kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме: «Искусство машинной вышивки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме: «Искусство машинной вышивки»

Автор: Дышкант Елена Степановна, учитель технологии МБОУ СОШ № 30 г. Волжского Волгоградской области.

Описание: разработка предназначена для учителей технологии средней школы при изучении разделов:  «Машиноведение», «Вышивка»; также будет полезна во внеклассной или кружковой работе.

Интеграция образовательных областей «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».

Цели и задачи:

 Знакомство детей с историей  машинной вышивки.

 Развитие творческих способностей.

 Формирование “культуры творческой личности”,

 Воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций.

 Научить  беречь наследие наших бабушек и как можно дать вторую жизнь старинным вышивкам.

  Изготовление декоративной ширмы с использованием  старинных образцов машинной вышивки.                                                            

      В каждой семье хранятся вещи пришедшие из глубин веков: домашняя утварь, старые вышивки (иногда незавершенные), украшения, одежда бабушек и дедушек, пожелтевшие фотографии…  Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков. Немного грустную, в чем-то непонятную, но такую теплую и близкую. Они немые свидетели ушедшего времени. Хочется верить, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук, энергетику, некую тайну.

Немного из истории моды

Европа в конце XV— начале XVI веков являет нам один из первых примеров уже общеевропейской моды. Все страны начинают перенимать итальянский стиль в одежде.

Италия стала родиной кружева, появившегося на рубеже XV—XVI вв. Процесс его изготовления был очень трудоемким, и кружева  стоили очень дорого и были настоящим предметом роскоши. Самые лучшие гипюры с рельефными узорами изготавливали в Венеции, в Милане делали плетеный гипюр, в Генуе начали плести кружева из золотых и серебряных нитей.

     Эрмитаже хранятся образцы потрясающей вышивки, выполненной в малоизвестных нам техниках: вышивка в технике «узор в резерве» (фон зашит целиком шелковыми нитями, узор выделен тканью и узелковым швом). Италия 16 век; вышивка в технике высокого рельефа. Италия 16 век.                 

Типы вышивальных машин.

Машинная вышивка – достаточно молодой вид рукоделия, пришедший в наши дома с первыми швейными машинами. Французу Вартоломею Тимонье в 1830 году пришла в голову идея усовершенствовать процесс одного из древнейших ремесел?– шитья.
Механик из Милузы- Йосуа Хельман  создал первую, так называемую «ручную» вышивальную машину.
С появлением персонального компьютера вышивальные машины ступили на порог наших домов, очаровав новой возможностью дополнительного декора. В наши дни современные вышивальные станки уже мало напоминают медленные и примитивные агрегаты былых времен, а доступность вышивальной техники привела к росту популярности этого вида рукоделия.

Виды вышивки

Вышивку можно разделить на три направления: ручную, свободно- ходовую и компьютерную.

Свободно-ходовая требует от вышивальщицы искусного владения движением пялец. Сотворить шедевр свободно-ходовым способом вы сможете практически на любой швейной машине. Достаточно запялить ткань и, пройдя предварительный курс обучения, расположившись за швейной машинкой погрузиться в процесс творчества.

Компьютерная вышивка более проста в исполнении, но для осуществления процесса необходима специальная вышивальная машина, программа и готовый дизайн машинной вышивки. И к тому же, это весьма дорого.

Область применения машинной вышивки

Исторически вышивка носила, прежде всего, декоративный характер. Сегодня же мы часто видим вышивку, несущую рекламно — информационный характер, на предметах одежды и других швейных изделиях. Вышивка широко используется при нанесении товарных знаков на ткань, кожу, войлок, а также на готовые изделия, одежду и т.п.

Практические работы учащихся:

1. Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке, полотна с нанесенным простейшим рисунком.

Выработка навыка правильного положения рук.

2. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины.

3. Выполнение простой строчки; прямая в различных направлениях, ломаная или кривая.

4. Заполнение контура рисунка простой строчкой.

5. Вышивка несложного рисунка для салфетки.

6. Показ правил безопасной работы при выполнении машинных работ;

7. Подготовка рабочего места;

8. Образцы вышивки;

9. Проведение контроля качества выполненной работы;

10. Исправление дефектов.

Таким образом, после изучения раздела «Машинная вышивка» у учащихся формируются знания и умения:

1) Учащиеся должны знать:

возможности применения машинной вышивки в отделке современной одежды;

инструменты, приспособления, материалы для машинной вышивки;

правила подготовки швейной машины к работе, ухода за машиной, регулировки

натяжения нити;

способы закрепления ткани в пяльцах;

способы перевода рисунка на ткань;

приемы вышивания на машине;

техника выполнения простых и сложных швов;

приемы выполнения художественной машинной вышивки простыми и сложными швами;

правила обработки изделий после вышивки.

2) Учащиеся должны уметь:

переоборудовать и налаживать, швейную машину для выполнения машинной вышивки;

заправлять ткань в пяльцы для, работы на швейной машине;

выполнять различные швы и применять их для художественного оформления

швейных изделий;

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Экология – помогает определять экологически чистые материалы и знать их назначение.

Охрана труда – безопасность при работе на швейной машинке, работа с ножницами и иголками.

Экономика – расчёт изделия при изготовлении, экономия материалов.

ИЗО – красиво изображать различные виды вышивки.

Черчение – конструирование и моделирование чертежей одежды и вышивки.

Химия – химический состав тканей и нитей.

Биология – где и из чего получают различные виды тканей и нитей.

Эргономика – удобство человеческой жизни.

Информатика – удобство и быстрота применения информационных технологий в построении чертежа для вышивания.

На основе приведенного выше материала можно сформулировать вывод о том, что учащиеся могут овладеть техникой машинной вышивки, если прежде всего изучат швейную машину и порядок работы на ней.

Действительно, машинная вышивка сегодня обладает очень широкими возможностями. Изделие с прекрасной вышивкой сегодня может быть ценным подарком для родных и близких, даря им приятные воспоминания о радостных моментах жизни.

Моей свекрови уже давно нет и мы потихоньку перебираем её сундучки,

чтобы что-то сохранить.
И нашлось большое количество старинных образцов машинной вышивки. Они были выполнены  около 50 лет назад на старой подольской швейной машине с ручным приводом. Некоторые гладью на тончайшем шелке, на льне мережкой и способов- не счесть! Выбросить- рука не поднялась. Решили их сохранить и дать вторую жизнь…

Все кусочки вышивок были заботливо перебраны и окантованы косыми бейками, подобранными в тон.

Так и получилась декоративная ширма, которую наши старшеклассницы дополнили такими элементами, как глиняный горшочек, пояс от юбки- поневы, колоски, сувенирные лапти.

Ведь старинные  вещи- как история, как образ жизни, как нравственные принципы, как послание потомкам, которыми необходимо дорожить и беречь.

 

Интернет  ресурсы:

babushkiny-vyshivki-shemy.bakafebufogu.appspot.com

stranamasterov.ru

club.osinka.ru

lapushkamoya.ru

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Искусство машинной вышивки» »

Методическая разработка по теме: «Искусство машинной вышивки»


Автор: Дышкант Елена Степановна, учитель технологии МБОУ СОШ № 30 г. Волжского Волгоградской области.


Описание: разработка предназначена для учителей технологии средней школы при изучении разделов: «Машиноведение», «Вышивка»; также будет полезна во внеклассной или кружковой работе.

Интеграция образовательных областей «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».


Цели и задачи:


Знакомство детей с историей машинной вышивки.

Развитие творческих способностей расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазии, воображения.

Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству

формирование “культуры творческой личности”, знаний, умений, навыков в области социальной этики, воспитание и уважение к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций.

Научить беречь наследие наших бабушек и как можно дать вторую жизнь старинным вышивкам.

Изготовление декоративной ширмы с использованием старинных образцов машинной вышивки.


«В уголке за дверью бабушкин сундук.
Крышку приоткроешь, перехватит дух..
Мулине цветными вышитые шторы.
Кто же так с любовью подбирал узоры?
Выступили слёзы, сердце защемило:
Кто теперь расскажет, для чего хранили
И какие чувства к тем вещам таили...»


В каждой семье хранятся вещи пришедшие из глубин веков: домашняя утварь, старые вышивки (иногда незавершенные), украшения, одежда бабушек и дедушек, пожелтевшие фотографии… Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков. Немного грустную, в чем-то непонятную, но такую теплую и близкую. Они немые свидетели ушедшего времени. Хочется верить, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук, энергетику, некую тайну.



В старину вышивали преимущественно девушки, потому что они не имели права ничего делать в поле. Дело в том, что землю наши предки считали проявлением женской энергии – рожавшей женщины. Считалось, что, если семена посеет девушка, они не прорастут, потому что у неё не открыты детородные пути, она была ещё нерожавшей. В славянских семьях женские обязанности распределялись так: девушки вышивали и обшивали всю семью, бабушки готовили еду, присматривали за внуками, а мамы работали в поле, хозяйничали по дому. Девушка, которая готовилась к свадьбе, должна была вышить около пятидесяти свадебных рушников, рубашки и другую одежду. И, когда она выходила замуж, у неё уже была подготовлена одежда, ей не нужно было тратить потом время и энергию на её выполнение. Ведь с этого момента она должна была заботиться о своем муже. Те рубашки, которые она вышивала, передавались детям, внукам. Такая рубашка становилась оберегом для человека. 

Наши предки учили девочек вышивать с трехлетнего возраста, тем самым они воспитывали у них старание, терпение, усидчивость и понимание родовых символов. Для чего нужно терпение девочке? Терпение, в первую очередь, нужно для раскрытия в себе женственности, дабы узнать и принять свою половинку, во-вторых, чтобы быть готовой к вынашиванию и рождению детей. Сейчас у нашей молодежи терпения нет. Пары часто разбегаются, даже те, которые могли бы вполне гармонично жить, если бы имели терпение.  

И в наше время каждую девочку на уроках труда в школе или дома учат вышивать. Однако, не каждая рукодельница ведает, как правильно вышивать, потому что не в каждом роду сохранились техники правильного выполнения той или иной вышивки. Правильная, гармоничная вышивка предполагает отсутствие узелков и путаных нитей с изнаночной стороны. Она должна быть такой же безупречно аккуратной, как и лицевая. Ведь, если мы считаем, что живем в гармоничном мире (его символизирует лицевая сторона), то и наше отношение к нему должно быть гармоничным (изнаночная сторона).

Немного из истории моды

Европа в конце XV— начале XVI веков являет нам один из первых примеров уже общеевропейской моды. Все страны начинают перенимать итальянский стиль в одежде.

Италия стала родиной кружева, появившегося на рубеже XV—XVI вв. До этого существовали различные виды ажурной вышивки, в том числе и вышивка «шов по прорези» — по сетке разреженного полотна, которая и стала прообразом настоящего кружева. Первое кружево называлось «стежок в воздух» или «шитое иглой». Процесс его изготовления был очень трудоемким, и кружева стоили очень дорого и были настоящим предметом роскоши. Позднее появилось кружево, плетенное на коклюшках. В конце XVI в. появился гипюр: кружева, соединенные тонкими связками. Самые лучшие гипюры с рельефными узорами изготавливали в Венеции, в Милане делали плетеный гипюр, в Генуе начали плести кружева из золотых и серебряных нитей. В XVII в. конкурентами итальянских кружев станут кружева из Фландрии, сплетенные из тончайших льняных нитей. В XVI вв. Италия продолжала занимать первое место в Европе по производ­ству тканей и предметов роскоши, но с ней начали конкурировать и другие страны.


