2) Актуализация знаний Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала | - Ребята, Незнайка хочет спросить у вас: «Как легче отвечать на вопросы одному или с друзьями? - Незнайка с вами полностью согласен. (звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной») - Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок? Он будет главным героем нашего урока. Круглый, гладкий, как арбуз. Цвет любой на разный вкус. Коль упустишь с поводка – Улетит за облака. - Знакомьтесь – это Воздушный Шарик. - А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема сегодняшнего урока. Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Зачеркните предметы, созданные руками человека - На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? Какие предметы относятся к живой природе? К неживой природе? - По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово. Какое слово получилось? - Какими свойствами обладает воздух? Можете ли вы сейчас ответить на вопрос? | - с друзьями ( ответы детей ) виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколадка, улитка, хомяк - живой и неживой природы - воздух Не знаем | Познавательные: узнавать, по описанию предмет - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. |
Открытие новых знаний Цель: определить свойства воздуха при помощи опытов | Откройте тетрадь на стр.4 на протяжении урока мы будем работать по этой тетради - Заполните первую графу: что вы знаете о воздухе. - А что бы вы еще хотели узнать о воздухе? ответы детей заполняют графу «Хочу узнать» -4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северно-Ледовитого океанов, есть на свете еще один океан-самый большой из всех. И вы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, машины и дома день и ночь «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, и не пресный. Давайте попробуем отгадать название этого океана. Что такое воздух вы узнаете в рабочей тетради. Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! В ходе наших рассуждений вам необходимо записывать выводы и заполнять таблицу в графе «Узнал» в конце урока мы проверим ваши наблюдения Незнайка и Воздушный Шарик хотят спеть вам, ребята еще одну песенку. Послушаем о чем она. Может по теме урока?! Звучит песня «А, ну-ка песню нам пропой веселый ветер». -О чем эта песня? Опыт №1.- -Помашите веером около лица. Что вы чувствуете? Вывод: - Где используется это свойство? Опыт №2- Вспомните стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремесла». Какое свойство воздуха имел в виду поэт? - Почему в разных местах пахнет по-разному? - Запах воздуху придают различные примеси. Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи люди стали применять это свойство? Опыт №3. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем? Опыт №4. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? Опыт №5 Надуйте два разных по форме шара. - Почему они увеличились? Почему разной формы? - Люди придумали закачивать воздух в баллоны, которые используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара. Опыт №6 Положите шарик на воду. - Почему он не тонет? - Где используется это свойство? Опыт №7Зажгите две свечи -Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? - Почему погасла свечка? - Какой вывод можно сделать - Как использовать это свойство при тушении пожара? | З | Х | У | | Что такое воздух | | | Какими свойствами обладает воздух? | | | Как человек использует воздух? | | | Нужно ли воздух охранять? | | - воздух Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”. Воздух – это то, чем мы дышим - как ветер связан с воздухом - Мы ощущаем легкий ветерок. - Воздух находится в постоянном движении - Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха Чистый воздух не имеет запаха. воздух не имеет вкуса нет -Упругость воздуха Воздух занимает место и принимает форму того предмета, в котором он находится Воздух легче воды, поэтому всплывает Надувной матрас Ответы детей. Воздух не поступает под стакан. Воздух поддерживает горение | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с решаемыми задачами в виде таблицы ЗХУ Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов рабочей тетради, Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с решаемыми экспериментальными задачами; действовать по инструкциям; Коммуникативные: грамотного строить рассуждения и выводы, Познавательные: умение работать с информацией, осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи. Умение осуществлять логическое действие «сравнение». Умение осуществлять логическое действие «обобщение». Познавательные целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; |
Открытие новых знаний Цель: продолжить узнавать свойства воздуха и формулировать их в виде выводов | Продолжим наши исследования Опыт №8 Вспомните литературную сказку "Мороз Иванович" - Что увидела девочка под снегом? Почему травка не замерзла? - В снегу много воздуха. Благодаря воздуху, холодный снег становится для растений теплым одеялом. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Вот почему мы с вами не замерзаем в сильный мороз. -Где ещё люди применяют это свойство воздуха? Опыт №9Положите на ладонь мелкие бумажки и дуньте на них. Что произошло? Какое свойство воздуха использовано? - Где ещё применили люди это свойство? Опыт №10 Подержите руку высоко над свечкой. Что вы почувствовали? Почему? А это свойство воздуха сильно изменило жизнь людей. В древнем русском городе Рязани жил человек по прозвищу Крякутной. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на верёвках. - Что изобрёл Крякутной? Опыт 11.Может ли жить человек без воздуха? Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто, сколько может без воздуха. Какое было желание? Какой можно сделать вывод? Опыт №12Закройте цветную полоску ладошкой. Не отрывая ладошку от рисунка, назовите цвета. -Почему вы не можете этого сделать? - Уберите ладошки. Сейчас между рисунком и вами только воздух. Можете вы назвать цвета сквозь воздух?-Какой вывод мы можем сделать? - А всегда ли окружающий нас воздух прозрачен? Давайте это проверим Опыт №13 Зажигаю свечу. Что видно? -Возьмем тарелку. Будем держать на несколько сантиметров от пламени Что вы увидели на тарелке ? -- Сажа происходит от сгорания топлива - в данном случае воска. Происходит загрязнение воздуха от неполного сгорания. Сейчас горела одна свеча, а сколько сажи дала! Сколько таких свеч - заводских труб по всей планете? Великое множество. - Как отражаются на составе воздуха дым, гарь, ядовитая копоть? | - зелёную траву Воздух плохо проводит тепло Двойные и тройные стёкла в оконных рамах Движение и сила воздуха. Паруса, ветряные мельницы Воздух при нагревании поднимается вверх Воздушный шар Человек не может жить без воздуха Потому, что ладошка непрозрачна Воздух прозрачен Волны воздуха двигаются над пламенем. Сажу Воздух загрязняется Ответы детей | Познавательные обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях; Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения различных видов работ; Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; |
Первичное обобщение Цель: применить полученный жизненный опыт при решении экологических задач | - Предлагаю вам объединиться в группы чтобы ответить на вопросы оформить свои мысли в виде схемы - паучка 2 группы «Что нужно сделать людям, чтобы сохранить воздух чистым?» 2 группы «Источники загрязнения» | 1) Поставить очистительные сооружения, посадить деревья, комнатные цветы, проводить влажную уборку 2)фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль, автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ, пожары, извержения вулканов, загрязнение земли непереработанным мусором. | Коммуникативные: грамотного строить рассуждения и, осуществлять совместную деятельность в группах, проявлять доброжелательное отношение к партнерам и терпимость по отношению к высказываниям других |
Рефлексия Цель: провести мониторинг успешности собственной деятельности учащихся Домашнее задание. Цель: способствовать индивидуализации обучения за счёт разноуровнего Д/З | Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе. Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете-Земле, всегда цвели и пели песни птицы. Мы закончили исследовать воздух. Давайте обратимся к нашей таблице и узнаем, на все ли вопросы о воздухе мы получили ответы. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Сверьте ответы с эталоном (слайд) оформить сообщение с рисунками о воздухе рисунок «Охрана воздуха» -На столах у вас воздушные шарики. Нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? | Взаимопроверка Оценивают своё настроение | Личностные: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; |