Конспект занятия для учащихся младшего школьного возраста Тема занятия: «Обереговая кукла «Колокольчик»».
Конспект занятия для учащихся младшего школьного возраста Тема занятия: «Обереговая кукла «Колокольчик»».
Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Тряпичная они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для учащихся младшего школьного возраста Тема занятия: «Обереговая кукла «Колокольчик»».»
Внеурочная деятельность
Народная кукла
Конспект занятия для учащихся младшего школьного возраста
Тема занятия: « Обереговая кукла «Колокольчик»».
Концепция занятия:
Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:
- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.
Цель занятия:
Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
Задачи:
способствовать –
✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
✓ бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
✓ развитию эстетического и художественного вкуса;
✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.
Оборудование и материалы:
1. Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.
2. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.
3. Лоскуток треугольной формы для платка.
4. Кусочек ваты или другой наполнитель.
5. Нитки.
6. Ножницы.
7. Тесьма для украшения (по желанию).
8. Мультимедиа.
9. Презентация кукол.
10. Иллюстрации народных кукол.
11. Сундучок с обереговыми куклами.
Вступительное слово педагога:
На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет».
Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Тряпичная они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней , хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.
Изготовить простейшую куклу-берегиню «Колокольчик», не сложно, потребуются лишь лоскутки-остатки тканей, вата и нитки. Берегиня «Колокольчик» оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее настроение.
Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).
Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы
Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.
В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок.
8) Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.
9)Куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Просвещение» 2011
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.
3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников», «Просвещение»2011.
4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.
5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;