kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа объединения по аппликации «Веселые картинки» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГКУ СО «БЕЗЕНЧУКСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ДОМ ДЕТСТВА»

Программа  объединения по аппликации «Веселые картинки»

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

                                                                                                              Составитель: Казьянская Т. М.

                                                                                                               педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

 Дополнительная образовательная программа по аппликации «Веселые картинки» разработана для малокомплектных групп детей 3-7 лет,  находящихся в трудной жизненной ситуации, увлекающихся  художественно-творческой деятельностью. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.

 Программа  рассчитана на  3 месяца  творческой  деятельности детей  4-7 лет в малокомплектных группах с возможностью поступления в группу в любое время; занятия проходят в вечернее время 2 раза в неделю по 25-35 минут, родители (по желанию) находятся вместе с ребенком на занятии. Занятия направлены на  ознакомление с различными приемами плоской, объемной аппликации с использованием природного и бросового материала.

Актуальность  данной программы состоит в том, что она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности;  стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что родители могут присутствовать на занятии вместе с ребенком, заниматься совместной художественно-творческой деятельностью, поддерживать своего ребенка, подбадривать, направлять, если у ребенка что-то не получается, способствовать комфортному нахождению ребенка в новой обстановке.

Социальная значимость программы заключается в том, что создавая открытки-аппликации для своих близких, ребенок постоянно думает о них, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется гендерная и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи; учит ориентироваться в родственных отношениях и  развивает  умение составлять рассказы о своей семье.     

Цель программы: cоздание благоприятных условий для полноценного отдыха детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развития их внутреннего потенциала, создание условий для содержательного общения в разновозрастном коллективе. Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитее мелкой моторики рук, создание условий для самореализации ребенка в творчестве.

 Задачи:

Обучающие : познакомить детей с  различными приемами работы с бумагой; обогащать активный словарь детей; расширять представления детей об окружающем мире; развивать навыки пользования ножницами (правильно держать, передавать, резать.); поощрять составление композиций из готовых, самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в  декоративной аппликации.

 Развивающие: совершенствовать мелкую моторику рук; развивать глазомер и способствовать концентрации внимания развивать творческое воображение, художественный вкус; стимулировать развитие памяти.

Воспитательные: способствовать созданию игровых ситуаций; воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность; воспитывать умение слушать руководителя, не мешать другим детям.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

 Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:  словесный, наглядный, практический

Техническое оснащение занятий. Достаточно просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением. Есть место для размещения выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых изделий. Есть в наличии ноутбук для демонстрации иллюстративного материала, фотоаппарат для фотографирования работ, чтобы впоследствии составить альбом с лучшими детскими работами, участвовать в конкурсах.

Формы работы: беседы, рассматривание, регламентированные занятия, выставки

 Наглядные пособия: иллюстрации (на ноутбуке), образцы работы

Необходимые материалы:  цветная бумага, цветная двухсторонняя бумага; цветные салфетки; крупы, пластилин, сухие листочки деревьев; цветной картон; ножницы с тупыми концами; клей ПВА, клеящий карандаш; кисточка, карандаш, линейка, фломастеры.

Содержание программы

 Программа призвана дать детям знания, умения и навыки по разделу ручной труд, аппликация, оригами. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения, объемного приклеивания. Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Закреплять у детей умения создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Приобретать навыки вырезания одинаковых фигур и деталей из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.). Продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.

Ожидаемые результаты. Ребенок научится:

  • изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы;
  • ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;
  • вырезать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;
  • работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, давать оценку своему труду и своих друзей.

Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной программы: педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду; составление фотоальбома с фотографиями лучших детских работ; проведение выставок детских работ; участие в конкурсах.

Примерный перечень тем занятий

1. Оригами из бумажных полос: цветик-семицветик, лебедь, бабочка, елочка, снежинки, бусы на елку, рыбки

2. Аппликации из кругов разной величины: зайчик, свинка, собачка, кошечка, снеговик

3. Аппликации из геометрических фигур разной величины: мухомор, паровоз, домик для собачки

4. Аппликации с использованием сухих листьев: грибная семейка, листочки

5. Аппликации из сердечек разной величины: мышонок, зайчик, утенок

6. Открытки: «Валентинка», «Галстук для папы», «Нежные подснежники», «По морям, по волнам…», «Ваза с цветами»

7. Обрывная аппликация: петушок. ракета, елочка

8. Оригами «гармошка»: рыбки, листочки

Список использованной литературы:

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  2. Гусакова М.А.  “Аппликация”, М.: Просвещение, 1987 г.
  3. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”, М.:ТЦ "Сфера", 1999 г.
  4. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  5. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
  6. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
  7. Ворончихин Н.С. «Сделай сам из бумаги», Ижевск: Удмуртский университет, 1994 г.
  8. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
  9. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
  10. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    
  11. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
  12. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.

[1] «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации», Вестник образования России, №9, май 2012.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения по аппликации «Веселые картинки» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) »


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БЕЗЕНЧУКСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ «ДОМ ДЕТСТВА»







УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО

«Безенчукский «Дом детства»

__________Т.Г. Железникова

«__» _________2014 г.





Программа

объединения по аппликации «Веселые картинки»

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)





Составитель:

Казьянская Т. М.

педагог

дополнительного образования








п. Безенчук

2014 год


Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04 №170-ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей». 1

Различные виды организаций отдыха детей являются частью социальной среды, в которой дети и подростки реализуют свои возможности, потребности в свободное время.

В основу развития и воспитания личности в учреждении для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть положены следующие принципы:

  • принцип гуманизма, т.е. готовность прийти на помощь ребёнку, способствовать его социальному благополучию, преодолевать трудности в общении;

  • индивидуальный подход предусматривает учёт социальных, психологических характеристик ребёнка; стимулирование ребёнка к саморазвитию; активизация их внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки отношений с окружающими;

  • формирование воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учёбы, работы.

Благодаря различным направлениям творческой деятельности детям предоставляется возможность открыть в себе новые таланты и способности, позволяет выявить скрытые ресурсы развития личности ребенка.

Дополнительная образовательная программа по аппликации «Веселые

картинки» разработана для малокомплектных групп детей 3-7 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.

Программа рассчитана на 3 месяца творческой деятельности детей 4-7 лет в малокомплектных группах с возможностью поступления в группу в любое время; занятия проходят в вечернее время 2 раза в неделю по 25-35 минут, родители (по желанию) находятся вместе с ребенком на занятии. Занятия направлены на ознакомление с различными приемами плоской, объемной аппликации с использованием природного и бросового материала.


Актуальность  данной программы состоит в том, что она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.


Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что родители могут присутствовать на занятии вместе с ребенком, заниматься совместной художественно-творческой деятельностью, поддерживать своего ребенка, подбадривать, направлять, если у ребенка что-то не получается, способствовать комфортному нахождению ребенка в новой обстановке.


Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.


Социальная значимость программы заключается в том, что создавая открытки-аппликации для своих близких, ребенок постоянно думает о них, вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется гендерная и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи; учит ориентироваться в родственных отношениях и развивает умение составлять рассказы о своей семье.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для полноценного отдыха детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развития их внутреннего потенциала, создание условий для содержательного общения в разновозрастном коллективе.

Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитее мелкой моторики рук, создание условий для самореализации ребенка в творчестве.


Задачи:

Обучающие :

• познакомить детей с различными приемами работы с бумагой;

• обогащать активный словарь детей;

• расширять представления детей об окружающем мире;

• развивать навыки пользования ножницами (правильно держать, передавать, резать.);

• Поощрять составление композиций из готовых, самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в декоративной аппликации.

Развивающие:

• Совершенствовать мелкую моторику рук;

• Развивать глазомер и способствовать концентрации внимания

• Развивать творческое воображение, художественный вкус.

• Стимулировать развитие памяти.

Воспитательные:

• способствовать созданию игровых ситуаций;

• воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность;

• воспитывать умение слушать руководителя, не мешать другим детям.



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:


  • словесный;

  • наглядный

  • практический


Техническое оснащение занятий:

Достаточно просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением. Есть место для размещения выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых изделий. Есть в наличии ноутбук для демонстрации иллюстративного материала, фотоаппарат для фотографирования работ, чтобы впоследствии составить альбом с лучшими детскими работами, участвовать в конкурсах.





Формы работы:

  • беседы

  • рассматривание

  • регламентированные занятия

  • выставки

Наглядные пособия:

  • иллюстрации (на ноутбуке)

  • образцы работы

Необходимые материалы:

  • цветная бумага, цветная двухсторонняя бумага;

  • цветные салфетки;

  • крупы, пластилин, сухие листочки деревьев;

  • цветной картон;

  • ножницы с тупыми концами;

  • клей ПВА, клеящий карандаш;

  • кисточка, карандаш, линейка, фломастеры.


Содержание программы

Любая работа с аппликацией  не только увлекательна, но и познавательна.

Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать руководителя.

Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников.

Программа призвана дать детям знания, умения и навыки по разделу ручной труд, аппликация, оригами.


Значение занятий для развития ребенка:
• дети знакомятся с различными приемами работы с бумагой (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);
• совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
• развиваются навыки концентрации внимания, так как процесс изготовления заставляет сосредоточиться;

• развиваются навыки следовать устным рекомендациям руководителя;
• стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
• происходит знакомство с такими понятиями, как форма, цвет, величина, количество;
• создание игровых ситуаций расширяет коммуникативные способности ребенка;
• развиваются навыки детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации, ручном труде (оригами, конструирование из бумажных полосок и т.д.
• приобретаются навыки аккуратности;
• развивается конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.


В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: объемное приклеивание. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и объемное (когда между основой и деталью подкладываются кусочки картона). Во втором случае изображение более выразительное. Объемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего.

Закреплять у детей умения создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Приобретать навыки вырезания одинаковых фигур и деталей из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной вдвое (стакан, ваза, цветок и др.).

Вызывать желание создавать сюжетные композиции, дополнять предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображения.

Продолжать формировать навыки аккуратного бережного отношения к материалу.




Ожидаемые результаты


  • Изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы;

  • ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;

  • вырезать и приклеивать бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;

  • работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, давать оценку своему труду и своих друзей.


Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной программы

- педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду;

- составление фотоальбома с фотографиями лучших детских работ;

- проведение выставок детских работ;

- участие в конкурсах.




Примерный перечень тем занятий


Тема занятия

1.

«Цветик-семицветик» (оригами из бумажных полос)

2.

«Лебедь» (из бумажных полос, с элементами рисования)

3.

«Бабочка» (из бумажных полос)

4.

«Зайчик» (аппликация из кругов разной величины)

5.

«Свинка» (аппликация из кругов разной величины)

6.

«Собачка» (аппликация из кругов разной величины)

7.

«Кошечка» (аппликация из кругов разной величины)

8.

«Мухомор» (аппликация из геометрических фигур разной величины с использованием сухих листьев)

9.

«Паровоз» (аппликация из геометрических фигур разной величины)

10.

«Листочки» (аппликация из сухих листьев).

11.

«Рыбки играют» (аппликация с элементами рисования)

12.

«Грибная семейка» (аппликация из кругов разной величины с использованием сухих листьев)

13.

«Кролик», «Утенок» (аппликации из сердечек разной величины)

14.

«Домик для собачки» (аппликация из геометрических фигур разной величины)

15.

«Снеговик» (аппликация из кругов разной величины)

16.

«Елочка-красавица» (поздравительная открытка)

17.

«Волшебные снежинки» (оригами из бумажных полос)

18.

«Бусы на елку» (из бумажных полос)

19.

«Валентинка» (аппликация из сердечек разной величины)

20.

«Галстук для папы»

21.

«Подарок маме» (открытка)

22.

«Нежные подснежники» (аппликация из ватных дисков)

23.

«По морям, по волнам…» (открытка)

24.

«Ваза с цветами» (аппликация из ватных дисков)

25.

«Самолет»

26.

«Ракета»

27.

«Рыбки» (аппликация с элементами квиллинга)

28.

«Курочка» (оригами)

29.

«Петушок» (оригами)

30.

«Рыбки» (оригами «гармошка»)






Список использованной литературы:

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru

  2. Гусакова М.А. “Аппликация”, М.: Просвещение, 1987 г.

  3. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”, М.:ТЦ "Сфера", 1999 г.

  4. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

  5. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.

  6. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.

  7. Ворончихин Н.С. «Сделай сам из бумаги», Ижевск: Удмуртский университет, 1994 г.

  8. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

  9. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.

  10. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    

  11. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.

  12. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.

  13. Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006. 


1 «Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации», Вестник образования России, №9, май 2012.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казьянская Татьяна Михайловна

Дата: 02.01.2015

Номер свидетельства: 149379


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства