Цель:
Ознакомить учащихся с основными видами техники, видами машин, видами бытовых швейных машин, раскрыть общее устройство машины; ознакомить учащихся с правилами подготовки швейной машины к работе, организацией рабочего места; научить управлять швейной машиной (без ниток); воспитывать внимательность, сознательное выполнения правил безопасности и санитарно гигиенические требования.
Оборудование: презентация, швейная машина
Инструменты и материалы: карандаш, линейка, лист бумаги.
Основные понятия:
техника, машины, швейная бытовая машина, ручной и ножной привод, платформа рукав, маховое колесо, фрикционный винт, регулятор натяжения верхней нити, шпульный колпачок, машинная игла, рычаг нитепритягивателя, головка, игловодитель, иглодержатель.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Организационный момент
- Контроль посещаемости
- Проверка готовности к уроку
- Оценивание учебных достижений учащихся
- Изучение нового материала
- Основные виды техники
- виды бытовых швейных машин
- Общее устройство швейной машин
- Практическая работа. Ознакомление с общим устройством швейной машины
- Вводный инструктаж
- Текущий инструктаж
- Заключительный инструктаж
- Закрепление новых знаний и умений учащихся
- Итоги занятия
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент
- Оценивание учебных достижений учащихся
ВАРИАНТ 1
1 уровень
Выберите правильный ответ.
1) Одежда, которую украшают вышивкой:
а) рубашка; б) полотенце; в) салфетка.
2) Для вышивания используют иголку:
а) с длинным ушком;
б) с маленьким ушком;
в) цыганскую.
3) На рисунке представлено графическое изображение шва:
а) «вперед иголку»;
б) петельный;
в) тамбурный.
2 уровень
1) Напишите название инструмента,
изображенного на рисунке. Для чего
он предназначен?
2) Подчеркните в перечне названий цветов те, которые принадлежат к теплым тонам.
Фиолетовый, желтый, красный, белый, голубой, черный.
3) Заполните пропуски в правилах безопасной работы:
а) сломанные булавки и иголки нужно класть в отведенный.;
б) ножницы следует класть. лезвиями от себя;
в) нельзя работать. иголками;
г) нельзя брать. в рот.
д) следить, чтобы. утюга не касалась шнура.
3 уровень
1) Найдите в предложенном тексте ошибки, зачеркните их, пра
вильное напишите,над зачеркнутыми словами.
На рисунке изображен шов, который называется «шерстяной», потому что на ощупь он приятный, а внешне напоминает бархат. Этот шов является вариантом шва «козлик», но вышивается одноцветными нитками в три ряда. На изнаночной стороне шов образует три ряда,
параллельных стежков: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __
Удачно подобранные цвета ниток делают шов прекрасным украшением одежды.
2)Напишите название изображенного шва. Нарисуйте два варианта этого шва.
3)Назовите способ перевода рисунка для вышивания на тонкую прозрачную ткань. Опишите последовательность действий.
4 уровень
1) Подберите мотив для вышивания прихватки. Нарисуйте его, используя графические изображения ручных швов.
2)Опишите последовательность и технические условия выполнения тамбурного шва.
ВАРИАНТ 2
1 уровень
Выберите правильный ответ.
1) Бытовая вещь, которую украшают вышивкой:
а) наволочка; б)одеяло; в) фартук.
2) Нитки, которыми чаще всего вышивают:
а) мулине; б) шерстяные; в) шелковые.
3) На рисунке представлено графическое изображение шва:
а) «козлик»;
б) стебельчатый;
в) петельный.
2уровень
1)Напишите название инструмента, изображенного на рисунке. Для чего он предназначен?
2)Подчеркните в перечне названий цветов те, которые относятся к холодным тонам. Фиолетовый, зеленый, синий, розовый, коричневый, черный.
3)Заполните пропуски в правилах безопасной работы:
а) булавки и. нужно хранить в. ;
б) ножницы следует передавать кольцами. ;
в) шить с. ;
г) нельзя вкалывать. и в рабочую одежду;
д) не оставлять. утюг без присмотра.
3 уровень
1) Найдите в предложенном тексте ошибки, зачеркните их, пра
вильное напишите над зачеркнутыми словами.
Изображенный на рисунке шов называется «мотылек», так как внешне он напоминает крылышки мотылька. Его основой является шов «вперед иголку»,
выполненный в три ряда. При выполне-
нии шва возможно использование нитки одного цвепш. Изнаночная сторона шва выглядит как три пунктирные линии
_ _ _ _ _ _ _
_ _ _
_ _ _ __ _ __ _
Этот шов применяется для украшения детской одежды, предметов быта.
2)Напишите название изображенного шва. Нарисуйте два варианта этого шва.
3)Назовите способ перевода рисунка для вышивания на темную, блестящую или вор-систую ткань. Опишите последовательность действий.
4 уровень
1)Подберите мотив для вышивания подставки под горячее. Нарисуйте его, используя графические изображения ручных швов.
2)Опишите последовательность и технические условия выполнения петельного шва.
- Изучение нового материала
1. Основные виды техники.
Сообщения учащихся.
Заслушиваются подготовленные учащимися сообщения, после чего проводится коллективное обсуждение.
Рассказ учителя.
Все перечисленные ранее инструменты (игла, лопата, отвертка и т. п.) называют техническими объектами. Они служат орудиями для работы.
В современном производстве и быту широко используются всевозможные машины, отличающиеся по назначению, конструкции и размерам.
Мини-тренинг.
- Назовите машины, которые используются в быту.
К какому виду вы их можете отнести?
2. Виды бытовых швейных машин.
Рассказ учителя.
Швейные машины относятся к рабочим машинам.
— Какую полезную работу выполняют швейные машины?
Бытовые универсальные швейные машины предназначены для выполнения технологических операций, в результате которых из нескольких деталей получают одно целое изделие. Такие машины называют технологическими рабочими машинами.
Учитель дает классификацию швейных машин в зависимости от вида привода, используя имеющееся в мастерской оборудование и схему «Приводные устройства».
Виды приводов швейных машин
Ручной, Ножной, Электрический
- В чем различия ручного и ножного приводов?
- Определите преимущества и недостатки каждого из них.
3. Общее устройство швейной машины.
Рассказ учителя.Швейные машины отличаются по внешнему виду, форме отдельных частей и даже расположением некоторых устройств. Несмотря на существующее разнообразие, все швейные машины имеют сходное устройство.Учитель демонстрирует отдельные части швейной машины (платформа, рукав, стояк рукава, головка) и устройства (регулятор длины стежка, регулятор натяжения верхней нити, моталка, челночное устройство, шпульный колпачок, маховое колесо, фрикционный винт, машинная игла), поясняет назначение фрикционного винта и принцип его использования.