- познакомить учащихся с новым приемом работы с бумагой, с техникой «скручивание»;
- познакомить с историей квиллинга;
- научить делать объемную аппликацию из бумажных полос;
- развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно алгоритму;
- воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе;
- формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы;
- развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы.
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид учебного труда: работа с бумагой, скручивание деталей.
Объект труда: объемная аппликация «Цветок».
Оборудование:
для учителя: образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветок», полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, карандаши, фломастеры, салфетка, ТСО-мультимедиа.
для учащихся: цветной картон, бумажные полоски, клей, ножницы, зубочистка, клеенка, салфетка, фломастеры или цветные карандаши.
План
1. Вводная часть: (5 мин)
Приветствие.
Организация рабочего места.
Повторение правил безопасности при работе с ножницами и клеем.
2. Основная часть: (30 мин)
Сообщение темы урока.
Беседа учителя «Знакомство с техникой квиллинг».
Анализ изделия.
Гимнастика для пальцев рук.
Подготовка деталей.
Физминутка «Цветочная полянка».
Алгоритм выполнения. Сборка.
3. Подведение итогов. Выставка работ. (10 мин)
Уборка рабочего места.
Ход урока I. Вводная часть:
1. Приветствие.
– Ребята у нас с вами сегодня открытый урок трудового обучения. Но сегодня он еще необычен тем, что гости будут работать вместе с вами. В конце урока полюбуемся и на их поделки.
- Урок труда. Человек начинает трудиться с малых лет и трудится всю свою жизнь. Какие пословицы о труде вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без труда нет добра. Волка ноги кормят. Всякая работа мастера хвалит. Глаза страшатся, а руки делают. Дело сделал – гуляй смело. Делу – время, потехе – час. Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Каков мастер, такова и работа. Кто не работает, тот и не ест.)
- «Без труда ничего не дается», - гласит народная мудрость.
- Какое настроение у вас в начале урока?
- Я думаю, что в конце урока, когда вы увидите результат своего труда, настроение изменится. Желаю всем успеха.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
– Давайте проведем проверку готовности к уроку. Проверять будем, отгадывая кроссворд. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?
Кроссворд (на доске)
2.Толстая и очень твердая бумага (картон)
5.Липкое вещество для плотного соединения чего-либо (клей)
3.Черный Ивашка – деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)
6.Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды (салфетка)
1.Длинная узкая ленточка из бумаги (полоска)
4.Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов (зубочистка)
– Прочтите ключевое слово: правила.
– С какими правилами мы знакомились на уроках трудового обучения? (с правилом рабочего человека и правила безопасности)
– Сегодня на уроке нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем)
3. Повторение правил безопасности при работе с клеем: (запись на доске)
Правила безопасности при работе с клеем
Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой.
Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
После работы клей плотно закройте, уберите.
Обязательно вымойте руки и кисточку.
– А какие правила рабочего человека?
Правила рабочего человека
Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.
Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи
Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
Кончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.
Работайте дружно.
II. Основная часть
Сообщение темы урока:
- Тему урока попробуйте определить сами. Среди данных букв найдите слово. (Запись на доске)
КНАЯЧСТПРВХ
ЦИНДРНЪЫЬЯЮ
АППЛИКАЦИЯЩ
ЦУХЧВЮППВОЖ
ДРЫЖЗЕНИБЬЮ
– Сегодня на уроке, ребята, мы встретимся с уже хорошо известным вами видом работы с бумагой-аппликацией. Видов аппликаций много. Нам предстоит познакомиться с новой темой «объемная аппликация», которая достигается при помощи новой техники работы с бумагой, «скручивание», эта техника называется – квиллинг (показ словарного слова) Это английское слово обозначает «птичье перо» - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спирали длинных и узких полосок бумаги.
- Ваша задача – быть внимательным, аккуратным при выполнении работы.
Итак, цель нашего урока: научиться технике скручивания бумажных полосок.
2. Беседа «Знакомство с техникой квиллинг». (1 слайд)
– Посмотрите на эти аппликации, их не погладишь рукой; они не плоские.
– А как вы думаете, почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)
– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение. Квиллинг, т. е. техника кручения из бумажных полосок в Европе возник в период конца 14 века – начала 15 веков. В эти годы монахи создавали необычные медальоны, закручивая края птичьих перьев. Такая работа требует большого внимания и содержит в себе две очень мощных эффекта - развивающий и энергетический, поскольку в основе каждой детали композиции лежит спираль.
– Знаете ли вы, ребята, что такое спираль? (ответы)
– Спираль – это кривая, которая обходит вокруг точки, удаляясь от нее все дальше и дальше. При скручивании такой спирали многие люди замечают, что с ними что-то происходит: они согреваются, у них поднимается настроение и появляется желание творить. И это не случайно. В природе такие закрученные спирали встречаются довольно часто.
– Одной из самых больших спиралей является наша звездная система – Галактика, состоящая из миллиардов звезд, вселенная, космос, клетки ДНК, раковины у улиток, практически все, что нас окружает. (2 слайд)
– Можете ли вы, ребята, привести примеры таких спиральных конструкций? (улитка, венчик, хвостик поросенка, болтик…)
Итак: Объектом нашей работы будет аппликация «Цветок».
3. Анализ изделия
– Взгляните на эти работы: Бутоны, листики выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.
– Все заготовки для создания этих композиций – «капли», «шарики», «лепестки» – выполнены способом кручения.
– Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. (Показ шила) Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой.
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.
4. Гимнастика для пальцев рук «Колокольчик».
В прятки пальчики играют И головки убирают, Словно синие цветки, Распускают лепестки. Наверху качаются, Низко наклоняются. Колокольчик голубой Повернулся к нам с тобой. Пальчики вы не зевайте И к работе приступайте.
5. Подготовка деталей:
(3 слайд)
– Итак: наше рабочее место готово.
- Предлагаю нашим гостям тоже поработать с нами и составить свои аппликации.
– Начнем знакомиться с новой техникой кручения с самой простой заготовки «шарик». (4 слайд)
– Берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами.
– А теперь, не выпуская рулончик из рук, слегка раздвигаем его, чтобы он стал более рыхлым, и внутри была видна спиралька.
– Хвостик ленточки подклеиваем. (5 слайд) У нас получился шарик.
– Как получить форму капли? Соединяем пальцами один край углом.
– Бутончики вербы находятся в коричневых чешуйках. Чешуйки делаем так: скрутив шарик, слегка «распустив» его. Придаем заготовке форму «месяца».
– Листья заготавливаются в форме «глаза». Зажимаем шарик с двух сторон. (6 слайд)
Итак: мы научились делать детали.
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Назовите приметы весны?
- Отгадайте загадку: у занесенных снегом почек под белой шапкой снеговой, нашли мы маленький цветочек. Он мороза не боится, из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник).
- Я предлагаю выполнить аппликацию «Подснежник». Но вы, ребята, можете проявить свою фантазию и сделать свою аппликацию. Сейчас закройте глаза, для вас звучит музыка Чайковского « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», представьте свой цветок, какие детали нужно заготовить, какого цвета, как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза. А мы должны заготовить 1 шарик и 2 листика и 8 глазиков.
– Вопросы есть? Приступайте к работе. Самостоятельная работа учащихся.
– Я вижу, многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.
6. Физминутка «Цветочная поляна».
На полянку мы идем, а вокруг так хорошо! Птицы весело поют, солнце светит ярко. Свежий ветер пролетел, заиграл листвою. Цветов прекрасных лепестки мы разглядим с тобою. Если утро на рассвете солнцем тронет лепестки, Их прекрасные соцветья приоткроют лепестки. А как только ночь спустилась черным бархатным ковром, Лепестки окутал он, нежной дремой долгий сон.
7. Алгоритм выполнения работы.
– Составим алгоритм выполнения сборки нашей аппликации «Цветок».
Выбрать фон картона для аппликации (подобрать подходящий оттенок, цвет картона, на который будет располагаться работа)
Выложить детали цветка на картон.
Приклеить сначала серединку цветка, (7 слайд). Затем лепестки. (8 слайд)
И в последнюю очередь листья.
Обведите фломастером стебли цветка.
И вот аппликация готова. (9 слайд)
- Вы будете работать в группах, выберите лидера.
- Еще раз прочитайте, пожалуйста, план работы.
– Есть вопросы?
– Приступайте к работе, строго выполняя наш алгоритм.
Целевые обходы учителя:
Контроль организации рабочего места.
Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.
Контроль объема и качества выполнения работы.
III. Подведение итогов. Выставка работ.
1. Выставка работ.
– Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликации, непохожие друг на друга.
Какие красивые цветы украсили наш класс! От ярких, фантастической окраски цветов разбегаются глаза. Молодцы, ребята! Все вы справились с сегодняшним заданием и заслужили свои пятерки.
– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)
– Давайте попросим гостей показать свои работы. (Обсуждение)
Практическое использование работы: в качестве подарка на праздник.
2. Итог урока. Заключительное слово учителя.
– Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту, пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.
Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.
Стихотворение «Берегите природу»
На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых нам понятно было едва ли. Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой». Нам казалось все мало и мало. А потом в толчее городской мы охапки тащили устало. И не ведали, как из - под ног, молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.
С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди, плачут и росу роняют на песок.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны и не будет красоты!
Аннотация к уроку технология в 4 классе.
Урок применяется в преподавании технологии в 4 классе для изучения раздела «Работа с бумагой и картоном». Урок нацелен на формирование теоретических и практических навыков работы с бумагой, развивает творческие способности, расширяет кругозор. Дети знакомятся с видом творчества квиллинг, страницами истории. Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, творческие способности, художественный и эстетический вкус, логическое и образное мышление, воспитывает аккуратность, усидчивость, любовь и бережное отношение к природе. Дети учатся определять поэтапное выполнение и работать по составленному алгоритму. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. В содержание урока включены: гимнастика для пальчиков, физкультурная пауза.Результат урока групповые работы с индивидуальным учётом мнений и способностей каждого ребёнка.
Предмет: технология, урок – объяснение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с новым приёмом работы с бумагой, с техникой «скручивание»,познакомить с историей квиллинга; научить делать объёмную аппликацию из бумажных полос;
развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус, способность действовать согласно алгоритму, развивать самостоятельность и активность в групповой работе, подводить итоги выполненной работы;
воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе; формирование умения организовывать рабочее место, соблюдая правила безопасной работы.
Задачи: развивать универсальные учебные действия.
Личностные: воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, развивать эстетический вкус, бережное отношение к природе,
Познавательные: творческий подход к работе, ознакомление с историей возникновения квиллинга, научиться технике квиллинг и выполнить объёмную аппликацию из полосок, действовать согласно алгоритму, соблюдать правила техники безопасности и правила рабочего человека, самоконтроль, подвести итог выполненной работы.
Коммуникативные: работа в группах, распределение обязанностей.
Регулятивные: умение работать по составленному алгоритму, делать итог выполненной работы.
Оборудование: для учителя: образец целый и в деталях объёмной аппликации «Цветок», полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, карандаши, фломастеры, салфетка, ТСО-медиа; для учащихся:цветной картон, бумажные полоски, клей, ножницы, зубочистка, клеёнка, салфетка, фломастеры или цветные карандаши.
Вывод: Оптимальный темп урока позволил выполнить все запланированные этапы урока.
Использование мультимедиа на уроке позволила поддержать познавательный интерес и активность учащихся на протяжении всего урока. Использование ИКТ экономит время, вносит элементы занимательности в учебный процесс.
Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Дабанская СОШ»
Отзывы коллег посетивших открытый урок по математике в 2 – 4 классах.
Тыкынаева Светлана Агитовна, учитель начальных классов: Татьяна Гаврииловна впервые в нашей школе показала урок в объединенном классе. Урок многоэтапный, цели на каждом этапе четко поставлены. Учащиеся 4 класса работали в группах с использованием ноутбуков, где с помощью алгоритмов самостоятельно открывали новые знания и проверяли свои работы по эталонам. Ученикам 2 класса учитель подходил индивидуально, учитывая их возрастные особенности.
Жирохова Наталья Васильевна, учитель ИЗО, черчения, технологии: Мне урок понравился. Учитель использовал индивидуальную и групповую деятельность. Дети путешествовали по станциям.
Чемпосов Игорь Анатольевич, учитель истории: Уроки Татьяны Гаврииловны всегда проходят интересно. Она использует разные виды деятельности на уроке. Детям было интересно работать.
Тыкынаева Елена Анатольевна, завуч по ВР: Татьяна \Гаврииловна показала многоэтапный урок. После каждой станции детям были предложены различные логические задания. На уроке использован ИКТ.