Лоскутное шитьё – одно из видов традиционного народного творчества. Данная разработка является начальным этапом для овладения навыками выполнения лоскутной мозаики, кроме того имеет познавательный материал, физкультминутку, расширит кругозор учащихся, приобщит их к русской культуре и, благодаря поэтапной инструкции, научит выполнять изделия в данной технике. Вводное занятие по теме: «Лоскутное шитьё» предполагает использование большого количества наглядного материала, который целесообразнее преподнести с использованием мультимедийной техники. Эффективность усвоения учебного материала повышается за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов. Динамические модели построения узоров способствуют развитию наглядно-образного мышления. Рекомендуется для 5 класса.
Пояснительная записка
Данная разработка посвящена методике дифференцированного обучения на уроках технологии в разделе «Рукоделие. Лоскутная пластика» в 5 классе. На этот раздел отводится 6 часов. Эта разработка призвана оказать помощь учителям технологии при подготовке к урокам.
Цель этого раздела: ознакомление учащихся с техническими условиями и приёмами выполнения лоскутного шитья.
Задачи раздела: показать учащимся возможность использования различных приёмов работы с материалами, применяемыми в лоскутной пластике; формировать навыки работы в технике лоскутная пластика; воспитывать аккуратность, внимательность, культуру поведения, соблюдать технику безопасности при работе.
Уроки технологии проводятся сдвоенные: 2 урока по 40 минут
Теоретическая часть
Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми». В последнее время технология дифференцированного обучения широко применяется на уроках.
Дифференциация осуществляется посредством:
-вариативности темпа изучения материала;
-дифференциации учебных заданий;
-выбора различных видов деятельности;
-определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Цели, которых можно достичь в ходе дифференцированного обучения в школе:
1. создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
2. удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
3. целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
1. предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
2. развить способности и интересы учащихся;
3. повысить качество знаний;
4. более рационально использовать учебное время каждого;
5. вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
6. устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
Для осуществления дифференцированного обучения необходимо:
уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;
разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;
использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;
в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;
при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;
создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.
Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.
Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках "Технологии" позволило мне решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.
Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые». Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже. Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания. Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов.
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.
При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.
Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.
4. Домашнее задание:
Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.
Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках "Технологии" позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка системы уроков»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пронинская средняя общеобразовательная школа Галичского района Костромской области
Методическая разработка системы уроков по технологии
Раздел: «Рукоделие. Лоскутная пластика»
5 класс
Автор разработки:
учитель технологии
МОУ Пронинская СОШ
Рубцова Светлана Вадимовна
Пронино
2013
Аннотация
Лоскутное шитьё – одно из видов традиционного народного творчества. Данная разработка является начальным этапом для овладения навыками выполнения лоскутной мозаики, кроме того имеет познавательный материал, физкультминутку, расширит кругозор учащихся, приобщит их к русской культуре и, благодаря поэтапной инструкции, научит выполнять изделия в данной технике. Вводное занятие по теме: «Лоскутное шитьё» предполагает использование большого количества наглядного материала, который целесообразнее преподнести с использованием мультимедийной техники. Эффективность усвоения учебного материала повышается за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов. Динамические модели построения узоров способствуют развитию наглядно-образного мышления. Рекомендуется для 5 класса.
Пояснительная записка
Данная разработка посвящена методике дифференцированного обучения на уроках технологии в разделе «Рукоделие. Лоскутная пластика» в 5 классе. На этот раздел отводится 6 часов. Эта разработка призвана оказать помощь учителям технологии при подготовке к урокам.
Цель этого раздела: ознакомление учащихся с техническими условиями и приёмами выполнения лоскутного шитья.
Задачи раздела: показать учащимся возможность использования различных приёмов работы с материалами, применяемыми в лоскутной пластике; формировать навыки работы в технике лоскутная пластика; воспитывать аккуратность, внимательность, культуру поведения, соблюдать технику безопасности при работе.
Уроки технологии проводятся сдвоенные: 2 урока по 40 минут
Теоретическая часть
Современная школа находится в процессе поиска подходов, путей и способов образования молодого поколения, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми». В последнее время технология дифференцированного обучения широко применяется на уроках.
Дифференциация осуществляется посредством:
-вариативности темпа изучения материала;
-дифференциации учебных заданий;
-выбора различных видов деятельности;
-определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.
Цели, которых можно достичь в ходе дифференцированного обучения в школе:
создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет решить следующие задачи:
предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
развить способности и интересы учащихся;
повысить качество знаний;
более рационально использовать учебное время каждого;
вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
Для осуществления дифференцированного обучения необходимо:
уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;
разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;
использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;
в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;
при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;
создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.
Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.
Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках "Технологии" позволило мне решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.
Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые». Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже. Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания. Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей. В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов.
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности. При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы. Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет. При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.
4. Домашнее задание:
Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.
Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках "Технологии" позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.
Методическая часть
Технологическая карта урока:
Предмет, класс
Технология, 5 класс
Тема урока,
№ урока по теме
Лоскутное шитьё. История. Подготовка оборудования, инструментов и материалов к работе. Работа над проектом. Урок №1-2
Фамилия, Имя, Отчество
Рубцова Светлана Вадимовна
Актуальность использования средств ИКТ
Визуализация изучаемых объектов
Цель урока
Дать понятие о лоскутном шитье, заинтересовать историей этого рукоделия. Научиться разбираться в простейших лоскутных орнаментах. Определить тему проекта
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
Сформировать понятие о новом виде рукоделия, его истории; научить выбирать орнаменты для различных проектных изделий; закрепить и развить знания для работы над проектом.
Развитие кругозора детей; творческих способностей; памяти и внимательности.
Воспитание самостоятельности и желания к самореализации; чувства ответственности; желания изготавливать вещи своими руками.
Учебно-методический комплекс
«Технология 5 класс», Методическое пособие для учителя, программа по технологии, план урока, образцы готовых изделий в лоскутной технике, альбомный лист, карандаши, эскизы салфеток и прихваток лоскутной технике.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
компьютер
Образовательные ресурсы Интернет
Методическое описание ЦОР на уроке
Обучающие, демонстрационные, контролирующие
Организационная структура урока
Этап 1
Организационный
Цель
Настроить детей на деятельность, проверить готовность к уроку
Длительность этапа
5 минут
Форма организации деятельности учащихся
Индивидуальная, коллективная
Функции преподавателя на данном этапе
Информационная, направляющая
Основные виды деятельности преподавателя
Сообщает тему урока, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу
Основные виды деятельности учащихся
Отвечают на вопросы учителя. Определяют цели урока.
Этап 2
Актуализация знаний. Подготовка к изучению новой темы
Цель
Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал
Длительность этапа
10минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация «Лоскутное шитьё 1»
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе
Информационная, направляющая
Основные виды деятельности преподавателя
Проводит беседу, задаёт вопросы, демонстрирует презентацию, настраивает на деятельность и изучение новой темы
Основные виды деятельности учащихся
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, выполняют практические задания
Этап 3
Изложение нового материала
Цель
Дать учащимся проблематику изучаемого вопроса, настроить на творческую деятельность
Длительность этапа
20 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация «Лоскутное шитье 2», Приложение 6.
Форма организации деятельности учащихся
Фронтально-индивидуальная (уч-ся записывают основные положения)
Функции преподавателя на данном этапе
Координационно-объяснительная
Основные виды деятельности преподавателя
Рассказывает новый материал, подкрепляя его презентацией, демонстрирует образцы готовых изделий в лоскутной технике
Основные виды деятельности учащихся
Слушают объяснения учителя, с помощью индикатора обратной связи сигнализируют о степени усвоения нового материала. (Физкультминутку проводит ученица из группы А)
Выясняет, как дети усвоили материал, помогает правильно сформулировать мысли по обоснованию проблемы, следит за выполнением работы
Основные виды деятельности учащихся
Выполняют задание
Этап 5
Практическая работа. Выбор изделия для проекта, рисование эскиза прихватки (салфетки)
Цель
Выбрать изделие для проекта и нарисовать эскиз будущей прихватки
Длительность этапа
25мин.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация « Творческий проект»,
Приложение 1.
Форма организации деятельности учащихся
Индивидуальная, групповая
Функции преподавателя на данном этапе
Инструктирующая, контролирующая, координационная
Основные виды деятельности преподавателя
Инструктирует перед началом работы. Следит за работой детей, контролирует, помогает, поощряет.
Основные виды деятельности учащихся
Выполняют практическую работу с помощью ИКТ, информационных карт, картинок из интернета. (Физкультминутку проводит ученица из группы А)
Этап 6
Домашнее задание. Подведение итогов
Цель
Развить творческие способности путём самостоятельной работы над проектом
Длительность этапа
10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Карточки-задания в WORD: (дифференцированное задание) (группа Б)
Оформить титульный лист.
Оформить звёздочку обдумывания.
(Группа А) + история лоскутного шитья.
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе
Инструктирующая, контролирующая
Основные виды деятельности преподавателя
Инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания
Основные виды деятельности учащихся
Участвуют в обсуждении задания, задают вопросы
Технологическая карта урока:
Предмет, класс
Технология, 5класс
Тема урока,
№ урока по теме
Технология изготовления прихватки из лоскутков. Работа над проектом. Урок №3-4
Фамилия, Имя, Отчество
Рубцова Светлана Вадимовна
Актуальность использования средств ИКТ
Визуализация изучаемых объектов
Цель урока
Выполнить раскрой деталей, изготовить лицевую часть прихватки, продолжить работу над проектом.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
Научить учащихся подготавливать ткань к работе, выполнять раскрой деталей по шаблонам, знать последовательность соединения кроя лоскутного изделия в единый блок, закрепить и развить знания для работы над проектом.
Развитие творческих способностей; памяти и внимательности.
Воспитывать вкус, пробуждать фантазию
Учебно-методический комплекс
«Технология 5 класс», Методическое пособие для учителя, программа по технологии, план урока, образцы готовых изделий в лоскутной технике, альбомный лист, карандаши, эскизы салфеток и прихваток лоскутной технике. Инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки); материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма), шаблоны выкроек изделий, таблица шестисекторного круга, инструкционные карты, образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (прихватка, салфетка, панно), презентация.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
компьютер
Образовательные ресурсы Интернет
Методическое описание ЦОР на уроке
Обучающие, демонстрационные, контролирующие
Организационная структура урока
Этап 1
Организационный
Цель
Настроить детей на деятельность, проверить готовность к уроку
Длительность этапа
5 минут
Форма организации деятельности учащихся
Индивидуальная, коллективная
Функции преподавателя на данном этапе
Информационная, направляющая
Основные виды деятельности преподавателя
Сообщает тему урока, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу. Проверяет выполнение домашней работы.
Основные виды деятельности учащихся
Ставят цель урока. Отвечают на вопросы учителя.
Этап 2
Актуализация знаний. Подготовка к изучению новой темы
Цель
Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал
Длительность этапа
10минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация « Цветовой круг»
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе
Информационная, направляющая
Основные виды деятельности преподавателя
Проводит беседу, задаёт вопросы, демонстрирует презентацию, настраивает на деятельность и изучение новой темы
Основные виды деятельности учащихся
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, выполняют практические задания. (Физкультминутку проводит ученица из группы А)
Этап 3
Изложение нового материала
Цель
Дать учащимся проблематику изучаемого вопроса, настроить на творческую деятельность
Длительность этапа
20 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация «Цветовой круг», Приложение 5
Форма организации деятельности учащихся
Фронтально-индивидуальная (уч-ся записывают основные положения)
Функции преподавателя на данном этапе
Координационно-объяснительная
Основные виды деятельности преподавателя
Рассказывает новый материал, подкрепляя его презентацией, демонстрирует образцы готовых изделий в лоскутной технике.
Основные виды деятельности учащихся
Слушают объяснения учителя, с помощью индикатора обратной связи сигнализируют о степени усвоения нового материала
Этап 4
Закрепление полученных знаний
Цель
Закрепить полученные знания. Подобрать лоскутки по цвету
Длительность этапа
10 мин.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
-
Форма организации деятельности учащихся
Самостоятельная работа
индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе
Контролёр-консультант
Основные виды деятельности преподавателя
Выясняет, как дети усвоили материал, следит за выполнением работы
Основные виды деятельности учащихся
Выполняют задание: группа А самостоятельно, группа Б с помощью Цветового круга и Приложения 5
Раскроить детали прихватки, сшить лицевую часть прихватки
Длительность этапа
25мин.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация, картинки из интернета
Приложение 3..
Форма организации деятельности учащихся
Индивидуальная, групповая
Функции преподавателя на данном этапе
Инструктирующая, контролирующая, координационная
Основные виды деятельности преподавателя
Инструктирует перед началом работы. Следит за работой детей, контролирует, помогает, поощряет.
Основные виды деятельности учащихся
Выполняют практическую работу с помощью ИКТ, информационных карт, соблюдают технику безопасности
Этап 6
Домашнее задание. Подведение итогов
Цель
Развить творческие способности путём самостоятельной работы над проектом
Длительность этапа
10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Карточки-задания в WORD: составить технологическую последовательность изготовления изделия (группа Б); тоже +подготовить презентацию (группа А)
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе
Инструктирующая, контролирующая
Основные виды деятельности преподавателя
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Основные виды деятельности учащихся
Участвуют в обсуждении задания, задают вопросы
Технологическая карта урока:
Предмет, класс
Технология, 5класс
Тема урока,
№ урока по теме
Технология изготовления прихватки. Защита проекта. Урок №5-6
Фамилия, Имя, Отчество
Рубцова Светлана Вадимовна
Актуальность использования средств ИКТ
Визуализация изучаемых объектов
Цель урока
Организовать деятельность учащихся по выполнению сборки прихватки. Выполнить проект.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
Обучить приёмам сборки деталей прихватки
Развитие настойчивости, умения преодолевать трудности, развивать творческую активность
Воспитывать аккуратность, любовь к декоративно-прикладному искусству
Учебно-методический комплекс
«Технология 5 класс», Методическое пособие для учителя, программа по технологии, план урока, образцы техники выполнения лоскутного шитья, выставка книг о лоскутном шитье, инструкционные карты, образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (прихватка, салфетка, панно), презентация.
Настроить детей на деятельность, проверить готовность к уроку
Длительность этапа
5 минут
Форма организации деятельности учащихся
Индивидуальная, коллективная
Функции преподавателя на данном этапе
Информационная, направляющая
Основные виды деятельности преподавателя
Сообщает тему урока, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу, проверяет домашнее задание.
Основные виды деятельности учащихся
Определяют цели урока, отвечают на вопросы учителя
Этап 2
Актуализация знаний. Подготовка к изучению новой темы
Цель
Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал
Длительность этапа
10минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная
Функции преподавателя на данном этапе
Информационная, направляющая
Основные виды деятельности преподавателя
Проводит беседу, задаёт вопросы, демонстрирует презентацию, настраивает на деятельность и изучение новой темы
Основные виды деятельности учащихся
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, выполняют практические задания
Этап 3
Изложение нового материала
Цель
Дать учащимся проблематику изучаемого вопроса, настроить на творческую деятельность
Длительность этапа
10 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Технологическая карта по выполнению сборки деталей прихватки (салфетки).
Приложение 4.
Форма организации деятельности учащихся
индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе
Координационно-объяснительная
Основные виды деятельности преподавателя
Показывает трудовые приёмы
Основные виды деятельности учащихся
Слушают объяснения учителя, с помощью индикатора обратной связи сигнализируют о степени усвоения нового материала
Этап 4
Закрепление полученных знаний
Цель
Закрепить полученные знания. Подобрать лоскутки по цвету
Длительность этапа
10 мин.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
-
Форма организации деятельности учащихся
Самостоятельная работа
индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе
Контролёр-консультант
Основные виды деятельности преподавателя
Выясняет, как дети усвоили материал, следит за выполнением работы
Основные виды деятельности учащихся
Выполняют задание. (Физкультминутку проводит ученица из группы А)
Этап 5
Практическая работа. Сборка деталей прихватки
Цель
Окончательное изготовление прихватки, защита проекта
Длительность этапа
35мин.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Технологическая карта.
Приложение 4.
Форма организации деятельности учащихся
Индивидуальная, групповая
Функции преподавателя на данном этапе
Инструктирующая, контролирующая, координационная
Основные виды деятельности преподавателя
Инструктирует перед началом работы. Следит за работой детей, контролирует, помогает, поощряет.
Основные виды деятельности учащихся
Выполняют практическую работу с помощью технологической карты, соблюдают правила техники безопасности. Защищают свой проект. (Физкультминутку проводит ученица из группы А)
Этап 6
Домашнее задание. Подведение итогов
Цель
Развить творческие способности путём самостоятельной работы над проектом
Длительность этапа
10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Карточки-задания в WORD: оформить проект,
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе
Инструктирующая, контролирующая
Основные виды деятельности преподавателя
Сообщает о достижении цели урока, анализирует выполнение учащимися практических работ, аргументирует оценки, инструктирует домашнее задание.
Основные виды деятельности учащихся
Участвуют в обсуждении задания, задают вопросы
Апробация
Данная разработка была опробована на учащихся 5 класса. В классе занимаются 2 девочки разного уровня. Одна из них обучалась в нашей школе 2 месяца (семья приехала из другой области).Поэтому класс делится на 2 уровня: 1-й уровень Б выполняет задания, используя карточки, а 2-й уровень А самостоятельно разрабатывает эскиз и технологическую карту. Кабинет обеспечен только одной швейной машиной, что создаёт трудности в выполнении практических работ. В результате применения дифференцированного подхода обучения обе девочки справились с работой. Цели были достигнуты. Девочки расширили свой кругозор, научились работать в новой технике. За проект получили оценки «5» и «4».
Литература
Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. – 1999. - № 8. – с.61.
Голондарева Н.Б.Поурочные планы «Технология» 5 кл.Волгоград, 2006.С.72-86
Елисеев В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе. Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. – с. 8-17.
Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
Никитина Н. Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и технологии. - Ульяновск. - ИПК. ПРО, 1998.
Программы образовательных учреждений, Технология, М. «Просвещение» 2006. С.78-102
Фотографии для презентации Центр детско-юношеского туризма «Чудь» г. Кострома, 2007
WWW.livemaster.ru
http://modnorukodelie.ru
http:club/osinka.ru
Приложение 1
Этапы изготовления прихватки:
Составление эскиза будущей прихватки.
Изготовление шаблонов.
Раскрой деталей прихватки.
Выполнение сборки прихватки по технологической карте.
1. Составление эскиза.
Эскиз – рисунок, по которому создают изделие.
Чтобы понять технологию соединения деталей между собой, используй самый простой рисунок из квадратов одинакового размера, но разных цветов.
Расположи их в два ряда в шахматном порядке. У тебя получится эскиз квадратной прихватки, состоящей из 4 квадратов.
Лучший размер прихватки 22 на 22 см.
2. Изготовление шаблонов.
Прихватка состоит из двух квадратов по горизонтали и двух квадратов по вертикали. Зная размеры прихватки (22 на 2 см), учитывая припуски на обработку срезов кантом (по 1 см с каждой стороны), можно рассчитать размеры шаблона:
(22-(1Х2)):2=10 (см) – длина стороны шаблона.
Из картона вырежи квадрат размером 10 на 10 см. Изготовь ещё один шаблон размером 22 на 2 см. Это будет обтачка прихватки. Чтобы облегчить работу при раскрое, выполни шаблон размером 2 на 2 см. С его помощью можно быстро выкроить прокладку и подкладку прихватки.
Приложение 2
Текущий инструктаж
при работе с ножницами, иголками, булавками, утюгом, швейной машиной.
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
Вкладывать иголки и булавки в игольницу, не пользоваться ржавой иглой, не вкалывать иглы в одежду.
Не перекусывать нитку зубами.
Включать и выключать утюг сухими руками, беря за вилку, а не за шнур.
Не оставлять включенным утюг без присмотра.
Следить, чтоб подошва утюга не касалась шнура.
При работе на швейной машине сидеть прямо, расстояние от глаз до обрабатываемого предмета должно быть 30-40 см.
Кисти рук располагают на платформе машины, а локти – на одном уровне со столом.
Не устанавливать шпульный колпачок, не заправлять верхнюю нитку при включенной машине.
Не класть ножницы около вращающихся частей машины.
Включать и выключать машину, беря за вилку, а не за шнур.
В конце работы убрать рабочее место.
Приложение 3
Раскрой деталей прихватки
Возьмём величину припуска 1 см.
Нам потребуется 2 детали цвета А и 2 детали цвета Б, размером 10 на 10 см. Подкладка 1 деталь размером 22 на 22 см, прокладочный материал (ватин) 1 деталь размером 22 на 22 см, полосы А для окантовки изделия 2 детали размером 22 на 4 см, полосы Б для окантовки изделия 2 детали размером 24 на 4 см.
На изнаночной стороне ткани вычерти контур шаблона: на светлых тканях это можно сделать остро заточенным карандашом, а на тёмных – мылом или мелком.
Дай припуски на швы, особое внимание при раскрое обрати на направление долевой нити, чтобы избежать растяжения и перекосов ткани.
Приложение 4
Технологическая карта.
Наименование операций и последовательность выполнения работ
Изображение
Самоконтроль
1
2
3
1. Сложи соседние детали узора лицевыми сторонами внутрь, совместив срезы, сметай по намеченной линии
Срезы совмещены, строчка сметочных стежков ровная и располагается на расстоянии 1 см от среза ткани
2. Стачай детали по намеченной линии, удали нитки временного назначения
Шов стачивания прямой, ширина припуска 1 см, закрепки выполнены
3.Разутюжь припуски шва. Таким же образом подготовь элементы всех рядов изделия
На ткани нет заминов, шов прямой
4.Сложи две соседние полосы лицевыми сторонами внутрь, сметай
Детали совмещены сответствено «рисунку», строчка одной полосы является продолжением строчки другой, строчка сметывания проложена на расстоянии 1 см от среза ткани
5. Стачай полосы, удали нитки сметывания
Шов стачивания прямой, выполнены закрепки, ширина шва 1 см
6. Разутюжь припуски
Шов прямой, заминов ткани нет
7.Приутюжь собранный «рисунок»
Поверхность «рисунка» не имеет заминов
8.На изнаночную сторону подкладки наложи прокладку и «рисунок», совместив срезы, стачай.
Срезы совмещены.
9. Притачай полосу А для окантовки изделия к верхнему срезу прихватки («лицом к лицу») шириной шва 1 см
Строчка ровная, одинаково удалена от срезов по всей длине, нет смещений ткани
10. Отверни окантовочную полосу А на лицевую сторону, обернув при этом срез прихватки, подогни полосу А в сторону изнанки так, чтобы подогнутый край перекрывал строчку притачивания на 0,2 – 0,3 см
Окантовочная полоса по всей ширине одинакова, сметочные стежки захватывают все слои ткани
11.Проложи машинную строчку в шов притачивания
Строчка ровная, захватывает все слои ткани
12. Выполни окантовку нижнего среза прихватки так же, как и верхнего (см. пункты 9-11)
13. Притачай окантовочную полосу Б к левому срезу прихватки лицевыми сторонами внутрь (ширина припуска – 1 см), концы окантовочной полосы выступают снизу и сверху на 1 см
Строчка ровная, одинаково удалена от среза по всей длине, нет смещений ткани
14. Отверни выступающие на 1 см концы окантовочной полосы в сторону изнанки, затем повтори действие, описанное в пункте 10
Окантовочная полоса по всей ширине одинакова, сметочные стежки захватывают все слои ткани
15. Проложи машинную строчку в шов притачивания
Строчка ровная, захватывает все слои ткани
16. Выполни окантовку правого среза так же, как и левого (см. пункты 13-15
Прихватка должна иметь вид готового изделия
17. Выполни воздушную петлю в любом уголке прихватки
Воздушная петля достаточной величины; петельные стежки плотно прилегаю друг к дружке
Приложение 5
Основы цветовых сочетаний
Представьте себе радугу на голубом небе. Нежные тона, еле уловимые переходы от цвета к цвету. Смотришь – и кажется вот- вот растает. Наверное, у каждого по-своему откликается в груди этот миг, когда природа, и без того совершенная в своей гармонии и красоте, одаривает нас чудом восхода или заката, грозовым небом или сияющей радугой. Раскладывая перед собой лоскутки ткани, постарайтесь воскресить эти ощущения, ведь нам предстоит создать чудо, которое тоже должно вызвать похожие эмоции. Лоскутное изделие будет отражать внутренний мир, который складывается из всего, что нас окружает: природа, народные традиции данной местности, отношение в семье, знакомства с различными видами искусства. Многие мастерицы-рукодельницы, обладают врожденным чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И все же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре. Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. От смешивания этих основных цветов образуются все остальные. Из двух основных цветов получают промежуточные. Соединение красного цвета с желтым дает оранжевый, желтого с синем – зеленый, синего с красным – фиолетовый. Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга. Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зеленому через желтый, являются теплыми. Все цвета от красного к зеленому через синий являются холодными. Обычно изделия выполняются в каком-то одном тоне – теплом или холодном, но элегантность и живость всей работе придает небольшое количество контрастных по цвету деталей. Все цвета, расположенные в цветовом круге, называют хроматическими. Белый, черный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.
Планируя шить изделие из лоскутков, в первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и четко представлять в каком окружении оно будет использоваться, затем подбирать лоскутки.
Приложение 6
История лоскутного шитья
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье? Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему. В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в разноцветное единое полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства. Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).