Методическая разработка по теме: «Искусство машинной вышивки»
Автор: Дышкант Елена Степановна, учитель технологии МБОУ СОШ № 30 г. Волжского Волгоградской области.
Описание: разработка предназначена для учителей технологии средней школы при изучении разделов: «Машиноведение», «Вышивка»; также будет полезна во внеклассной или кружковой работе.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».
Цели и задачи:
Знакомство детей с историей машинной вышивки.
Развитие творческих способностей.
Формирование “культуры творческой личности”,
Воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций.
Научить беречь наследие наших бабушек и как можно дать вторую жизнь старинным вышивкам.
Изготовление декоративной ширмы с использованием старинных образцов машинной вышивки.
В каждой семье хранятся вещи пришедшие из глубин веков: домашняя утварь, старые вышивки (иногда незавершенные), украшения, одежда бабушек и дедушек, пожелтевшие фотографии… Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков. Немного грустную, в чем-то непонятную, но такую теплую и близкую. Они немые свидетели ушедшего времени. Хочется верить, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук, энергетику, некую тайну.
Немного из истории моды
Европа в конце XV— начале XVI веков являет нам один из первых примеров уже общеевропейской моды. Все страны начинают перенимать итальянский стиль в одежде.
Италия стала родиной кружева, появившегося на рубеже XV—XVI вв. Процесс его изготовления был очень трудоемким, и кружева стоили очень дорого и были настоящим предметом роскоши. Самые лучшие гипюры с рельефными узорами изготавливали в Венеции, в Милане делали плетеный гипюр, в Генуе начали плести кружева из золотых и серебряных нитей.
Эрмитаже хранятся образцы потрясающей вышивки, выполненной в малоизвестных нам техниках: вышивка в технике «узор в резерве» (фон зашит целиком шелковыми нитями, узор выделен тканью и узелковым швом). Италия 16 век; вышивка в технике высокого рельефа. Италия 16 век.
Типы вышивальных машин.
Машинная вышивка – достаточно молодой вид рукоделия, пришедший в наши дома с первыми швейными машинами. Французу Вартоломею Тимонье в 1830 году пришла в голову идея усовершенствовать процесс одного из древнейших ремесел?– шитья.
Механик из Милузы- Йосуа Хельман создал первую, так называемую «ручную» вышивальную машину.
С появлением персонального компьютера вышивальные машины ступили на порог наших домов, очаровав новой возможностью дополнительного декора. В наши дни современные вышивальные станки уже мало напоминают медленные и примитивные агрегаты былых времен, а доступность вышивальной техники привела к росту популярности этого вида рукоделия.
Виды вышивки
Вышивку можно разделить на три направления: ручную, свободно- ходовую и компьютерную.
Свободно-ходовая требует от вышивальщицы искусного владения движением пялец. Сотворить шедевр свободно-ходовым способом вы сможете практически на любой швейной машине. Достаточно запялить ткань и, пройдя предварительный курс обучения, расположившись за швейной машинкой погрузиться в процесс творчества.
Компьютерная вышивка более проста в исполнении, но для осуществления процесса необходима специальная вышивальная машина, программа и готовый дизайн машинной вышивки. И к тому же, это весьма дорого.
Область применения машинной вышивки
Исторически вышивка носила, прежде всего, декоративный характер. Сегодня же мы часто видим вышивку, несущую рекламно — информационный характер, на предметах одежды и других швейных изделиях. Вышивка широко используется при нанесении товарных знаков на ткань, кожу, войлок, а также на готовые изделия, одежду и т.п.
Практические работы учащихся:
1. Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке, полотна с нанесенным простейшим рисунком.
Выработка навыка правильного положения рук.
2. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины.
3. Выполнение простой строчки; прямая в различных направлениях, ломаная или кривая.
4. Заполнение контура рисунка простой строчкой.
5. Вышивка несложного рисунка для салфетки.
6. Показ правил безопасной работы при выполнении машинных работ;
7. Подготовка рабочего места;
8. Образцы вышивки;
9. Проведение контроля качества выполненной работы;
10. Исправление дефектов.
Таким образом, после изучения раздела «Машинная вышивка» у учащихся формируются знания и умения:
1) Учащиеся должны знать:
возможности применения машинной вышивки в отделке современной одежды;
инструменты, приспособления, материалы для машинной вышивки;
правила подготовки швейной машины к работе, ухода за машиной, регулировки
натяжения нити;
способы закрепления ткани в пяльцах;
способы перевода рисунка на ткань;
приемы вышивания на машине;
техника выполнения простых и сложных швов;
приемы выполнения художественной машинной вышивки простыми и сложными швами;
правила обработки изделий после вышивки.
2) Учащиеся должны уметь:
переоборудовать и налаживать, швейную машину для выполнения машинной вышивки;
заправлять ткань в пяльцы для, работы на швейной машине;
выполнять различные швы и применять их для художественного оформления
швейных изделий;
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Экология – помогает определять экологически чистые материалы и знать их назначение.
Охрана труда – безопасность при работе на швейной машинке, работа с ножницами и иголками.
Экономика – расчёт изделия при изготовлении, экономия материалов.
ИЗО – красиво изображать различные виды вышивки.
Черчение – конструирование и моделирование чертежей одежды и вышивки.
Химия – химический состав тканей и нитей.
Биология – где и из чего получают различные виды тканей и нитей.
Эргономика – удобство человеческой жизни.
Информатика – удобство и быстрота применения информационных технологий в построении чертежа для вышивания.
На основе приведенного выше материала можно сформулировать вывод о том, что учащиеся могут овладеть техникой машинной вышивки, если прежде всего изучат швейную машину и порядок работы на ней.
Действительно, машинная вышивка сегодня обладает очень широкими возможностями. Изделие с прекрасной вышивкой сегодня может быть ценным подарком для родных и близких, даря им приятные воспоминания о радостных моментах жизни.
Моей свекрови уже давно нет и мы потихоньку перебираем её сундучки,
чтобы что-то сохранить.
И нашлось большое количество старинных образцов машинной вышивки. Они были выполнены около 50 лет назад на старой подольской швейной машине с ручным приводом. Некоторые гладью на тончайшем шелке, на льне мережкой и способов- не счесть! Выбросить- рука не поднялась. Решили их сохранить и дать вторую жизнь…
Все кусочки вышивок были заботливо перебраны и окантованы косыми бейками, подобранными в тон.
Так и получилась декоративная ширма, которую наши старшеклассницы дополнили такими элементами, как глиняный горшочек, пояс от юбки- поневы, колоски, сувенирные лапти.
Ведь старинные вещи- как история, как образ жизни, как нравственные принципы, как послание потомкам, которыми необходимо дорожить и беречь.
Интернет ресурсы:
babushkiny-vyshivki-shemy.bakafebufogu.appspot.com
stranamasterov.ru
club.osinka.ru
lapushkamoya.ru