МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГКУ СО «БЕЗЕНЧУКСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ДОМ ДЕТСТВА»
Программа объединения по аппликации «Веселые картинки»
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Составитель: Казьянская Т. М.
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по аппликации «Веселые картинки» разработана для малокомплектных групп детей 3-7 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Программа рассчитана на 3 месяца творческой деятельности детей 4-7 лет в малокомплектных группах с возможностью поступления в группу в любое время; занятия проходят в вечернее время 2 раза в неделю по 25-35 минут, родители (по желанию) находятся вместе с ребенком на занятии. Занятия направлены на ознакомление с различными приемами плоской, объемной аппликации с использованием природного и бросового материала.
Актуальность данной программы состоит в том, что она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что родители могут присутствовать на занятии вместе с ребенком, заниматься совместной художественно-творческой деятельностью, поддерживать своего ребенка, подбадривать, направлять, если у ребенка что-то не получается, способствовать комфортному нахождению ребенка в новой обстановке.
Социальная значимость программы заключается в том, что создавая открытки-аппликации для своих близких, ребенок постоянно думает о них, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется гендерная и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи; учит ориентироваться в родственных отношениях и развивает умение составлять рассказы о своей семье.
Цель программы: cоздание благоприятных условий для полноценного отдыха детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развития их внутреннего потенциала, создание условий для содержательного общения в разновозрастном коллективе. Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитее мелкой моторики рук, создание условий для самореализации ребенка в творчестве.
Задачи:
Обучающие : познакомить детей с различными приемами работы с бумагой; обогащать активный словарь детей; расширять представления детей об окружающем мире; развивать навыки пользования ножницами (правильно держать, передавать, резать.); поощрять составление композиций из готовых, самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в декоративной аппликации.
Развивающие: совершенствовать мелкую моторику рук; развивать глазомер и способствовать концентрации внимания развивать творческое воображение, художественный вкус; стимулировать развитие памяти.
Воспитательные: способствовать созданию игровых ситуаций; воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность; воспитывать умение слушать руководителя, не мешать другим детям.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: словесный, наглядный, практический
Техническое оснащение занятий. Достаточно просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением. Есть место для размещения выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых изделий. Есть в наличии ноутбук для демонстрации иллюстративного материала, фотоаппарат для фотографирования работ, чтобы впоследствии составить альбом с лучшими детскими работами, участвовать в конкурсах.
Формы работы: беседы, рассматривание, регламентированные занятия, выставки
Наглядные пособия: иллюстрации (на ноутбуке), образцы работы
Необходимые материалы: цветная бумага, цветная двухсторонняя бумага; цветные салфетки; крупы, пластилин, сухие листочки деревьев; цветной картон; ножницы с тупыми концами; клей ПВА, клеящий карандаш; кисточка, карандаш, линейка, фломастеры.
Содержание программы
Программа призвана дать детям знания, умения и навыки по разделу ручной труд, аппликация, оригами. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения, объемного приклеивания. Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Закреплять у детей умения создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Приобретать навыки вырезания одинаковых фигур и деталей из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.). Продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.
Ожидаемые результаты. Ребенок научится:
- изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы;
- ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;
- вырезать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;
- работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, давать оценку своему труду и своих друзей.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной программы: педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду; составление фотоальбома с фотографиями лучших детских работ; проведение выставок детских работ; участие в конкурсах.
Примерный перечень тем занятий
1. Оригами из бумажных полос: цветик-семицветик, лебедь, бабочка, елочка, снежинки, бусы на елку, рыбки
2. Аппликации из кругов разной величины: зайчик, свинка, собачка, кошечка, снеговик
3. Аппликации из геометрических фигур разной величины: мухомор, паровоз, домик для собачки
4. Аппликации с использованием сухих листьев: грибная семейка, листочки
5. Аппликации из сердечек разной величины: мышонок, зайчик, утенок
6. Открытки: «Валентинка», «Галстук для папы», «Нежные подснежники», «По морям, по волнам…», «Ваза с цветами»
7. Обрывная аппликация: петушок. ракета, елочка
8. Оригами «гармошка»: рыбки, листочки
Список использованной литературы:
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
- Гусакова М.А. “Аппликация”, М.: Просвещение, 1987 г.
- Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”, М.:ТЦ "Сфера", 1999 г.
- Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
- Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
- Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
- Ворончихин Н.С. «Сделай сам из бумаги», Ижевск: Удмуртский университет, 1994 г.
- А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
- Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
[1] «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации», Вестник образования России, №9, май 2012.