Цели:
- Ознакомить учащихся с различными способами обработки горловины в зависимости от формы выреза горловины, толщины ткани, вида отделки изделия.
- Научить обрабатывать горловину окантовочным швом.
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.
- Способствовать развитию речи, обогащению и усложнению словарного запаса.
- Развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.
Оборудование и материалы: шкатулки, швейные машинки, образцы ткани, утюг, карточки, технологическая карта, презентация, образцы обтачек, образцы обработки горловин, образец ночной сорочки.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Ход урока1. Организационный момент
Добрый день всем присутствующим.
Кто отсутствует сегодня на уроке, отметить.
2. Актуализация знаний (работа в группах)
Девочки выполняют задание на определение назначения и названия мерок, необходимых для построения чертежа ночной сорочки. (слайд 1)
Работа по карточкам: необходимо заполнить пропущенные строчки. Оценивается – кто вперед справиться с заданием.
Самопроверка (слайд 2)
3. Мотивация
– Девочки вчера на мой электронный адрес для вас пришло письмо. Давайте прочитаем его вместе:
Здравствуйте! Меня зовут Катя мне 12 лет. На фотографии: я и моя мама. Свою маму я очень люблю. Скоро будет праздник 8 Марта. И я решила приготовить своей маме сюрприз – сшить ночную сорочку. Я почти закончила свою работу,(вы ее сейчас увидите на фото), но вот досада ни как не могу сделать горловину, чтобы было и красиво, и не сложно, и быстро. Может кто-нибудь откликнется на мое письмо и поможет решить мою проблему. Заранее Вас благодарю. (Слайд 3)
– Как вы думаете, сможем мы помочь девочке?
– …
– А почему?
– …
– Да. Действительно вы сами еще не умеете обрабатывать горловину разными способами.
- А какой способ нами изучен? ( с помощью подкройной обтачки) Правильно.
- Посмотрите на доску и скажите, подойдет ли этот способ для данной модели? Нет.
Значит, чтобы помочь девочке, нам необходимо изучить ещё один способ обработки среза горловины.
4. Итак, открываем тетради и записываем- тема нашего урока: Способ обработки горловины – окантовочный шов.(слайд 5)
Какие цели сегодня на уроке вы должны поставить перед собой?(слайд 6)
-
определить способы обработки горловины;
-
развивать понимание, что выбор способа обработки выреза зависит от его формы, толщины ткани и вида отделки изделия;
-
изучить обработку горловины новым способом, при помощи окантовочного шва;
-
научиться обрабатывать горловину.
Я слышу – я забываю
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я понимаю (китайская пословица) (слайд 7)II. Сообщение познавательных сведений
Способы обработки горловины: подкройной обтачкой, окантовочным швом. (слайд 8)
Что такое обтачка – как вы думаете? (слайд 8)
Обтачка – это деталь, предназначенная для обработки отдельных частей изделия
Прежде чем обрабатывать изделие обтачкой, необходимо знать какой, и как она выкраивается. (слайд 9)
-
подкройная обтачка – называется, потому что она подкраивается по форме выреза горловины, с учетом направления нити основы у ткани. Ширина обтачки 3,5-5 см
-
для того чтобы определить название второй обтачки необходимо сравнить два образца обтачек и выявить их сходства и различия,
-
обтачка по косой выкраивается по углом 45° к нити основы, ширина 4,5–5 см.
Срез горловины в изделиях без воротника может быть обработан окантовочным швом, косой и подкройной обтачками.
-Как ещё можно обработать овальный вырез?
-Целесообразно ли обработать ворот подкройной обтачкой, если ткань тонкая и просвечивает?
-Можно ли окантовать овальный вырез долевой или поперечной полоской?
Повторение условия соединения частей косых обтачек и приёмы выполнения окантовочного шва. При обработке овального выреза окантовочный шов может быть выполнен только косой полоской, раскроенной под углом 45о к нитям ткани.
Ширина окантовочной полоски должна быть такой, чтобы сложенной вдвое её хватало на шов, двойную ширину окантовки и осталось бы не менее 0,2 см от сгиба полоски для выполнения строчки в желобок.
Двойной окантовочной полоской обработка выполняется двумя машинными строчками (рис. 1. Приложение 2).
Складывают лицевыми сторонами внутрь, совмещая полоски и срез выреза.
Примётывают полоску с натяжением, особенно на резких закруглениях выреза, и притачивают.
Удаляют намётку, шов притачивания приутюживают, припуск шва подрезают до предусмотренной заранее ширины окантовки.
Огибают полоской срезы, примётывают её, контролируя ширину окантовки (должна быть повсюду одинаковой), и прострачивают в желобок.
Раскрой симметричных косых обтачек и окантовочных полосок из полосатых и клетчатых тканей производят на ткани, сложенной вдвое, совмещая рисунок; части полосок соединяют на границе двух полос.
Окантовочным швом и косой обтачкой срез горловины обрабатывают, если ткань платья прозрачная или имеет повышенную осыпаемость.
В результате работы учащиеся должны сделать вывод: что образец №2 является окантовочный шов «По косой», потому что удобен в работе и в результате работы внешний вид изделия не меняется.
5. Практическая работа №1
(работа выполняется по технологическим картам)
- Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
- Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы
- Текущий инструктаж по ТБ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Практическая работа "Обработка срезов горловины окантовочным швом".
-
Выкроить полоску ткани под углом 45° к долевой нити шириной 4,5 - 5 см и длиной, равной длине горловины плюс припуск на швы
-
Если одной полоски не хватает, выкроить несколько и стачать их между собой. Для этого, сложить концы полоски лицевой стороной внутрь, уравняв срезы, сметать и стачать шириной шва 7 мм.
-
Припуски шва стачивания заутюжить, сложить полоску вдоль пополам, изнаночной стороной внутрь, совместить и приутюжить.
-
Приложить замкнутую полоску к лицевой стороне горловины, совместив срезы полоски и горловины, приметать и притачать. Ширина шва 4-6 мм. Закругленные припуски шва надсечь
-
Отогнуть полоску ткани на изнаночную сторону горловины, отогнув срезы, наметать так, чтобы ширина окантовки с лицевой стороны изделия по всей длине была одинакова, и настрочить в шов притачивания. Приутюжить горловину.
6. Самоконтроль(Слайд 9)
7. Физминутка (Слайд 10)
Чтобы сильной статьи ловкой,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом,
Шаг на месте, не спеша.
Как погода – хороша!
Мы проверили осанку,
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.III. Анализ выполнения практической работы учащимися
– Давайте посмотрим, проверим и оценим работу девочек, справившихся с заданием первыми. Ширина канта по всей длине горловины должна быть одинаковой, аккуратно выполнен шов настрачивания.
IV. Итоги урока.
Вопросы для закрепления:
-Какие существуют способы обработки горловины?
-Каким образом выкраивают подкройную обтачку?
-В каких случаях срез обрабатывают окантовочным швом или косой бейкой?
Анализ и оценка выполненной работы, с пояснением.
Ошибки и способы их устраненияV. Домашнее задание.
Устранить имеющиеся недостатки при обработке горловины.
Сделать эскизы способов отделки горловины ночной сорочки.
VI. Уборка рабочих мест
VII. Стадия рефлексии
Каждой ученице вставить смайлик в свой карманчик: понравился урок, очень понравился, не понял урока.
До свидания, урок окончен.