Проблемный вопрос: Как распознать натуральные и синтетические ткани?
Предполагаемые варианты решений:
1. Ткани натуральные и синтетические можно распознать по внешнему виду.
2. Ткани натуральные и синтетические можно распознать на ощупь.
3. Ткани натуральные и синтетические можно распознать, зная их свойства.
Тип урока: Уроки отработки умений и рефлексии.
Форма урока: проблемный урок.
Формы обучения: групповая работа, фронтальная работа.
Методы обучения: метод проблемного обучения, объяснительно-иллюстративные, метод проекта.
Планируемые результаты:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Понимание и определение понятия натурашьное и ненатуральное волокно
Распознание тканей изготовленных из животных и растительных волокон.
Понимание влияния толщены и прочности нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.
1 уровень — узнавание
Регулятивные
Планирование собственной деятельности.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные
Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Ход занятия
1.Организационный момент (2 мин).
• Приветствие учащихся.
• Проверка готовности к уроку.
• Настрой на работу.
2.Повторение пройденного материала (5мин).
1.Вступительное слово педагога:
-Сегодняшний наш урок будет посвящен определению волокна. Как отличить и натуральное и синтетическое.
- Перед вами есть таблица с характеристиками волокон, образцы ткани и инструменты и приспособления какие нам могут пригодиться.
- Какие виды натуральных волокон вы уже знаете? Вспомните, на какие две группы делятся текстильные волокна?
- А какие виды синтетических волокон вы уже знаете? Вспомните, на какие две группы делятся текстильные волокна?
- Какими волокнами являются лён и хлопок? Натуральными или химическими?
- Лён и хлопок – это натуральные волокна.
- А что такое натуральное волокно?
-Это волокна это волокна, которые образуются без вмешательства человека в природу.
- А что такое ненатуральное волокно?
3.Актуализация опорных знаний (20мин.)
Учитель обобщает ответы детей. Объявляет тему урока
Учитель раздаёт детям образцы тканей из разных волокон и предлагает ответить на вопрос.
- Как распознать шерстяные и шёлковые ткани?
Для разрешения проблемы организуется групповая работа.
В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются.
1.Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать по внешнему виду. 2.Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать на ощупь. 3. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать, зная их свойства.
- Как распознать хлопковые и льняные ткани?
Для разрешения проблемы организуется групповая работа.
В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются.
хлопковые и льняные ткани можно распознать по внешнему виду. 2.хлопковые и льняные ткани можно распознать на ощупь. 3. хлопковые и льняные ткани можно распознать, зная их свойства.
- Как распознать синтетические ткани?
синтетические ткани можно распознать по внешнему виду.
синтетические ткани можно распознать на ощупь.
синтетические ткани можно распознать, зная их свойства.
Практическое задание:
-Теперь вашей задачей будет: взять по одному образцу каждой ткани наклеить их на картонные карточки и подписать.
Выполняется практическая работа в группах по 3-4 человека.
4.Рефлексия
В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность, понятность изученного материала, собственную активность и самостоятельность учащихся, их ответственное отношение к занятию.
Можно помочь вопросами:
Что нового вы узнали?
Можете ли вы теперь распознать шерстяные и шёлковые ткани?
Учащиеся отвечают на вопросы
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
предметные
УУД
1.Организационный момент
Время: 2 мин
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
Воспринимают на слух, визуально контролирует свою готовность к уроку.
Знать:
правила поведения в кабинете "Технология".
Уметь:
организовать себя к деятельности на уроке
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
2.Повторение пройденного материала
Время: 5-мин
Проводит опрос учеников по теме «Натуральные волокна растительного и животного происхождения
происхождения»
Загадываются загадки по теме урока.
Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о сырье для производства натуральных волокон растительного происхождения.
Вопросы для повторения:
- На какие 2 группы делятся текстильные волокна?
- Какие натуральные волокна вы уже знаете?
- Какого они происхождения?
Знать: натуральные волокна растительного происхождения, их свойства, получение хлопчато-бумажной и льняной тканей.
Уметь: различать образцы тканей
Личностные:
возникновение у обучающихся положительной мотивации, осознание своих возможностей.
Учитель обобщает ответы детей. Объявляет тему урока
Раздаются детям образцы тканей из разных волокон и предлагает ответить на вопрос.
- Как распознать шерстяные и шёлковые ткани? Как распознать хлопковые и льняные ткани?
Для разрешения проблемы организуется групповая работа.
Практическое задание:
-Теперь вашей задачей будет: взять по одному образцу каждой ткани наклеить их на картонные карточки и подписать.
1.Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать по внешнему виду. 2.Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать на ощупь. 3. Шерстяные и шёлковые ткани можно распознать, зная их свойства.
1. хлопковые и льняные ткани можно распознать по внешнему виду. 2.хлопковые и льняные ткани можно распознать на ощупь. 3. хлопковые и льняные ткани можно распознать, зная их свойства
Выполняется практическая работа в группах по 3-4 человека.
В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются.
Знать:
состав и способы получения шелковых и шерстяных тканей,
Уметь:
сравнивать волокна животного и растительного происхождения.
Уметь распознать натуральные ткани растительного и животного происхождения
Личностные:
проявление интереса и активности в выборе решения;
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные:
максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий при решении проблем.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы
4.Рефлексия
Время: 5 мин
Предлагает определить ценность урока, его полезность, понятность изученного материала, собственную активность и самостоятельность учащихся, их ответственное отношение к занятию.
Что нового вы узнали?
Можете ли вы теперь распознать шерстяные и шёлковые ткани?
Учащиеся отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы, представленные в тесте, аргументируют ответ.
Вопросы на тему «Натуральные волокна»
Познавательная: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности.
Регулятивные:
выбирать наиболее рациональную последовательность действий.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД.