~~Тема урока: Раскрой и обработка воротника.
Цель урока: Закрепить знания учащихся о фасонах воротников и их деталей, правилам и приемам обработки воротника в процессе выполнения практической работы, совершенствовать умения и навыки учащихся по выполнению ручных и машинных швейных работ в процессе обработки отложного воротника.
Корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение по теме воротники.
Воспитывать стремление к аккуратному выполнению ручных и машинных работ при выполнении практической работы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: наглядное пособие по изготовлению воротника на стойке, ткань, рабочая коробка с инструментами и приспособлениями, швейная машина, гладильная доска, утюг, технологическая карта.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Проверить готовность к уроку. Приветствие.
Прежде чем сесть за парту вам необходимо ответить на мой вопрос.
- Сядет та из вас, кто назовет мерки (демонстрирует карточки с обозначением мерок: Ор, Др, Озап, Сш)
- Какая мерка из 4-ех лишняя? Почему?
(Называют мерки:
Обхват руки, Длина рукава, Обхват запястья, Полуобхват шеи)
- Сш необходима для построения чертежа воротника, остальные мерки необходимы для построения чертежа прямого втачного рукава).
II. Сообщение темы урока.
На прошлых уроках мы с вами приступили к пошиву блузки с застежкой до верха и подошли к этапу обработки горловины. А как можно обработать горловину у блузки? Конечно воротником. Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания по изготовлению воротника. И тема нашего урока: «Раскрой и обработка воротника». Откройте тетради и запишите ее в тетрадь.
III. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем приступить к практической работе, мы немного повторим тему «Воротники».
- Чтобы проверить, насколько вы усвоили основные понятия этой темы, давайте разгадаем кроссворд:
1. Дополнительная деталь плечевого изделия, которой можно обработать горловину?
2. Внешняя форма изделия, которая определяется покроем отдельных деталей, тканью, цветом и отделкой?
3. Обозначение мерки, необходимой для построения чертежа воротника.
4. Как называется фасон воротника в этом изделии?
5. Назовите фасон воротника, выкройка которого у меня в руках.
6. Как называется срез кроя воротника, который не втачивается в горловину?
7. Что используют для большей плотности воротника?
8. Как называется этот вид прокладки? (демонстрирует)
- Прочитайте, какие слова получились по вертикали?
- Что означают эти слова? Дайте полное название фасона воротника. (ОТЛОЖНОЙ ВОРОТНИК НА СТОЙКЕ)
Именно такой воротник мы сегодня будем изготавливать для блузки.
IV. Информационная часть.
Обработка и сборка воротника составляет значительную долю в общей затрате времени на изготовление изделия. Выкройку воротника уточняют после примерки изделия, когда точно определена линия выреза горловины.
Обработка воротника состоит из двух этапов: заготовка и обработка деталей воротника и соединение его с изделием. Второй этап является наиболее сложной технологической операцией.
Верхний и нижний воротники выкраиваются по одной выкройке Выкраивают две детали из основной ткани: верхний воротник и нижний воротник. Верхний воротник дублируется. При раскрое ширина припуска на раскрой составляет 0,7-1 см.
Рассмотрите внимательно образец воротника на стойке.
- Сколько деталей имеет воротник?
(назовите их)
- Каким образом увеличили плотность воротника?
- Для чего это сделали?
Последовательность обработки деталей воротника.
o Выкроить верхний, нижний воротник и прокладку
o Продублировать верхний воротник
o Верхний воротник сложить с нижним воротником лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы.
o Сметать верхний и нижний воротника,
o Обтачать воротник со стороны нижнего воротника, ширина шва 0,5-0,7 см
o Удаляют временные нитки
o Подрезают припуск прокладки в швах и высекают уголки
o Шов обтачивания разутюживают, воротник выворачивают и выметывают, выправляя кант из верхнего воротника, ширина канта 0,1-0,2 см
o Воротник приутюжить со стороны нижнего воротника
o Удаляют временные нитки.
V. Физ. минутка.
Прежде чем приступить к практической работе, давайте немного отдохнем.
(Физ. минутка для глаз)
VI. Практическая работа.
Немного отдохнули, а теперь давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.
Продолжите предложения:
№ п/п Вопросы учителя
Ответы учеников
1 Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться ….……; в игольнице или в руках
2 Булавки вкалываем в ткань в направлении ……….; от себя
3 Во время работы электрическим утюгом, стоять на…………………….; резиновом коврике
4 Ставить утюг на……………………….; огнеупорную подставку
5 Во время работы утюгом, следить за тем, чтобы шнур не касался…….; подошвы утюга
6 После выполнения влажно-тепловой обработки утюг необходимо…………; выключить из розетки
7 Во время работы на швейной машине следить за положением………………; рук
8 Во время работы на швейной машине не наклоняться близко………………….; к движущимся частям машины
9 Во время вдевания нитки в иглу швейной машины, необходимо убрать………….. ногу с педали.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Обработка воротника на стойке на образце
Инструменты, приспособления и принадлежности: игла, ножни¬цы, булавкилинейка, карандаш, выкройка воротника на стойке, швейная машина, гладильная доска, утюг, проутюжильник.
Материалы для работы: ткань для образца, ткань для проклад¬ки, швейные нитки.
Ход работы:
1. Раскроить детали воротника (верхний воротник, нижний во¬ротник) и прокладки.
2. Наложить прокладку на изнаночную сторону нижнего ворот¬ника, наметать.
3. Сложить детали воротника лицевыми сторонами внутрь,
уравнять срезы, сколоть, сметать со стороны верхнего ворот¬ника.
4. Обтачать со стороны прокладки, оставить необработанными срезы втачивания. Удалить нитки строчек временного назначения. Срезать припуск на шов прокладки вдоль шва, на 2 мм не дорезая до машинной строчки, срезать излишек ткани на закругленных срезах шва, выполнить надсечки в углах, не задевая машинную строчку.
5. Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить углы,
выправить и выметать шов, образуя со стороны нижнего во¬ротника кант из верхнего воротника, равный 1—2 мм.
6. Приутюжить воротник со стороны нижнего воротника. Удалить нитки строчек временного назначения.
(дети самостоятельно выполняют работу с использованием технологической карты, а учитель контролирует выполнение работы, нуждающимся в помощи объясняет этапы выполнения)
VI. Итог урока. Оценка работы учащихся.
Учитель проверяет, как дети справились с работой, какие допустили ошибки и оценивает работу. Самоанализ работы учащимися.
(дети самостоятельно оценивают выполненную работу, методом сравнивания с образцом)
1) Какими по покрою могут быть воротники? (отложной, на стойке, цельнокроеный)
2) Какой воротник вы сегодня изготовили для блузки с застежкой до верха? (на стойке)
3) Каким швом можно обработать отлетной край воротника? (стачной)
4) Для чего необходима прокладка в воротнике? (для плотности)