Ознакомить с видами легкой плечевой одежды, заострить внимание на одежде свободной формы без рукавов и воротника; расширить знания об измерении фигуры; научить определять величины размерных признаков фигур девочек, учитывать особенности их телосложения. Научить построению конструкции платья с втачным рукавом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструирование плечевого изделия. 8 класс.»
Раздел: Конструирование и моделирование.
Тема урока: «Конструирование плечевого изделия.
Снятие мерок и расчёт конструкций».
Цель: ознакомить с видами легкой плечевой одежды, заострить внимание на одежде свободной формы без рукавов и воротника; расширить знания об измерении фигуры; научить определять величины размерных признаков фигур девочек, учитывать особенности их телосложения.
Наглядные пособия: изображение плечевой одежды: национальной (этнографической и зрелищной), современной детской; изображение ориентирных точек и линий фигуры человека; изображение фигуры девочки в пропорциях 1: 7, манекен с линиями измерений.
Оборудование: все для снятия мерок, плечевые пояса - «воротники» (из байки, бумазеи, фланели, хлопчатобумажного сукна) для фиксирования линии плеча при обмере фигуры, булавки.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Сообщение познавательных сведений.
1) Мода. Стиль. Требования к одежде. Силуэты одежды. Линии одежды.
- На какие группы делится одежда по назначению? (домашняя, нарядная, деловая, спортивная, рабочая).
- Какие вы знаете стили одежды? (классический, романтический, фольклорный, спортивный).
- Что такое мода? (это то, что в определённое время пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства)
- Что более длительно по времени: стиль или мода? (стиль).
- Что такое силуэт одежды и какие бывают силуэты? (это контурное изображение объекта на фоне другого цвета. Силуэты в виде геометрических фигур: овал, трапеция, прямоугольник, треугольник).
- Какие бывают линии одежды?
(декоративные - это линии отделок одежды; конструктивные – линии, создающие форму одежды и её деталей, соединение основных деталей; силуэтные)
Учитель демонстрирует иллюстрации народной плечевой одежды без рукавов, например русской: сарафаны косоклинные и прямые и др. Обращает внимание школьников на традиционные национальные мотивы, используемые при изготовлении детской одежды на севере, на юге и т. д. Показывает современную детскую одежду свободной формы без рукавов и воротника.
Учащиеся вспоминают требования, предъявляемые к легкой одежде:
а) гигиенические (соответствие климату, сезону и погоде, легкость, удобство и чистота; для отдельных видов одежды - большая проницаемость для воздуха и влаги, выделяемой кожей человека);
б) эстетические (для кого предназначена, для чего, из чего), одежда должна быть красивой;
Учащиеся показывают на манекене и изображении фигуры девочки ориентирные точки тела человека. Им напоминают о точке «основание шеи», яремной и шейной точках. Заостряется внимание на установлении величин размерных признаков, необходимых для конструирования ночной сорочки - плечевого изделия: Сш, СгД , Дс и Ди. Учащиеся показывают, как определяется величина Сб. (фартук, юбка).
За единицу измерения пропорциональности человеческой фигуры принимается модуль - размер головы.
2. Местоположение талии фиксируют шнуром (узкой резинкой), который должен располагаться горизонтально.
3. Вначале снимают мерки со стороны переда, начиная с обхватов, а затем со стороны спины.
4. Первая мерка - Ош, дальше сантиметровую ленту переводят на подмышечные впадины и снимают мерки ОгI, ОгП, не изменяя положения ленты на спине, затем ленту перемещают на линию талии, бедер, снимая соответственно мерки От и Об.
5. Мерки Дст, Вг иДпт снимают с фигуры единым приемом, фиксируя ленту на пересечении основания шеи со средней линией плечевого ската.
6. Ширину плеча Шп измеряют от основания шеи до плечевой точки.
Для построения чертежа платья снимают мерки, приведенные в таблице.
Название мерок.
Обозначение мерок
Назначение мерок
Как снимают мерки
Полуобхват шеи
Сш
Определение величины Горловины.
Лента проходит по основанию шеи над 7 шейным позвонком и над яремной выемкой.
Полуобхват груди первый
СгI
Определение ширины переда и раствора вытачки.
На спине по нижним углам лопаток, под подмышечными впадинами, спереди - над грудными железами.
Полуобхват груди второй
CгII
Определение ширины изделия, размера платья.
Сзади аналогично снятию мерки Сг/, спереди — через выступающие точки грудных желез.
Полуобхват талии
Cm
Определение ширины изделия по линии талии.
Горизонтально по самому узкому месту в области талии.
Полуобхват бедер
Сб
Определение ширины изделия по линии бедер.
По выступающим точкам ягодиц, спереди, учитывая выпуклость живота.
Ширина груди
Шг
Определение ширины переда.
Между передними углами подмышечных впадин над грудными железами.
Высота груди
Вг
Определение длины нагрудной вытачки
На пересечении основания шеи со средней линией плечевого ската до высшей точки груди
Длина переда до линии талии
Дпт
Определение длины переда от высшей точки до линии талии.
Измеряется аналогично мерке Вг, а затем до линии талии.
Длина спины до линии талии
Дcт
Определение местоположения линии талии.
На пересечении основания шеи со средней линией плечевого ската до линии талии.
Высота плеча косая
Впк
Определение положения линии плечевого ската.
По спине от пересечения линии талии с позвоночником до плечевой точки.
Ширина спины
Шс
Определение ширины спины
По лопаткам между задними углами подмышечных впадин
Ширина плечевого ската.
Шп
Определение ширины плеча в изделии
От основания шеи до плечевой точки по центру плеча
Длина изделия.
Ди
Определение длины платья.
От проектируемого плечевого шва у основания шеи до желаемой длины изделия, учитывая прогиб позвоночника.
- Какие мерки делятся, а какие записываются полностью?
5) Прибавки
При построении чертежей необходимо знать не только мерки фигуры человека, но и величины прибавок. Прибавка — это величина, на которую надо увеличить мерки фигуры человека для получения заданной формы одежды, а также обеспечения свободы движения, дыхания, кровообращения. Прибавки обозначают прописной буквой П, рядом строчной буквой обозначают участок, к которому дается прибавка.
III. Текущий инструктаж.
Нередко ученицы нарушают методы измерения фигуры, что приводит к значительным искажениям чертежа одежды. При измерении человек должен быть в одежде, не мешающей снятию мерок. Обмеряемый должен стоять спокойно, без напряжения, сохраняя привычную осанку, руки опущены, пятки вместе.
Снимая мерки, использовать приспособления, которые помогают более точно определить балансовые мерки. Эластичная тесьма или шнурок должны фиксировать горизонтальное положение линии талии.
IY. Практическая работа (групповая): «Снятие мерок и их условная запись».
Подчеркивается необходимость учета индивидуальных особенностей телосложения: выпуклости лопаток и живота, отклонений от норм (асимметричность в телосложении) и др. Учащиеся группами из двух человек определяют друг у друга величины размерных признаков и записывают их в тетради.
V.Заключительная часть.Вопросы для закрепления в тестах.