kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия «Народная тряпичная кукла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия из программы "В стране кукол"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Народная тряпичная кукла»»

МБУ ДО ЦДТ г. Суража












Конспект занятия



«Народная тряпичная кукла»







РАЗРАБОТАЛ: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНДЛЕР

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНРОВНА











г.СУРАЖ

2014 г.










Цель: формирование умений при выполнении изделия по замыслу –тряпичной куклы в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.

Задачи:

Обучающие:

- рассказать о значении народной тряпичной куклы в жизни русского народа;

- познакомить с принципами её изготовления;

- научить изготовлению нескольких видов традиционной тряпичной куклы: рождественского ангела и вепсской куклы.


Развивающие:

- способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей;

- расширить представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении традиционных народных декоративно-прикладных изделиях.


Воспитательные:

- указать значение народной куклы в современном обществе;

- воспитывать интерес к народным традициям;

- прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

- развивать коммуникативные навыки.


Характеристика занятия:

- форма организации: практическая работа с элементами рассказа и обратной связью;

- тип занятия: комбинированное.


Материальное обеспечение занятия:

- Образец готовой тряпичной куклы;

- Ножницы;

- Разноцветные нити;

- Х/б ткань белого цвета;

- Лоскутки цветных х/б тканей;

- Кружево, тесьма, ленты;

- Ручные иглы;

- Синтепон;

- Нитки красного цвета;

- Аудиоаппаратура;

- Диски (кассеты) с записями мелодий русских народных песен;

- Компьютер.

- Видеопроектор.

- Подборка слайдов.


Материальные образовательные ресурсы:

Иллюстрации, наглядные пособия.




Ход занятия:

I. Организационное начало.

1. Подготовка учащихся к занятию.

II. Актуализация знаний.

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обведу.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!


К вам пришла я не одна,

С собою ангелов взяла,

Да куколку-красавицу

Нам здесь очень нравится!


Сообщение темы урока:


- Вот эти народные куклы сегодня на нашем занятии мы научимся делать, соблюдая традиции наших предков.

(Демонстрируется образец тряпичной куклы)

Демонстрация наглядного и иллюстративного материала.


III. Объяснение нового материала.

1.Возникновение народной тряпичной куклы

В современном мире существует огромное множество игру­шек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень малень­кими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут даже разговаривать.

По сегодняшняя наша беседа пойдет об игрушке особой народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России.

Народные игрушки это те, которые создаются целыми партиями па фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из остав­шейся глины сделал дочке куклу. И еще тот, кто, сделав себе большое копье, изготовил маленькое копье для сына и куклу из щепочки дочке. И сын и дочь выросли и сделали такие же иг­рушки своим детям.

Правда, многие народные игрушки были вовсе не для игры. Первобытные люди делали из камня и дерева фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости и защиты. Чаще

всего эти фигурки напоминали человеческие фигуры и были са­мыми первыми куклами. Эти куклы облегчили жизнь первых людей: они спасли множество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения; служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода ...


Традиционно такие куклы делятся на три группы:

игровые,

обрядовые

и обереги.

Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую нитяную тряпичную фигурку – чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно…
Хотя, ремеслом изготовление таких кукол назвать сложно. Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее.
Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?).

Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).
Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.

Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.




1.Кто принес весть о рождении богомладенца?


А

н

г

е

л




Известно всем, что в русской деревушке

Лоскутная кукла- любимая игрушка!


Я знаю, в юности прабабушка моя

В такие куклы с удовольствием играла.

И куклы из простого лоскутка

По вечерам под песню создавала.


В такие куклы до замужества играли;

Они и чуткий сон детей оберегали,

И благосостоянье приносили для народа,

И символом считались продолженья рода.


И пусть безликими такие куклы были

Они оберегали всю семью, хранили.

И право стать невестой та имела,

Что сотню кукол сшить себе сумела


- Ваши прабабушки сами изготавливали себе такие куклы из лоскутков от ветхой одежды, оставшихся от пошива одежды. И таких кукол у девочки обычно было очень много.



Наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!


- Что же нам потребуется, чтобы сделать такую куколку? Давайте подумаем вместе.

Ткань белая, цветная, нитки красные, коричневые


- А сейчас вы узнаете, как изготовить такую куклу.

(В качестве объяснения нового материала звучат стихи. А так же демонстрируются электронные слайды с поэтапным изготовлением куклы)





- Вот такие красивые куклы-закрутки должны получиться у вас. Причем каждая из них будет оригинальна и неповторима.

(Дети выполняют задание. Во время работы звучит музыка. В качестве технологической карты по изготовлению куклы-закрутки используются электронные слайды).

Порядок работы:

  1. Возьмите прямоугольный кусок ткани.

  2. Перегните его пополам по горизонтали.

  3. Перевяжите ткань посередине нитками (рис. 1, а).

  4. С обеих сторон от перевязки подложите под ткань ветошь, оформите головы кукол и перевяжите шеи нитками (рис. 1, б).

  5. Из ткани по краям оформите ручки, обмотайте их нитка­ми: в середине, на месте перевязки, обмотайте нитками общую руку (рис. 1,«).

  6. У одной из кукол сформируйте из ткани ножки, обмотайте их нитками (рис. 1, г).

  7. Подпояшьте кукол. Грудь куклы-невесты перевяжите нит­ками крест-накрест

(рис. 1, д).

  1. Из ниток сделайте куклам повязки на головы. На голове куклы-невесты укрепите фату из тюля или кружева (рис. 1, е).



Заключительная часть.


- У каждой из вас получилась замечательная кукла!


Вот для куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

Как пуховые подушки,

Мягки новые игрушки!


Вот и куклы расписные

Всех на свете краше!

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!




Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!


Будьте умелы, прилежны, старательны,

И аккуратны, и очень внимательны

Нам не на долго придется прощаться.

Будем ещё много раз мы встречаться!


Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!



Используемая литература:


- Гильман Р. А., Иголка и нитка в умелых руках; М., Легпромбытиздат, 1993.


- Мазурик Т. А., Лоскутное шитье: от ремесла к искусству, - С-Пб., «Паритет», 2000.


- Максимова М., Кузьмина М., Лоскутки,- М., «ЭКСМО-Пресс», 1998.


- Миловский А. С., Скачи, добрый единорог; М., Детская литература, 1986.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект занятия «Народная тряпичная кукла»

Автор: Сандлер Светлана Александровна

Дата: 09.12.2016

Номер свидетельства: 367809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект открытого занятия в объединении «Сувенир» на тему: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка»"
    ["seo_title"] => string(105) "konspiektotkrytoghozaniatiiavobiedinieniisuvienirnatiemuizghotovlieniienarodnoitriapichnoikuklyviesnianka"
    ["file_id"] => string(6) "289279"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454771380"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект занятия "В гостях у бабушки Арины" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-zaniatiia-v-ghostiakh-u-babushki-ariny"
    ["file_id"] => string(6) "189837"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427038851"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока трудового обучения: "Кукла из ниток "Мартиничка". "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-trudovogho-obuchieniia-kukla-iz-nitok-martinichka"
    ["file_id"] => string(6) "232586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442861895"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект урока на тему "Изготовление куклы Домашняя Масленица-Благодать" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-na-tiemu-izghotovlieniie-kukly-domashniaia-maslienitsa-blaghodat"
    ["file_id"] => string(6) "180152"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425131867"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект "Русская изба""
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt_russkaia_izba"
    ["file_id"] => string(6) "361633"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479842864"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства