kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для урока истории в 5 классе «Древняя Греция» (конспект урока, презентация, дидактические материалы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для урока истории в 5 классе «Древняя Греция» (История Древнего мира, Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы).

Материал содержит конспект  урока, презентацию для проведения урока, а также образовательное мультимедийное средство (ОМС) «Контроль. Древнейшая Греция» (ссылки для скачивания в материалах урока).  

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1. Достижения Древней Греции»

Приложение 1. ЧЕМ ИЗВЕСТНА ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ?


КУЛЬТУРА.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ.


Театр

Комедия

Трагедия

Олимпийские игры

Демократия

Оратор

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ИСТОРИЧЕСКИЕ

ЛИЧНОСТИ.


Геродот

Перикл

Спартак

Солон

Софокл

Александр Македонский

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________




МИФОЛОГИЯ.


Ахилл

Минотавр

Ариадна

Геракл

Дедал

Икар

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 Контурная карта»

Приложение 2. Древняя Греция.




ЗАПОЛНИТЕ КОНТУРНУЮ КАРТУ, ОТМЕТИВ:


  • 1.Балканский п-ов, п-ов Малая Азия, Эгейское море, Ионическое море.



  • 2.Части Греции: Северную, Среднюю и Южную (Пелопоннес).



  • 3.Области Греции: Лакония, Аттика.



  • 4.Города: Афины, Спарта, Микены, Кносс, Олимпия, Марафон, Троя.



  • 5.Острова Эгейского моря: Крит (1), Фера (2), Родос (3), Саламин (4).



  • 6. Остров Ионического моря: Итака (5).

  • Просмотр содержимого документа
    «Приложение 3 Природные условия»

    Приложение 3. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ЛАНДШАФТ ГРЕЦИИ.

    ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ.


    Хотя Эгейская область и охватывает районы, расположенные на двух материках и множестве островов, географически и исторически она в некоторой степени есть одно целое. В древние времена область эта делилась на четыре части: Южные Балканы (материковая Греция), острова, Крит и узкая прибрежная часть Малой Азии. Материковая Греция делится в свою очередь на Северную, Среднюю и Южную (Пелопоннес). От остальных Балкан она отделяется Балканским хребтом, который заходит и на ее территорию. Важнейшая часть Северной Греции — плодородная долина Фессалии, орошаемая рекой Пенсом. Через узкий Фермопильский проход можно попасть в Среднюю Грецию. Она включает большие и малые долины в обрамлении гор и полуостров Аттику. С востока к Средней Греции примыкает остров Эвбея.

    Водами Эгейского и Ионического морей омывается Пелопоннес, который, как и Средняя Греция, состоит из множества в большинстве своем изолированных горами областей.

    Горы Греции хотя и не были непреодолимым препятствием для человека, но в древние времена все же способствовали разобщенности тех или иных областей. К тому же в Греции нет крупных рек, как и возможностей к созданию обширной оросительной системы, характерной для многих древневосточных стран. Западные берега материковой Греции большей частью крутые и гористыe, а на восточном побережье море образовало извилистую береговую линию.

    Горы разобщали племена Эгейского бассейна, а острова соединяли. Моряки, бороздя Эгейское море, никогда не теряли из виду землю, даже если их путь лежал из Европы к берегам Малой Азии. Здешняя погода способствовала развитию мореходства и вообще промыслов, связанных с морем.

    Особой областью Эгеиды было побережье Малой Азии с многочисленными и удобными бухтами и бухточками, заливами и речными устьями. К берегам подходили большие плодородные долины.

    За исключением гор, климат побережья Эгейского моря характеризуется как субтропический. На севере материковой Греции он переходит в умеренный. Лето обычно жаркое, даже засушливое. Снег выпадает редко и обычно тут же тает. Большая часть атмосферных осадков выпадает в зимний период, когда со стороны Средиземного моря начинают движение южные и юго-западные ветры. По этой причине вегетационный период начинается поздней осенью и продолжается всю зиму и весну, когда выпадают осадки. Быстрые и постоянно пересыхающие летом реки не могут обеспечить влагой поля и леса.

