2.Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.
3.Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Методы и приемы: беседа, анализ образцов народной игрушки, практическая работа, игра.
Материалы и оборудование: образцы народных игрушек, образцы тканей, картон, клей, ножницы, иголки, катушечные нитки, нитки шерстяные (для волос), глазки, фломастеры.
Наглядные пособия: образцы народных тряпичных кукол, презентация
Материалы и оборудование:
Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы
Вата (синтепон) – для набивки головы
Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек
Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья
Небольшой лоскуток для фартука
Нитки шерстяные яркого цвета — для волос
Нитки для перевязывания — ирис или мулине
Атласная тонкая ленточка
Раздаточный материал:
Схемы последовательной работы
Заготовки материала
Ленты на голову
План занятия.
I. Организационный момент.
II. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.
1.Презентация кукла «Веснянка»
2.Практическая часть.
3.Инструктаж по технике безопасности
4.Мастер-класс кукла «Веснянка». Во время мастер-класса Физминутка
III. Заключительная часть занятия.
1.Подведение итогов.
2.Оценка проделанной работы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.
3.Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Методы и приемы: беседа, анализ образцов народной игрушки, практическая работа, игра.
Материалы и оборудование: образцы народных игрушек, образцы тканей, картон, клей, ножницы, иголки, катушечные нитки, нитки шерстяные (для волос), глазки, фломастеры.
Наглядные пособия: образцы народных тряпичных кукол, презентация
Материалы и оборудование:
Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы
Вата (синтепон) – для набивки головы
Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек
Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья
Небольшой лоскуток для фартука
Нитки шерстяные яркого цвета — для волос
Нитки для перевязывания — ирис или мулине
Атласная тонкая ленточка
Раздаточный материал:
Схемы последовательной работы
Заготовки материала
Ленты на голову
План занятия.
I. Организационный момент.
II. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.
1.Презентация кукла «Веснянка»
2.Практическая часть.
3.Инструктаж по технике безопасности
4.Мастер-класс кукла «Веснянка». Во время мастер-класса Физминутка
III. Заключительная часть занятия.
1.Подведение итогов.
2.Оценка проделанной работы
Ход занятия
I. Организационный момент:
-Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встречи и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Я рада приветствовать вас на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
Спасибо за прекрасные улыбки. Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:
– Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое. Нужно завязать ленты на голову, закрыть глазки и произнесем таинственные слова: «Раз, два, три - прошлое приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?!
– Я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого!
- А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Платья носит, Есть не просит, Всегда послушна, Но с ней не скучно. (Кукла)
- Правильно.
II.Основная часть занятия изучение нового материала.
Мы с вами продолжим знакомство с куклами и сейчас мы посмотрим презентацию о народной кукле. (Просмотр презентации 1)
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой. (презентация 2 о кукле «Веснянка»)Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать.Это Веснянка.
- Как вы думаете, почему она так называется? Название куклы происходит от слова весна. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка – с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.
Веснянки начинали делать с 14 марта. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Веснянка хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей.
Народная тряпичная кукла Веснянка, как и большинство традиционных кукол, имеет много разных обличий, изменялась не только от губернии к губернии, но и от деревни к деревне.
Кукла Веснянка – это русская народная тряпичная кукла закрутка. Если западные и южные славяне – болгары, украинцы, молдаване – делали весенние куколки —мартинички к 1 марта, то куклы веснянки – именно русская традиция. Создавали их не к началу календарной весны, а к Пасхе. В некоторых областях жизнь этой куклы – один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда веснянки не сжигали, а развешивали кукол на деревья. У веснянок делали специальную петельку, чтобы дети могли одеть ее на пальчик. Как и другие русские куклы-скрутки веснянки делали из мелких обрезков, лоскутков. Но для веснянки брали лоскуты особенно ярких весенних расцветок.
Веснянка с косой родом с Урала. А самая большая ее особенность – очень яркая коса. Может быть, это уральские самоцветы бросили на нее такой отблеск. А, может, вдохновила на многоцветье уральских девушек сама Хозяйка медной горы – вечно живущая и нестареющая хранительница земных недр. Ведь и кукла Веснянка делалась для того, чтоб дольше сохранить молодую силу, красоту, здоровье.
Сделать такую игрушку очень просто. Главное - иметь желание и немного времени.
2.Практическая часть.
Исследование:
– Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Ответы детей: «Ткань, нитки, синтнпон, ножницы.»)
Подготовка к практической части:
Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:
Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы
Вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы
Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек
Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья
Небольшой лоскуток для фартука
Нитки шерстяные яркого цвета — для волос
Нитки для перевязывания — ирис или мулине
Атласная тонкая ленточка
Но самое главное – это ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в процессе творения!
3.Техника безопасности:
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Вспомните правила безопасной работы с ножницами.
– А сейчас можно приступить к практической работе.
4.мастер класс кукла Веснянка Идет практическая часть занятия.(Используются технологические карты. Во время работы )
А теперь немного отдохнем. . Проводится физминутка
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
-Идем в магазин за тканью.
-отмеряем ткань в магазине;
-отрезаем;
-сматываем ткань в рулон;
-раскладываем ткань на столе (РАЗГЛАЖИВАЕМ);
-портняжными ножницами режем ткань;
-шьем (волны):
-кружимся перед зеркалом;
-бежим похвалиться маме;
Физкультминутка для глаз: Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули!
– А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
-Продолжаем работу.
-Ну вот и готова наша кукла!
III. Заключительная часть занятия.
Самоанализ:
– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Повторение нового материала:
Давайте сейчас повторим:
– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Веснянку)
– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
– Чему научились? (Ответы детей)
– Где вам это может пригодиться?
(Дети делятся впечатлениями.)
Спасибо, наше занятие окончено.
Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.