Открытый урок по технологии на тему: "Вводное занятие. Инструменты и материалы. Подготовка ткани" (лоскутная пластика) в 5 классе. Урок расширит кругозор учащихся по данному виду рукоделия, способствует совершенствованию навыков работы на швейной машине, новым рабочим приемам; способствует воспитанию эстетического вкуса, трудовой дисциплины, познавательной потребности, способствует развития логического мышления, самостоятельности, точности движения. Тип урока комбинированный, используются методы: словесный, практический ,наглядный. в проведении урока использовались проектор, ткань швейные принадлежности, технологические карты, рабочие тетради, шаблоны, объекты труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- способствовать развитию уважения к работающему человека;
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный
Методы обучения:
- словесный (устное изложение нового материала, беседа. объяснение)
- наглядный (показ приемов работы, дидактического материала)
- практический (практическая работа учащихся)
Дидактическое обеспечение:
- технологическая карта,
- слайды,
-объект труда,
-шаблоны,
-рабочая тетрадь на печатной основе;
- кроссворд
Материально-техническое оснащение:
- ткань,
-швейные принадлежности,
-чертежные принадлежности,
-проектор;
Межпредметные связи:
- русский язык (правописание слов)
- математика (размерные величины)
- история (культурные наследия народов)
- ОБЖ (безопасные приемы работы)
Внутрипредметные связи:
- элементы материаловедения (сырьевой состав ткани)
- элементы машиноведения ( работа на швейной машине)
- черчение ( работа с чертежными инструментами)
Время: 90 минут
Литература:
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2011. - 192с.
Технология 5 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс» В.Д. Симоненко. Часть 2. / Сост. Н.Б. Голондарева - Волгоград: Учитель - АСТ, 2003. - 112 с.
МакКормик Гордон М. Лоскутное шитьё: мотивы, узоры, техники. Как повысить своё мастерство/ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2001. – 128 с.: ил.
Ход урока
Организационный момент
- взаимное приветствие.
- проверка присутствующих.
- проверка готовности к уроку.
2. Мотивация темы (притча)
3. Определение темы и целей урока (слайды №1,2)
( запись темы и плана урока в тетрадь)
4. Актуализация знаний (по вопросам)
5. Изложение нового материала:
- история лоскутного шитья (слайды №3,4)
- современный лоскут (слайды №5,6)
-организация рабочего места (слайд №7)
- инструменты и материалы( слайды №8,9,10)
- цветоведение (слайд №11)
- правила раскладки шаблонов на ткани;
6. Повторение правил техники безопасности
7. Текущий инструктаж. Практическая работа учащихся (технологические карты)
- показ трудовых приемов;
- оказание помощи;
- проверка соблюдений технологической последовательности выполнения работ;
- контроль качества выполнения работы, предупреждение ошибок;
- контроль соблюдения правил техники безопасности;
- проверка применения самоконтроля;
8. Закрепление нового материала ( кроссворд).
9. Заключительный инструктаж.
- анализ урока в целом;
- уборка рабочих мест ;
- анализ работы каждого учащегося;
- выставление отметок с аргументацией;
- инструктаж по выполнению домашнего задания;
Конспект урока
Здравствуйте! Дежурные, доложите, кто отсутствует на уроке. Положите на край стола инструменты и материалы, которые вы подготовили к уроку.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Я не написала на доске тему нашего урока, и это не случайно. Потому-что тему урока вы попробуете определить самостоятельно, но я дам вам небольшую подсказку, расскажу историю.
Притча: Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!"
Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении.
Но попробовала: взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну.
Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем шла речь в этом рассказе? Как вы думаете, какова тема нашего урока? (ответы детей: о лоскутках, о лоскутном шитье).
Верно, ребята, речь шла о лоскутном шитье, одном из видов рукоделия.
Давайте запишем тему и план работы в тетрадь.
«Лоскутное шитье. Материалы и инструменты. Подготовка ткани »
План: 1. История лоскутного шитья
2.Инструменты и материалы
3. Подготовка ткани к работе
Прежде чем мы начнем изучение новый темы, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что лоскутная техника , это прежде всего работа с тканью. Поэтому для нас очень важно проверить, что мы знаем о тканях. Я предлагаю поиграть в игру « Цепочка».Вы будете давать ответ на вопросы:
- из какого волокна изготавливают хлопчатобумажные ткани? Какого происхождения это волокно? (из хлопка, растительного происхождения)
- на какой стороне ткани рисунок более яркий и четкий? (на лицевой)
- как определить долевую нить в ткани?(по кромке, по растяжению, по звуку)
- перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажных тканей? (постельное белье, покрывала, скатерти, занавески, полотенца, прихватки)
- какое назначение имеет прихватка? (предохраняет руки от ожогов)
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
А теперь послушайте интересный рассказ о том , как возродилось это увлекательное рукоделие:
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала русских женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».
С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно). В качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).
Чтобы наши изделия получились добротными ,качественными нам необходимо правильно организовать рабочее место
Рабочим местом принято называть участок, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой.
Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления.
На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной работы. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие учащегося оказывает правильная посадка.
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение,
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд,
Голову наклонить слегка вперёд,
Нельзя опираться грудью о стол,
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см,
При работе не следует ставить локти на стол,
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см,
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Неправильное положение корпуса учащегося вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, сопутствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
Рабочее место нужно организовывать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно – гигиенические требования:
Свет должен падать на работу с левой стороны,
Инструменты для различных работ должны храниться в выдвижных ящиках стола, специальных коробочках или специально отведённых местах, а во время работы их раскладывают на столе справа от работающего,
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела,
По окончании работы все инструменты и ткани убирают на место.
Для выполнения изделий в лоскутной пластике необходимы различные инструменты:
Для изготовления шаблонов нам понадобится чертежные инструменты: линейка, угольник, карандаш; для вырезания деталей мы будем использовать ножницы. Сметывать детали кроя нам понадобятся различные иглы: английские используются для скалывания шаблонов к ткани, ручные иглы для выполнения сметывания, наперсток для предохранения пальчиков от проколов. После подготовки сметанных деталей, будем использовать швейную машину для стачивания деталей кроя. Выполнять влажно-тепловую обработку выполняют с помощью утюга.
Но подбирая ткань для выполнения изделий из лоскута, следует учитывать что, наиболее популярные и часто применяемые в лоскутном шитье ткани с мелким рисунком, такие ткани излучают теплый деревенский колорит . Сочетание однотонных тканей лучше подбирать по цветовому кругу. Интересные работы получаются с использованием тканей с крупным рисунком. Приветствуются ткани с абстрактным, цветочным и геометрическим рисунком. Но для создания изделий из лоскутков важно не только уметь правильно подбирать лоскутки с рисунком, но также важно учитывать сочетания цветов, их взаимодействия друг с другом.
Цвет — это главное выразительное средство. Все цвета, существующие в природе, можно разделить на две группы:
ахроматические или нейтральные (не цветные от белого до черного);
хроматические (цветные).
Нейтральные цветовые тона дают хорошее сочетание и между собой и любым другим цветом: теплые цветовые тона выигрывают рядом с серым в его оттеночных переходах до черного, а холодные – с серым в оттеночных переходах до белого. Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против друга: красный- зеленый, оранжевый- синий, желто-фиолетовый. Цвета соседних секторов не гармонируют , поэтому не стоит в узоре соединять их вместе. Цвета секторов, расположенных через один , более гармоничны. Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить , если использовать дополнительный нейтральный цвет.
Среди хроматических цветов выделяют три основных цвета: красный, желтый, синий. Их называют основными, потому что их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получаем дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый и т.д. — бесчисленное множество. Например, зелёный цвет может быть изумрудным, а может быть «травяным». Обычно оба этих цвета мы называем «зелёным».
Все цвета, расположенные по кругу, образуют цветовой спектр или цветовой круг.
Цвета красно-желтой половины круга и все их оттенки называют теплыми, они менее контрастны. Самый теплый цвет – красный. Теплые тона более яркие, они зрительно выступают на первый план и как бы увеличивают предмет.
Цвета сине-зеленой половины круга и все их оттенки называют холодными, они более контрастны. Самый холодный – синий. Холодные цвета отходят на второй план и зрительно уменьшают предмет.
Сейчас мы приступим к выполнению практической работы, поэтому необходимо вспомнить правила безопасной работы с ножницами и утюгом
Правила безопасной работы с иглами и ножницами:
Ножницы следует класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
Для передачи ножницы следует положить на стол.
Хранить иглы и булавки следует в специальных коробочках или подушечках. Желательно иметь магнит для поиска упавших игл и булавок.
Нельзя использовать погнутые или ржавые иглы и булавки.
Сломанные иглы или булавки следует выбрасывать только в специальную емкость.
Правила безопасной работы с утюгом:
Перед включением в электросеть следует проверять исправность шнура (целостность изоляции).
Включать и выключать электроприбор только сухими руками, держась за корпус вилки.
Не оставлять включенное электрооборудование без присмотра, по окончании работы все выключать.
Следить за тем, чтобы шнур утюга не касался нагревательной поверхности (подошвы).
Сейчас по шаблонам вы будете выкраивать детали для прихватки. Правильность выкраивания вы увидите в технологической карте, которая лежит перед вами.
Учащиеся работают , учитель оказывает текущее инструктирование.
Молодцы ребята , все справились с заданием. А теперь давайте закрепим знания, которые получили на уроке, я раздам вам листочки с кроссвордом, а через пять минут проверим правильность его заполнения.
Посмотрите на экран, вы видите кроссворд, сравните ответы на экране со своими ответами на листочках.
Сегодня вы хорошо работали на уроке. Новый материал усвоили. Учитель анализирует работу каждого учащегося, выставляет отметки. К следующему уроку вам необходимо принести швейные принадлежности; по учебнику повторить тему «Заправка швейной машины», «Терминологию машинных и ручных швов»; выполнить задание 25 на странице 33-34 (рабочей тетради).