В Эрмитаже хранятся образцы потрясающей вышивки, выполненной в малоизвестных нам техниках. О швейных , а уж тем более вышивальных машинах человечество задумалось значительно позже.



Вышивка в технике «узор в резерве» (фон зашит целиком шелковыми нитями, узор выделен тканью и узелковым швом). Италия 16 век.



Вышивка в технике высокого рельефа. Вышивка, кружево, шитое иглой

Италия 16 век. Италия 16 век.

ТИПЫ ВЫШИВАЛЬНЫХ МАШИН

Первые ткацкие «ручные машины» были проданы в 1829 году их изобретателем Йосуа Хейлманом из Милузы. Но конечный продукт, нежная вышивка, был груб и времени на создание шедевров от «ручной машины» требовалось достаточно много.

Пантограф

Изменен был пантограф позже и были введены более короткие тонкие иглы, которые разрешали использование деликатного материала и вязаного трикотажа.

Машинная вышивка – достаточно молодой вид рукоделия, пришедший в наши дома с первыми швейными машинами. Французу Вартоломею Тимонье в 1830 году пришла в голову идея усовершенствовать процесс одного из древнейших ремесел – шитья.
Механик из Милузы- Йосуа Хельман создал первую, так называемую «ручную» вышивальную машину.
С появлением персонального компьютера вышивальные машины ступили на порог наших домов, очаровав новой возможностью дополнительного декора. В наши дни современные вышивальные станки уже мало напоминают медленные и примитивные агрегаты былых времен, а доступность вышивальной техники привела к росту популярности этого вида рукоделия.

ВИДЫ ВЫШИВКИ

Вышивку можно разделить на три направления: ручную, свободно- ходовую и компьютерную. Конечно же, в ручной технике возможностей больше за счет свободного манипулирования иглой, но и в машинной вышивке, талантливые мастера, нашли возможность имитировать ручные швы.
На сегодняшний день машинную вышивку можно поделить на два вида:

Свободно-ходовая требует от вышивальщицы искусного владения движением пялец. Именно руки мастерицы являют свету замечательные шедевры. Свобода творчества не ограничена экраном монитора и умением работать в программах. Весь полет фантазии вышивальщика ложится на ткань при вращении ручного привода старенькой швейной машины. Сотворить шедевр свободно-ходовым способом вы сможете практически на любой швейной машине. Достаточно запялить ткань и, пройдя предварительный курс обучения, расположившись за швейной машинкой погрузиться в процесс творчества.

Компьютерная вышивка более проста в исполнении, но для осуществления процесса необходима специальная вышивальная машина, программа и готовый дизайн машинной вышивки. И к тому же, это весьма дорого.

Область применения машинной вышивки

Исторически вышивка носила, прежде всего, декоративный характер. Сегодня же мы часто видим вышивку, несущую рекламно — информационный характер, на предметах одежды и других швейных изделиях.

Машинная вышивка как рекламно-информационный носитель

Вышивка широко используется при нанесении товарных знаков на ткань, кожу, войлок, а также на готовые изделия, одежду и т.п. Вышивка долговечна, устойчивость окраски ниток выше, объемная фактура вышивки придает логотипу более дорогой и эффектный вид. Именно поэтому большинство фирм, занимающихся разработкой рекламных компаний, рекомендуют своим клиентам именно вышивку. Ее можно производить на головных уборах (кепках, вязаных шапках), футболках, рубашках, толстовках, куртках, даже на обуви. Для медицинских учреждений, предприятий пищевой и фармацевтической промышленности очень важно, что современные нитки, применяемые при вышивке, можно подвергать стирке при высоких температурах и даже химической чистке.

Практические работы учащихся:

1. Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке, полотна с нанесенным простейшим рисунком.

Выработка навыка правильного положения рук.

2. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка работы без обратного хода машины.

3. Выполнение простой строчки; прямая в различных направлениях, ломаная или кривая.

4. Заполнение контура рисунка простой строчкой.

5. Вышивка несложного рисунка для салфетки.

6. Показ правил безопасной работы при выполнении машинных работ;

7. Подготовка рабочего места;

8. Образцы вышивки;

9. Проведение контроля качества выполненной работы;

10. Исправление дефектов.

Таким образом, после изучения раздела «Машинная вышивка» у учащихся формируются знания и умения:

1) Учащиеся должны знать:

возможности применения машинной вышивки в отделке современной одежды;

инструменты, приспособления, материалы для машинной вышивки;

правила подготовки швейной машины к работе, ухода за машиной, регулировки

натяжения нити;

способы закрепления ткани в пяльцах;

способы перевода рисунка на ткань;

приемы вышивания на машине;

техника выполнения простых и сложных швов;

приемы выполнения художественной машинной вышивки простыми и сложными швами;

правила обработки изделий после вышивки.

2) Учащиеся должны уметь:

переоборудовать и налаживать, швейную машину для выполнения машинной вышивки;

заправлять ткань в пяльцы для, работы на швейной машине;

выполнять различные швы и применять их для художественного оформления

швейных изделий;

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Экология – помогает определять экологически чистые материалы и знать их назначение.

Охрана труда – безопасность при работе на швейной машинке, работа с ножницами и иголками.

Экономика – расчёт изделия при изготовлении, экономия материалов.

ИЗО – красиво изображать различные виды вышивки.

Черчение – конструирование и моделирование чертежей одежды и вышивки.

Химия – химический состав тканей и нитей.

Биология – где и из чего получают различные виды тканей и нитей.

Эргономика – удобство человеческой жизни.

Информатика – удобство и быстрота применения информационных технологий в построении чертежа для вышивания.

На основе приведенного выше материала можно сформулировать вывод о том, что учащиеся могут овладеть техникой машинной вышивки, если прежде всего изучат швейную машину и порядок работы на ней. А индивидуальный подход к учащимся позволяет учителю, прежде всего, сделать обучение более доступным для каждого из них, умение применять знания на практике, самостоятельно мыслить, способность преодолевать помехи и трудности. Правильный учет этих особенностей помогает учителю лучше организовать самостоятельную работу учащихся. На уроке «Вышивка несложного рисунка для салфетки» учащиеся могут полностью раскрыть или открыть свои таланты.

Действительно, машинная вышивка сегодня обладает очень широкими возможностями. Изделие с прекрасной вышивкой сегодня может быть ценным подарком для родных и близких, даря им приятные воспоминания о радостных моментах жизни.



Моей свекрови уже давно нет и мы потихоньку перебираем её сундучки,

чтобы что-то сохранить.
И нашлось большое количество старинных образцов машинной вышивки. Они были выполнены около 50 лет назад на старой подольской швейной машине с ручным приводом. Некоторые гладью на тончайшем шелке, на льне мережкой и способов- не счесть! Выбросить- рука не поднялась. Решили их сохранить и дать вторую жизнь…


Все кусочки вышивок были заботливо перебраны и окантованы косыми бейками, подобранными в тон.





Так и получилась декоративная ширма, которую наши старшеклассницы дополнили такими элементами, как глиняный горшочек, пояс от юбки- поневы, колоски, сувенирные лапти.




Ведь старинные вещи- как история, как образ жизни, как нравственные принципы, как послание потомкам, которыми необходимо дорожить и беречь.


Интернет ресурсы:

babushkiny-vyshivki-shemy.bakafebufogu.appspot.com

stranamasterov.ru

club.osinka.ru

lapushkamoya.ru

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка по теме: «Искусство машинной вышивки»

Автор: Дышкант Елена Степановна

Дата: 18.08.2014

Номер свидетельства: 112182

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Методическая разработка урока технологии (6 класс) по теме: "Вязание крючком""
    ["seo_title"] => string(78) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_tekhnologii_6_klass_po_teme_viazanie_kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "559960"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602605947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства