kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока + презентация

Нажмите, чтобы узнать подробнее об олимпиадах

Интересный материал по разделу " Создание изделий из текстильных материалов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока + презентация»

Технологическая карта

Предмет - технология

Класс 5

Автор УМК Синица Н.В., Симоненко В.Д.

Тема «Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения. Пр.р. Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Л.р. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани».

Раздел « Создание изделий из текстильных материалов».

Тип урока: путешествие

Цели урока:

развивающий аспект: продолжить развитие пространственного мышления, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля, развивать самостоятельность.

образовательный аспект: ознакомить обучающихся с классификацией текстильных волокон и ткани, дать понятие о ткани и ткачестве, пряже и прядении, научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны, научить использовать знания о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей и ухода за ними , продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой, способствовать запоминанию терминологии. Ознакомить с профессией прядильщика и ткача.

воспитательный аспект: продолжить воспитание внимательности, аккуратности, прививать эстетический вкус.

Планируемые познавательные результаты:

Предметные:

Познакомятся с классификацией и производством волокон растительного происхождения, расширят поликультурный кругозор. Научатся: понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах, определять направление долевой нити, изнаночную и лицевую сторону ткани; соблюдать гигиенические нормы пользования инструментам.

Личностные:

Будут сформированы мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, знания о профессиях; получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

Метапредметные:

Познавательные - научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками








Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. 
Основные понятия: волокно, текстильное волокно, натуральные волокна, химические волокна, хлопчатник, хлопок, хлопчатобумажные ткани, гигроскопичность, лен, лен-долгунец, льняные ткани.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Словарная работа: работа с терминами.

Метапредметные связи: история, литература, биология.

Ресурсы урока

Основные:

  • Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2-13. – 192 с.: ил. ISBN 978-5-360-03720-0

  • Технология . Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. – М.: Вентана-Граф, 2015.- 96 с.: ил ISBN 978-5-360-050731-4

  • «Программа основного общего образования «Технология», 5-8 классы рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г. Авторы программы: А.Т. Тищенко, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко».


Дополнительные


  • Компьютер, проектор, интерактивное пособие по биологии.

  • Рабочие листы






Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Орг. момент.


  • Приветствие

  • Проверка явки обучающихся

  • Заполнение классного журнала

  • Проверка готовности обучающихся к уроку

  • Настрой обучающихся на работу


Самоконтроль готовности к уроку

( учебники, тетрадь, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

2 этап

Мотивация


Ребята, вы любите путешествовать (да!). Тогда я вас приглашаю отправиться со мной в путешествие по (посмотрите на экран) Тканевому морю. Мы зайдем в бухты, где узнаем много нового и интересного.

Слайд 3


Вступают в диалог с учителем.

3 этап

Целепола-

гание и планирование


Слайд 3

А для того, чтобы наш корабль отправился в путь, мы должны записать в судовой журнал дату отправления и тему путешествия. И давайте определим цель нашего путешествия.


Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Цели урока: в результате урока вы сможете

  • Классифицировать текстильные волокна

  • Определять лицевую и изнаночную стороны, определять нити основы и утка

  • продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос.


- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока


Обучающиеся

ставят

цели по опорным

словам: текстиль, лицевая, изнаночная, основа.




План

1. Классификация текстильных волокон.

2. Получения волокна

Пр.р. Изучение волокон льна и хлопка


3. Получение ткани

Пр.р. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.



- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий

  1. 4 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Слайд 4

Первая бухта, которая приглашает сделать остановку «Производственная».


Погостив там, мы познакомимся с классификацией текстильных волокон.


А теперь ребята посмотрите друг на друга. Все вы красиво одеты. А из чего же сшита одежда наша? (из ткани).


Тканью человек пользуется с древних времен. Мы привыкли к ней, так что даже не задумываемся, когда шьем изделие, как получают ткани, из какого сырья. Трудно себе представить, как при свете лучин в темных избах наши прапрабабушки пряли и ткали ткани, создавали дивные узоры красили растительными красителями белые полотна и печатали рисунок ( демонстрация льняных полотен, выполненных вручную, полотенца с древней вышивкой).

Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли. В настоящее время используют большое количество различных волокон.

Детям было задано опережающее домашнее задание.

Слайд 10

Следующая остановка у нас бухта «Изучи и распознай».

Пройдя эту бухту вы научитесь, распознавать волокна хлопка и льна. И для этого выполните практическую работу.


Практическая работа №1 с образцами волокон 
«Определение видов волокон образцов сырья






Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани.

Работают в парах над решением учебной задачи.

Делятся впечатлениями.





























Обучающиеся делают сообщения о хлопке и льне.


- работа с разными источниками информации – поиск и извлечение нужной информации


Слайд 12

Пока вы выполняли практическую работу, к нам пришла телеграмма, в которой нас приглашают в залив «Оздоровись». И мы немедленно поспешим туда.

Слайд 13

Залив «Оздоровись



Слайд 14.

Слева по курсу город «Мастеров».

Слайд 15.

Перед вами на экране представлена схема производства ткани.

Вопрос: Как называется первый этап (правильно, получение волокна). С ним мы уже познакомились. Повторите еще раз как получают волокна льна и хлопка ( правильно, волокна льна получают из соломы, а волокна хлопка из коробочек с семенами).


Что получают из волокон? (из волокон получают пряжу или нити).


Процесс получения пряжи – называют прядение (запись термина в тетрадь)


Пряжа – это нить, которая получается при скручивании волокон. Она бывает однониточная (когда скручивается одна нить), крученая (когда скручивается две или три нити). Посмотрите , у вас на столах лежат образцы пряжи однониточной и крученой (работа с наглядным материалом).

Слайд 16

И этот этап работы называется ткачеством (запись определения – ткачество)).

Ткачество –процесс получения ткани из пряжи. (прядильщица)

Слайд 17 (ткач)

Слайд 18

Ткань – это материал, который получают на ткацких станках, путем переплетения нитей между собой. Продольные нити в тканях называют нитями основы.

Поперечные нити в тканях называют нитями уточными или утком (запись определений в тетрадь).


Нити основы очень прочные, длинные при растяжении не меняют своей длины, а нити утка толстые, менее прочные, при растяжении увеличивают свою длину. Получая ткань, нить утка может переплетать нить основы через одну, через две, через три.

Слайд 19.

Самое прочное переплетение нитей это через одну и такое переплетение нитей называется полотняным (демонстрация примера полотняного переплетения).

С двух сторон ткани вдоль нити основы идет кромка, благодаря которой ткань не осыпается (работа с наглядным материалом)

Откройте учебник на с. 87 «Определение направления долевой нити». Сейчас, я вам продемонстрирую, как можно на ткани, используя признаки определения нитей, определить нить основы и утка (демонстрация определения нитей).


А сейчас вы эту же работу выполните в парах. Перед вами лежат образцы ткани, пожалуйста, используя признаки определения нитей у ткани, определите, где на вашем образце проходить нить основы, а где утка ( работа учащихся в паре с наглядными материалом), (опрос обучающихся по проделанной работе). 3-4 минуты.


Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием. Запомните это, так как это пригодиться вам при изучении раздела «Обработка ткани».


4.Снятая ткань с ткацкого станка содержит примеси и загрязнения, ее структура и внешний вид не соответствует предъявляемым ей требованиям. Такую ткань называют – суровой и это уже 4 этап в производстве ткани. Суровая ткань не применяется в изготовлении одежды, так как нуждается в отделке.


5.Пятый этап в производстве ткани – это отделка. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшении ее качества. Отделку ткани производят на красяще-отделочных фабриках, где ткань красят, отбеливают, удаляют примеси и загрязнения и наносят на ткань рисунок. Такая ткань, прошедшая отделку называют готовой. Готовая ткань - это завершающий этап в производстве ткани.


Слайд 20.


Готовая ткань это ткань с нанесением на нее рисунком. Такая ткань – имеет лицевую и изнаночную стороны (демонстрация образа ткани).


Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам: с.87 «Определение лицевой стороны ткани»), (демонстрация учителем определения лицевой стороны ткани).


Ставят цель при посещении города.

Отвечают на вопросы




5 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение


Слайд 21.

Чтобы продолжить путешествие, нам необходимо пройти препятствие, которые приготовили жители города «Мастеров».

Отгадайте загадки, отгадки найдите в классе?

Голубой глазок, золотой стебелек,

Скромный на вид, на весь мир знаменит,

Кормит, одевает и дом украшает.

(лен)

В высоком дворце

Маленькие ларцы.

Кто их открывает,

Белое золото добывает.

(хлопок)

С буквой В – можно ткань получить. (волокно)

С буквой С- по ткани вдоль кромки идет. (основа)

С буквой У – основу переплетает. (уток)

С буквой Ж – результат прядения. (пряжа).


Слайд 22

Бухта «Технологические лаборатории».

Побывав в этой бухте, вы научитесь определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Слайд 23

Сейчас вы выполните практическую работу №2



- повторение и закрепление учебного материала,

- тренировка навыков использования нового знания.

Работают в парах над решением учебной задачи.

Делятся впечатлениями

6 этап. Рефлексия и оценивание



Урок полезен, все понятно?

Лишь кое – что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться!

Да! трудно все таки учится

Оценивают работу на уроке учащихся.



Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

7 этап

Домашнее задание

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.


Наш закончился урок –

Вместе подведем итог:

Материалы – хлопок, лен

Хороши со всех сторон!

Всем спасибо говорю,

От души благодарю!


Домашнее задание с. 82- 93





















Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Интолимп


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока + презентация

Автор: Рыбкина Светлана Яковлевна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 370102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#805 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Материалы для урока истории в 5 классе «Древняя Греция» (конспект урока, презентация, дидактические материалы)"
    ["seo_title"] => string(80) "matierialy_dlia_uroka_istorii_v_5_klassie_drievniaia_grietsiia_konspiekt_uroka_p"
    ["file_id"] => string(6) "362288"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480004011"
  }
}
object(ArrayObject)#827 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Методическая разработка: конспект урока, презентация рабочая тетрадь на тему: «Воздух и его свойства» 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_konspiekt_uroka_priezientatsiia_rabochaia_tietrad_na"
    ["file_id"] => string(6) "380003"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484569984"
  }
}
object(ArrayObject)#805 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока + презентация "Правописание гласных И, Ы после Ц""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_priezientatsiia_pravopisaniie_ghlasnykh_i_y_poslie_ts"
    ["file_id"] => string(6) "388230"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486319215"
  }
}
object(ArrayObject)#827 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект и презентация к уроку географии в 10 классе «Численность и воспроизводство населения мира» "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-ghieoghrafii-v-10-klassie-chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia-mira"
    ["file_id"] => string(6) "171976"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423748164"
  }
}
object(ArrayObject)#805 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока по литературному чтению в 3- м классе по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек». "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-3-m-klassie-po-rasskazu-a-gaidara-chuk-i-giek"
    ["file_id"] => string(6) "111742"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407852981"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства