kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого занятия в объединении «Сувенир» на тему: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема открытого занятия: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка»

Цель урока: Прививать детям интерес к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка»

Задача: 1.Образовательная: научить изготавливать народную куклу.

2.Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 

3.Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Методы и приемы: беседа, анализ образцов народной игрушки, практическая работа, игра.

Материалы и оборудование: образцы народных игрушек, образцы тканей, картон, клей, ножницы, иголки, катушечные нитки, нитки шерстяные (для волос), глазки, фломастеры.

Наглядные пособия: образцы народных тряпичных кукол, презентация

Материалы и оборудование:

  • Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы
  • Вата (синтепон) – для набивки головы
  • Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек
  • Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья
  • Небольшой лоскуток для фартука
  • Нитки шерстяные яркого цвета — для волос
  • Нитки для перевязывания — ирис или мулине
  • Атласная тонкая ленточка

Раздаточный материал:

  • Схемы последовательной работы
  • Заготовки материала
  • Ленты на голову

    План занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.

    1.Презентация кукла «Веснянка»

    2.Практическая часть.

    3.Инструктаж по технике безопасности

    4.Мастер-класс кукла «Веснянка». Во время мастер-класса Физминутка

    III. Заключительная часть занятия.

    1.Подведение итогов.

    2.Оценка проделанной работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия в объединении «Сувенир» на тему: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творчества «Созвездие» муниципального образования

Усть-Лабинский район











Конспект открытого занятия в объединении «Сувенир» на тему: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка»

















Педагог дополнительного образования: Кошелева Е.Н.









2015г.

Тема открытого занятия: Изготовление народной тряпичной куклы «Веснянка»

Цель урока: Прививать детям интерес к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка»

Задача: 1.Образовательная: научить изготавливать народную куклу.

2.Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 

3.Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Методы и приемы: беседа, анализ образцов народной игрушки, практическая работа, игра.

Материалы и оборудование: образцы народных игрушек, образцы тканей, картон, клей, ножницы, иголки, катушечные нитки, нитки шерстяные (для волос), глазки, фломастеры.

Наглядные пособия: образцы народных тряпичных кукол, презентация

Материалы и оборудование:

  • Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы

  • Вата (синтепон) – для набивки головы

  • Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек

  • Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья

  • Небольшой лоскуток для фартука

  • Нитки шерстяные яркого цвета — для волос

  • Нитки для перевязывания — ирис или мулине

  • Атласная тонкая ленточка

Раздаточный материал:

  • Схемы последовательной работы

  • Заготовки материала

  • Ленты на голову

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.

1.Презентация кукла «Веснянка»

2.Практическая часть.

3.Инструктаж по технике безопасности

4.Мастер-класс кукла «Веснянка». Во время мастер-класса Физминутка

III. Заключительная часть занятия.

1.Подведение итогов.

2.Оценка проделанной работы



Ход занятия

I. Организационный момент:

-Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встречи и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Я рада приветствовать вас на занятии.  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте  возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое. Нужно завязать ленты на голову, закрыть глазки и произнесем таинственные слова: «Раз, два, три -  прошлое  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?!

– Я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого!

- А теперь отгадайте о  какой игрушке говорится в загадке?


Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 
Но с ней не скучно. 
(Кукла)

- Правильно.


II. Основная часть занятия изучение нового материала.

Мы с вами продолжим знакомство с куклами и сейчас мы посмотрим презентацию о народной кукле. (Просмотр презентации 1)

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой. (презентация 2 о кукле «Веснянка»)Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать. Это Веснянка.

- Как вы думаете, почему она так называется? Название куклы происходит от слова весна. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка – с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.

Веснянки начинали делать с 14 марта. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Веснянка хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей.

Народная тряпичная кукла Веснянка, как и большинство традиционных кукол, имеет много разных обличий, изменялась не только от губернии к губернии, но и от деревни к деревне.

Кукла Веснянка – это русская народная тряпичная кукла закрутка. Если западные и южные славяне – болгары, украинцы, молдаване – делали весенние куколки —мартинички к 1 марта, то куклы веснянки – именно русская традиция. Создавали их не к началу календарной весны, а к Пасхе.  В некоторых областях жизнь этой куклы – один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда веснянки не сжигали, а развешивали кукол на деревья. У веснянок делали специальную петельку, чтобы дети могли одеть ее на пальчик. Как и другие русские куклы-скрутки веснянки делали из мелких обрезков, лоскутков. Но для веснянки брали  лоскуты особенно ярких весенних расцветок.

Веснянка с косой родом с Урала. А самая большая ее особенность – очень яркая коса. Может быть, это уральские самоцветы бросили на нее такой отблеск. А, может, вдохновила на многоцветье уральских девушек сама Хозяйка медной горы – вечно живущая и нестареющая хранительница земных недр. Ведь и кукла Веснянка делалась для того, чтоб дольше сохранить молодую силу, красоту, здоровье.

Сделать такую игрушку очень просто. Главное - иметь желание и немного времени. 

2.Практическая часть.

Исследование:

– Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся?  (Ответы детей: «Ткань, нитки, синтнпон, ножницы.»)

Подготовка к практической части:  

Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:

  • Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы

  • Вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы

  • Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек

  • Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья

  • Небольшой лоскуток для фартука

  • Нитки шерстяные яркого цвета — для волос

  • Нитки для перевязывания — ирис или мулине

  • Атласная тонкая ленточка

Но самое главное – это ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в процессе творения!



3.Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Вспомните правила безопасной работы с ножницами. 

– А сейчас можно приступить к практической работе.

4.мастер класс кукла Веснянка Идет практическая часть занятия. (Используются технологические карты. Во время работы )

А теперь немного отдохнем. . Проводится   физминутка 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

-Идем в магазин за тканью.

-отмеряем ткань в магазине;

-отрезаем;

-сматываем ткань в рулон;

-раскладываем ткань на столе (РАЗГЛАЖИВАЕМ);

-портняжными ножницами режем ткань;

-шьем (волны):

-кружимся перед зеркалом;

-бежим похвалиться маме;

Физкультминутка для глаз:
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!



– А теперь потрем ладошки!  Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

-Продолжаем работу.

-Ну вот и готова наша кукла!

III. Заключительная часть занятия.

Самоанализ:

– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Повторение нового материала:

Давайте сейчас повторим:

– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Веснянку)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

– Где вам это может пригодиться? 

(Дети делятся впечатлениями.)

Спасибо, наше занятие окончено.

Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.

До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Кошелева Елена Николаевна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства