Подготовка обтачки к обработке»
инструкционная карта ( см приложение )
Проложить контрольные линии прокладочными стежками по линиям середины деталей сорочки и обтачки.
Проложить копировальные стежки по линии плеч на деталях сорочки и обтачки. Раздвинуть детали и разрезать копировальные стежки.
Самоконтроль.Проверьте:
Ровность и аккуратность строчек выполненных с помощью прокладочных и копировальных стежков;
Точность прокладки контрольных линий;
Не осыпаются ли разрезанные «силки».
Обработка изделия
Влажно-тепловая обработка
Готовое изделие отутюжить
Проверить, чист ли утюг.
Установить положение термометра в соответствии с видом обрабатываемой ткани.
Разутюжить все швы с изнаночной стороны.
Отутюжить переднюю и заднюю детали изделия в долевом направлении с лицевой стороны.
Отглаженное изделие оставить на несколько минут в распростертом или подвешенном виде.
Требования к качеству работы
Ручная работа
Толщина меловых линий на ткани не превышает 1 мм.
Стежки временного назначения выполняют нитками, хорошо видными на ткани.
Длина ручных стежков соответствует их размерам.
Ширина шва – ровная, одинакова от среза по всей длине.
Сметочные стежки удаляют только после выполнения машинной работы.
Машинная работа
Все строчки выполнены нитками в цвет ткани.
Ширина шва соответствует размерам и идет по намеченным линиям.
Аккуратность выполнения работы
Контроль:
анализ учителем ошибок и недочетов
Самоконтроль:
Оценить свою работу;
Недочеты в работе;
Сравнить свою работу с образцом.
Закрепление:
Метод незаконченного предложения ( для закрепления теории на данном уроке)
Какие существуют способы обработки горловины?
Каким образом выкроить подкройную обтачку?
В каких случаях срез обрабатывают окантовочным швом или косой обтачкой?
Для чего прокладывают контрольные линии на деталях кроя?
Почему на копировальных стежков их петельки должны быть не менее 5 мм?
Как предохранить палец от укола иглой при ручном шитье?
Какие ручные и машинные швы вы использовали при обработке горловины?
Для чего выметывают внутренний край обтачки вдоль линии обтачного шва?
Какие правила техники безопасности надо соблюдать при шитье на швейной машине?
Рефлексия
Самооценка ученика всего урока с помощью смайликов.
Цель учителя: определение важности и практичности предложенного материала, оценка эмоционального состояния обучающихся.
Цель ученика: оценка полученных собственных знаний и собственного эмоционального состояния
Учитель : дежурные сейчас раздадут вам конверты со смайликами и вы должны отвечая на мои вопросы выбрать смайлик.
Понравился ли вам наш урок?
Итог урока
Учитель подводит итог урока
Домашнее задание
Запись в дневник
Приложение к инструктажу при выполнении ручных и машинных работ
Техника безопасности, в форме игры «Нельзя»
нельзя шить тупой иглой
нельзя брать иглу в рот
нельзя бросать сломанные иглы на пол
нельзя выключать утюг мокрыми руками
нельзя оставлять утюг без присмотра
нельзя выключать утюг за шнур, только за корпус вилки
нельзя проверять степень нагрева утюга пальцами
нельзя работать на неисправной машине
нельзя тормозить рукой за маховое колесо
нельзя держать пальцы рук близко около лапки
нельзя наклонятся близко над движущими частями машины
нельзя загромождать рабочее место
нельзя оставлять включенную машинку без присмотра
нельзя работать на швейной машине без разрешения учителя
нельзя работать на швейной машинке без косынки
Последовательность обработке срезов горловины обтачкой с расположением ее на изнаночной стороне
1.Обметать внешние срезы обтачки любым способом.
2.Приколоть обтачку лицевой стороной к лицевой стороне изделия, совмещая срезы горловины и обтачки. При этом плечевые швы изделия должны совпадать. Приметать.
3. Проложить машинную строчку по линии шва. Срезать припуски на шов до 3- 5 мм, на закруглениях рассечь. ( рис. 85 а)
4.Заутюжить припуски на обтачку ( рис. 85 б)
5.Настрочить обтачку на припуски швов вплотную к шву обтачивания (рис 85 в)
6.Вывернуть обтачку и выметать с образованием канта шириной 1-2 мм. Приметать внешний край обтачки (рис 85 г) Приутюжить.
7.Пришить внешний край обтачки к припускам на плечевые швы мелкими косыми стежками.
Последовательность обработки горловины обтачкой с расположением ее на лицевой стороне.
1.Внешний край обтачки заметать на изнаночную сторону и приутюжить.
2. Приколоть обтачку лицевой стороной к изнаночной стороне изделия, совмещая срезы горловины и обтачки. При этом плечевые швы изделия должны совпадать. Приметать.
3.Проложить машинную строчку по линии шва. Срезать припуски на шов до 3 – 5 мм, на закруглениях рассечь. ( рис 87 а)
4.Заутюжить припуски на горловину.
5.Вывернуть обтачку и выметать с образованием канта шириной 1 – 2 мм. Проиметать внешний край обтачки ( рис 87 б) . Приутюжить. Настрочить обтачку по лицевой стороне в край.
Физкультминутка на уроках технологии
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
2. И. п. —стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
3. И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища
1. И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
Физкультминутка для глаз
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.
Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.