    В Греции плодородной земли немного. Только приморские равнины и долины внутри страны покрыты характерными для субтропиков черно- и красноземными почвами. В поймах рек и речушек почвы аллювиальные (наносные) и заболоченные. Во времена седой древности Греция была покрыта обширными лесами и зарослями колючих кустарников.

    Из-за сухого климата и недостатка хорошей земли только в немногих районах страны земледелие развивалось как основной вид хозяйственной деятельности. В период развития рабовладельческого общества Греция испытывала недостаток в хлебе, его приходилось ввозить из других стран. Более успешно возделывались масличные культуры и виноград, поскольку были хорошие условия для разведения садовых культур.

    У древних греков было развито рыболовство и скотоводство, разводили в большинстве случаев мелкий рогатый скот (коз и овец). Это особенно относится к центральным и горным районам. В Фессалии разводили главным образом крупный скот и лошадей.

    Греция богата отличнейшим мрамором, хорошей глиной; из металлов добывали медь, свинец, серебро, позже железо. На острове Фасос, а также во Фракии (территория современной Болгарии) добывали золото. Однако некоторых металлов, например, олова, не хватало, и их приходилось ввозить.


    Просмотр содержимого документа
    «Приложение 4 Занятия др греков (по керамике)»


    В сапожной мастерской. В мастерской кузнеца.



    Сбор оливок. Статуэтка пахаря.




















    Мальчик, ловящий рыбу. В рыбной лавке.

    Приложение 4

    Просмотр содержимого документа
    «Приложение 5 Сравнительная таблица»

    Приложение 5 «Природные условия и занятия в древности»


    Природные условия

    Древний Восток

    Древняя Греция

    Реки




    Почва




    Море




    Горы




    Климат




    Занятие










    «Природные условия и занятия в древности» (примерное заполнение)


    Природные условия

    Древний Восток

    Древняя Греция

    Реки

    Полноводные реки, от которых зависит земледельческий цикл.

    Мелкие пересыхающие речки, в основном не оказывающие влияния на сельскохозяйственные работы.

    Почва

    Плодородная мягкая почва

    Плохая, не дающая высоких урожаев горная почва

    Море

    Нет

    Омывает всю Грецию, много удобных бухт для кораблей.

    Горы

    Нет

    Много, часто непроходимые, разделяют Грецию на области.

    Климат

    Теплый,

    пригодный для земледелия.

    Теплый,

    пригодный для земледелия.

    Занятие

    Основная масса населения занималась земледелием

    Мореплавание, торговля, ремесло. Земледелие не было основным занятием для большинства греков.



    Просмотр содержимого документа
    «Приложение 6 Гимнастика для глаз»

    Приложение 6. Гимнастика для глаз.


    1. Сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (считай медленно до 5), затем открой глаза на такое же время. Повтори 5 раз.

    2. Сидя. Быстро моргать в течение 0,5 минуты.


    3. Стоя. На раз - поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо. На раз - смотреть влево, на два – прямо, на три - смотреть вправо, на четыре – перед собой. Повтори 5 раз.

    4. Стоя. Вытяните руку вперед, смотри на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближай палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока изображение не начнет двоиться. Повтори 5 раз.


    5. Сидя. Быстро моргать в течение 0,5 минуты.

    6. Сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (считай медленно до 5), затем открой глаза на такое же время. Повтори 5 раз.

    Просмотр содержимого документа
    «Приложение 7 Природные условия и занятия в древности (для уч-ся)»

    Природные условия и занятия в древности»


    Природные условия

    Древний Восток

    Древняя Греция

    Реки

    Полноводные реки, от которых зависит земледельческий цикл.




    Почва

    Плодородная мягкая почва




    Море


    Омывает всю Грецию, много удобных бухт для кораблей.


    Горы






    Климат

    Теплый,

    пригодный для земледелия.

    Теплый,

    пригодный для земледелия.

    Занятие

    Основная масса населения занималась земледелием













    Природные условия и занятия в древности»


    Природные условия

    Древний Восток

    Древняя Греция

    Реки

    Полноводные реки, от которых зависит земледельческий цикл.




    Почва

    Плодородная мягкая почва




    Море


    Омывает всю Грецию, много удобных бухт для кораблей.


    Горы






    Климат

    Теплый,

    пригодный для земледелия.

    Теплый,

    пригодный для земледелия.

    Занятие

    Основная масса населения занималась земледелием







    Просмотр содержимого документа
    «Урок ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ осн текст»


    Ход урока:


    Мультимедийное сопровождение урока


    Деятельность учителя


    Деятельность учащихся

    Слайд 1

    Организационный момент

    Приветствую всех юных исследователей!

    Сегодня мы начинаем исследование большого и интересного государства. Желаю всем на этом пути удачи, только пятёрок, а главное – чтобы в ваших глазах всегда был интерес, азарт и желание раскрыть все тайны (примерно так).


    Слайд 2

    pril 1. Презентация

    «Древняя Греция»

    Источник: http://school-collection.edu.ru )


    Мы с вами изучили уже достаточно большую часть истории древнего мира.

    Какие страны мы уже изучили? Самые крупные? Что их объединяет?

    Беседа.

    Египет, Ассирия, Китай, Вавилония, Индия и др.

    Древний Восток.

    Речные цивилизации или военные державы, подчинившие речные цивилизации.

    Приступаем к изучению большой темы – страны античного мира – Греция, Рим. Даже по оглавлению нашего учебника можно понять, какое значение имели эти страны для истории древнего мира и современности.

    Как это можно сделать?

    Определите, где находятся страны античного мира?

    Принято называть античными европейские страны Древнего мира – Древнейшая Греция, Древнейший Рим.

    В какой части Европы возникли первые цивилизации?

    Работа с оглавлением.

    Из параграфов на эти страны приходится.

    Азия, Африка, Европа.

    Юг Европы, Средиземноморье.

    Работа с синхронистической таблицей.

    Какую из стран Европы следует изучать первой и почему?

    Мы начинаем изучать Древнюю Грецию. Запишите тему урока «Древняя Греция».

    Слово Греция пошло по миру, потому что так её называли римляне, а сами греки называли себя эллинами, а страну – Эллада.

    Работа с синхронистической таблицей.

    Греция, возникает первой.

    Работа в тетради. Тема урока «Древняя Греция».

    Греция, греки (римляне) = Эллада, эллины (самоназвание).

    Видеофрагмент с кадрами из фильмов по мифам Древней Греции. Обсуждение с учащимися – о каких мифах идёт речь, какие ещё мифы знают.

    Беседа.

    О каких мифах идёт речь, какие ещё мифы знают.

    Постановка перед учащимися проблемного задания: список достижений древнегреческой цивилизации, которые необходимо исследовать на протяжении изучения темы «Древняя Греция» (исторические личности, культурные достижения, изменения в общественной и политической жизни) – что это, кто это, как возникли, значение для Древней Греции и современности. Список можно продолжать.(Приложение 1)

    Получение проблемного задания. Предварительное обсуждение.

    Вариант проблемного задания получает каждый учащийся для дальнейшей работы. (Приложение 1)

    Сейчас мы с вами займёмся изучением темы «Географическое положение, природа и занятия жителей Древней Греции».

    Почему изучение истории Древней Греции начинаем с этой темы?

    Беседа.

    Это позволяет понять особенности развития страны и жизни людей.


    На какие вопросы нам необходимо ответить, чтобы изучить тему «Природа и занятия жителей Древней Греции»?

    Мы будем работать по плану:

    2. Климат.

    3. Растительный и животный мир.

    4. Занятия древних греков.

    Беседа.

    (Ответы с опорой на ранее изученный материал – общий алгоритм действия)

    Используя карту, дайте описание географического положения Древней Греции, согласно появляющимся вопросам, опорам и запишите его в тетрадь.



    Беседа с одним учащимся или классом – характеристика географического положения.

    Работа в тетради. Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы… на Балканском полуострове… к западу от Малой Азии… в Средиземноморье. На западе омывается Ионическим морем… на востоке – Эгейским морем

    Работа с картой: 1-2 учащихся повторяют у настенной карты.

    Слайд 3

    Слайд 4

    (анимационная схема, сопровождающая заполнение контурной карты).

    Выполните задания на контурной карте. (Приложение 2)

    Задание 1. Самостоятельно.

    Задания 2-6. С использованием карты учебника (с. 113)



    Работа с контурной картой, картой учебника (с.113).

    (Приложение 2)

    Слайд 5-7




    На карте мы отметили наиболее известные места Древней Греции, о каждом из которых есть что рассказать. Многое из их наследия дошло и до нашего времени.

    Побывав в Спарте, мы узнаем что такое «спартанское воспитание» и «лаконичная речь», а в Марафоне – «марафонский бег».

    А в Трое, может быть, познакомимся с известным «троянским конём».

    Приехав в Афины, попытаемся понять, почему коренные жители этого города говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд».


    Слайд 8,9

    Музыкальный фрагмент brok.

    Источник:

    http://yugzone.ru/


    Мы хорошо поработали и нам и нашим глазам нужно отдохнуть. Поэтому давайте представим, что мы рядом с горной речушкой, зажмурим глаза от удовольствия, а когда откроем их, то увидим ясное греческое небо и поморгаем от удивления. (упр. 1,2)

    Чтобы лучше его рассмотреть, потренируем наши глаза, чтобы они были такими же ясными, а одновременно разомнёмся и сами. (упр. 3.4)

    И снова удивимся ясному небу и зажмурим глаза от удовольствия. (упр. 5,6) (Приложение 6)

    Гимнастика для глаз. (Приложение 6)

    Слайд 10


    Продолжим работу по плану.

    Мы описали географическое положение Древней Греции, теперь нам предстоит исследовать природные условия и климат этой страны, чтобы понять, чем занимались греки, и почему именно это стало их основными занятиями.


    Слайд 11

    Для начала ещё раз внимательно посмотрите на карту, и назовите некоторые природные особенности Греции.

    Что из привычных условий существования древнейших государств мы не находим? А что имеется в изобилии?

    Практически нет рек, особенно крупных. Есть выходы в море, удобные закрытые бухты. Местность гористая, хотя горы и невысокие.

    Слайд 12

    (7 изображений)


    Фотографии природы.

    Источник: http://school-collection.edu.ru )

    Действительно, именно море и горы играли большую роль в жизни греков. В подтверждение ваших слов, посмотрите, что окружает современных греков. Примерно это же видели всю свою жизнь и древние греки.


    Слайд 13

    Слайд 14-20


    Теперь давайте обратимся к сведениям, которые дают учёные о природных условиях, ландшафте Греции, занятиях древних греков (Приложение 3) и устно проведём сравнение природных условий и занятий жителей стран Древнего Востока и Древней Греции. (Сравнительную таблицу получает каждый учащийся (Приложение 5))

    Сведения о занятиях древних греков можно получить, изучив изображения на греческих керамических сосудах. (Изображения можно показать на слайдах или на рабочем листе. (Приложение 4)

    Работа с текстом, беседа по заданию.

    (Приложение 3), (Приложение 5)


    Примечание: Для сокращения времени работы на уроке по данной теме можно подготовить с учащимся сообщение предварительно.

    Слайд 21- 23


    pril 2. ОМС «Контроль. Древнейшая Греция» (на этом уроке используется только первая страница)

    Источник: http://fcior.edu.ru/


    Закрепление

    Наше исследование по теме «Древняя Греция» близится к завершению. Всё что мы запланировали - мы выполнили.

    Давайте проверим себя, хорошо ли мы всё это запомнили.

    Предстоит выполнить 2 задания, поэтому работаем по вариантам, по очереди.

    1 задание – письменно заполнить пустые графы в таблице «Природные условия и занятия в древности». (Приложение 7)

    2 задание – подтвердить свои знания географического положения на компьютерном тренажёре.

    Подведение итогов, выставление оценок.

    Выполнение заданий по вариантам, проверка выполнения.



    Слайд 24

    Домашнее задание: §24

    По желанию – подготовить сообщения по мифам Древней Греции

    Записывают домашнее задание.

    Слайд 25

    Всем спасибо за урок, за хорошие оценки, а главное – за вашу любознательность и настойчивость. И спасибо вам говорю не только я, а и сам Зевс-громовержец – главный древнегреческий бог.



    4



    Просмотр содержимого документа
    «Урок Тит, общ информ»



    МОУ «Зеленоборская СОШ»




    Урок истории

    в 5 классе



























    Учитель истории

    Школенок Оксана Васильевна







    Тип урока: вводный урок по теме «Древняя Греция», изучение нового материала.


    Цели урока:

    • Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, основными занятиями населения;

    • Продолжить формирование умений правильно показывать на карте географические и исторические объекты, заполнять контурные карты; работать с текстом, иллюстрациями как источником информации; сравнивать природные условия разных стран.

    • Продолжить формирование компьютерной компетентности учащихся;

    • Формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению истории через использование мультимедийных средств.


    Литература, другие источники:

    1. Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012.

    2. Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. М.: ВАКО, 2010

    3.Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru, http://yugzone.ru/, http://fcior.edu.ru/


    Оборудование:

    компьютер, мультимедийный проектор, колонки компьютерные, рабочие листы для учащихся (контурная карта, текст, сравнительная таблица)


    Дополнительные требования к программному обеспечению компьютера: должно быть установлено программное обеспечение клиента ОМС (прилагается).


    Краткая характеристика мультимедийных средств урока:

    Презентация «Древняя Греция»( PowerPoint) создана учителем как базовая для проведения урока, в которой через гиперссылки используются другие мультимедийные средства. Полностью отражает план и этапы работы на уроке. Использованы фотографии (http://school-collection.edu.ru) и музыкальное сопровождение (http://yugzone.ru/)

    Презентация «Древняя Греция» (SFX.RAR) Источник: http://school-collection.edu.ru

    Даёт эмоциональную мотивационную основу для изучения темы «Древняя Греция»», представление о природных богатствах и занятиях её жителей. Предполагает групповую самостоятельную работу над частью темы (возможна поэтапная работа со всеми учащимися над заданиями для групп). В презентации отражены все этапы работы, вопросы и задания для учащихся.

    Образовательное мультимедийное средство (ОМС) «Контроль. Древнейшая Греция». Источник: http://fcior.edu.ru/

    Позволяет проверить знания учащихся по данному разделу. На этом уроке используется только первая страница пособия, содержащая вопросы по изученной теме (географическое положение).

    Просмотр содержимого презентации
    «Урок Древняя Греция»

    Б а л к а н с к и й  п-ов Троя п-ов  М а л а я  А з и я Марафон Афины Микены Олимпия АТТИКА Спарта ОСТРОВА: 1 – Крит 2 – Фера 3 – Родос 4 – Саламин 5 - Итака ЛАКОНИЯ Кносс

    Б а л к а н с к и й п-ов

    Троя

    п-ов М а л а я А з и я

    Марафон

    Афины

    Микены

    Олимпия

    АТТИКА

    Спарта

    ОСТРОВА:

    1 – Крит

    2 – Фера

    3 – Родос

    4 – Саламин

    5 - Итака

    ЛАКОНИЯ

    Кносс

    Географическое положение Природные условия, климат Растительный и животный мир Занятия древних греков
    • Географическое положение
    • Природные условия, климат
    • Растительный и животный мир
    • Занятия древних греков
    СБОР ОЛИВОК

    СБОР ОЛИВОК

    СТАТУЭТКА ПАХАРЯ
    • СТАТУЭТКА ПАХАРЯ
    Географическое положение Природные условия, климат Растительный и животный мир Занятия древних греков
    • Географическое положение
    • Природные условия, климат
    • Растительный и животный мир
    • Занятия древних греков
    1 вариант  2 вариант
    • 1 вариант
    • 2 вариант

    § 24   Мифы Древней Греции

    § 24

    Мифы Древней Греции


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: История

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 5 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Школенок Оксана Васильевна

    Дата: 24.11.2016

    Номер свидетельства: 362288

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#864 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(85) "рабочая программа по  всеобщей истории 5 класс "
        ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-vsieobshchiei-istorii-5-klass"
        ["file_id"] => string(6) "234522"
        ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1443460522"
      }
    }
    

    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства