как происходит процесс пищеварения; содержание витаминов А, В1, В2, С, Е в пищевых продуктах; содержание железа, йода, фтора, цинка в пищевых продукта; как оказать первую помощь при пищевых отравлениях.
учащиеся должны уметь: работать с таблицами по составу и количеству витаминов и микроэлементов в пищевых продуктах; определять количество витаминов и микроэлементов в пищевых продуктах; составлять дневной рацион, включающий суточное содержание витаминов и микроэлементов; определять продукты органолептическим способом.
Воспитательные: продолжить воспитание культуры питания; ЗОЖ; самостоятельности.
Развивающие: продолжить развитие познавательного интереса, внимательности; мышления, коммуникативных способностей.
Метапредметные результаты (блоки УУД):
целеполагание, планирование, способность организовывать свое рабочее место под руководством учителя (Р);
умение участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, умение отражать в устной речи результаты своей деятельности, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, сотрудничать с учителем (К);
умение работать с информацией, выделять необходимое, структурировать и анализировать полученные знания, делать выводы, умение работать с таблицами, выбор наиболее интересной и познавательной информации о витаминах и минеральных веществах, творческий подход к выполнению задания (П).
Личностные результаты: формирование мотивации к правильному полезному питанию учащегося, понимание и формирование ценности здорового образа жизни, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, применение полученных знаний при формировании здорового образа жизни.
Дидактические средства: слайдовая презентация к уроку «Правильное питание – залог здоровья!», карточки-задания (ситуации), карточки-задания (практическая работа), карточка «Суточное потребление белков, жиров и углеводов», карточка «Суточное содержание витаминов и микроэлементов», справочник по содержанию витаминов и микроэлементов в различных продуктах питания, карточка «Первая медицинская помощь при пищевом отравлении».
Таблица А.1 – План урока по теме «Физиология питания»
№ п/п
Этап урока
Время, мин.
Методы обучения
Форма организации познавательной деятельности учащихся
1
Организационный момент
3
–
Фронтальная
2
Актуализация ранее изученного материала
10
Устный опрос
Фронтальная
Продолжение таблицы А.1
3
Изучение нового материала
20
Наблюдение
Объяснение
Демонстрация
Фронтальная
4
Вводный инструктаж
5
Устное инструктирование
Фронтальная
5/6
Самостоятельная практическая работа учащихся / Текущий инструктаж
30
Метод упражнения (пробное)
Фронтальная
7
Заключительный инструктаж
10
–
Фронтальная
8
Выдача домашнего задания
2
Объяснение
Фронтальная
1 Организационный момент: проверка отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
Мотивирующая цель:
Не спеши с постели утром ты пораньше подниматься.
Лучше пропусти-ка завтрак, чтоб подольше поваляться.
И запомни, на обед в школьный не ходи буфет,
Быстро в магазин беги, пепси-колу там купи.
В полдник ты себя побалуй: скушай чипсы, для начала,
Бутербродик с колбасой. Всё запей сырой водой.
Ужин ты не пропускай. Что дадут – ты всё съедай:
Фрукты, овощи, котлеты, булки, пряники, конфеты.
Лучше на ночь кушать впрок, чтоб спокойно спать ты мог.
Нужно только так питаться, чтоб здоровым оставаться [1].
Каким можно назвать это стихотворение? (Вредные советы). Почему?
Здоровье – это непреходящая ценность, которую осознаешь, когда теряешь... Пока человек здоров, он почти не нуждается в знаниях о себе, а когда заболевает – время оказывается уже упущенным и побороть болезнь полностью не удается. Наше здоровье зависит от многих факторов, в том числе и от питания. Сегодня на уроке мы научимся выбирать здоровую и полезную пищу.
2 Актуализация ранее изученного материала.
Проблемная ситуация. Одни говорят: «Мы живем для того, чтобы есть», другие «Мы едим для того, чтобы жить» Кто же прав? (Рассуждения учащихся).
Мы живем благодаря еде, она дает нам энергию. Энергия нужна человеку для жизни. Если правильно составлять свой рацион питания, то можно прожить дольше, чем мы живем. Наука в настоящее время доказывает, что средний возраст жизни может составить больше 100 лет, но и это не придел!
3 Изучение нового материала.
Игровая ситуация. Класс делится на две команды, каждой выдается карточка-задание с условием:
вы оказались на тропическом острове;
вы пошли в поход;
Что вам необходимо в первую очередь?
В итоге обсуждения учащиеся приходят к выводу, что существуют основные (базовые) потребности человека в одежде и пище (данный материал опирается на опыт учащихся, полученный ранее на уроках окружающего мира).
Представим зависимость здоровья человека от количества употребляемой пищи (рисунок А.1).
Рисунок А.1 – Зависимость здоровья человека от потребностей и возможностей организма
Питание определяет продолжительность и качество жизни человека. Исходя из закона сохранения здоровья, следует, что при избыточном и недостаточном питании происходит нарушение функций организма. Это приводит к снижению работоспособности и ухудшению состояния здоровья [2].
Еда Потребности= З
Еда
Еда = Потребности = З =
Что такое пища? Для чего она нужна? (Ответы учащихся).
(Под запись) Пища – любое вещество, пригодное для еды и питья, получаемое человеком из окружающей среды и используемое им для поддержания жизнедеятельности и восполнения расходуемой энергии [3].
Пища нужна человеку:
для роста организма (является «строительным материалом»);
для получения энергии (для поддержания процессов жизнедеятельности организма человека);
для получения информации об окружающем мире; существует способ получения информации о каком-либо продукте, который называется органолептический, то есть, познание мира через органы чувств: вкус – язык; запах – нос; зрение – глаза; прикосновение – кожа; слух – уши [4].
Таким образом, когда человек принимает пищу, то извлекает необходимую для себя информацию, энергию и вещество.
Игровая ситуация. С завязанными глазами, используя вкусовые ощущения, обоняние, прикосновения угадать продукт (свекла, помидор).
Что же происходит с пищей в организме человека? (Рассуждения учащихся).
Как только человек слышит запах еды, начинается пищеварительный процесс – вырабатывается слюна и желудочный сок. После попадания пищи в организм происходит ее смешивание с желудочным соком. Затем пища перемещается по пищеводу, после чего она попадает в желудок и разделяется на составляющие, которые используются на нужды организма (рисунок А.2).
(Под запись) Физиология питания – это наука о переваривании или видоизменении пищи в организме человека [5].
Рисунок А.2 – Органы пищеварения человека
Основной признак живого организма – обмен веществ и энергии.
Обмен веществ – процесс, связанный с перевариванием пищи, усвоением питательных веществ в организме человека, который обеспечивает его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом [6].
Наиболее важными веществами для жизнедеятельности организма и энергии являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
(Под запись) Белки – это вещества, повышающие работоспособность органов тела.
(Под запись) Жиры – вещества, регулирующие обменные процессы в клетках. Они участвуют в дыхании клеток, принося в них кислород.
Учащимся выдаются для вклеивания карточки «Суточное потребление белков, жиров и углеводов» (таблица А.2).
Таблица А.2 – Карточка «Суточное потребление белков, жиров и углеводов»
Органические вещества
Суточная потребность
Белки
80-100 г / сутки
Жиры
80-100 г / сутки
Углеводы
450-550 г / сутки
(Под запись) Витамины – вещества, которые помогают организму усваивать пищу. Их отсутствие в пище вызывает различные заболевания.
В мире открыто и изучено достаточно много витаминов. Все они обозначаются латинскими буквами. Давайте познакомимся с «Витаминной азбукой» (таблица А.3).
Таблица А.3 – «Витаминная азбука»
Название витамина
Для чего необходим?
В каких продуктах содержится?
Витамин А
Необходим для зрения, укрепления костей, кожи, волос, работы иммунной системы
(Под запись) Минеральные соли – это компоненты, которые участвуют в процессе обмена веществ.
Минеральные вещества входят во все продукты питания в разных количествах. По количественному составу их можно разделить на микро- и макроэлементы (рисунок А.3).
Рисунок А.3 – Классификация минеральных веществ
Необходимыми микроэлементами для организма человека являются йод, железо, цинк, фтор. Давайте же узнаем, какую роль они играют в организме, и в каких продуктах содержатся (таблица А.4).
Таблица А.4 –Содержание микроэлементов в пищевых продуктах и их роль в организме человека
Для того чтобы наше питание было полноценным и содержало в себе необходимое количество витаминов и микроэлементов, необходимо знать их суточное содержание в организме.
Учащимся выдаются для вклеивания карточки «Суточное содержание витаминов и микроэлементов» (таблица А.5).
Таблица А.5 – Карточка «Суточное содержание витаминов и микроэлементов»
Витамины и микроэлементы
Суточная потребность
А
8000
B1
30
B2
60
C
1,7
E
2
Железо
18
Йод
150
Фтор
2
Цинк
15
Издавна человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди считали, что болезнь вызывают злые духи, которые живут внутри своей жертвы. Также немало несчастных было обвинено в колдовстве. Их сжигали на кострах за напущение чумы и холеры, прежде чем были установлены истинные виновники бедствий: невидимые и беспощадные микробы. Правда если бы их не было, природа планеты Земля выглядела бы совершенно иначе: ведь именно они главные творцы того процесса, которые называются круговоротом веществ в природе.
(Под запись) Микроорганизмы (микробы) – группа живых организмов растительного и животного происхождения, невидимые невооруженным глазом [8] (рисунок А.4).
Рисунок А.4 – Польза и вред микроорганизмов
Микробы могут влиять на все процессы обработки и хранения продуктов, а также качество пищи. Наверное, каждый сталкивался с таким неприятным явлением, как пищевое отравление, причиной которого могла стать пищевая инфекция. Если вы обнаружили у кого-либо признаки пищевого отравления, необходимо вызвать «скорую помощь», но до прибытия врача следует правильно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Учащимся выдаются для вклеивания карточки «Первая медицинская помощь при пищевом отравлении» (рисунок А.5).
4 Вводный инструктаж.
Как вы думаете, содержит ли пища, которую вы употребляете в течение дня, необходимое количество витаминов и минеральных веществ? Почему? (Ответы учащихся).
Рисунок А.5 – Карточка «Первая медицинская помощь при пищевом отравлении»
Вспомните, что вы съели вчера на завтрак, обед, ужин. Теперь начислите себе от одного до пяти баллов, если в этом меню были овощи и фрукты: сколько порций съели, столько и баллов, но не больше пяти. Например: одно яблоко, овощной салат и один банан – это три балла (считаются также овощные супы, замороженные и консервированные фрукты и овощи). Прибавьте еще балл, если вы завтракали. Плюс еще один, если на завтрак у вас была каша или хлеб. Пользовались ли вы солонкой за обедом? Если нет – прибавьте балл. Ели рыбу хотя бы раз за прошедшую неделю – еще один балл. Пользуетесь в основном растительным, а не сливочным маслом – еще балл. И еще по одному баллу, если вчера вы не ели «фастфуда». Если набралось 10-12 баллов, значит, с вашим рационом все в порядке, если меньше 11, подумайте, как изменить рацион в лучшую сторону. Самый простой способ – есть больше овощей и фруктов [9].
Давайте составим такой рацион, который соответствовал бы суточному содержанию витаминов и минералов в организме.
5 / 6 Самостоятельная практическая работа учащихся / Текущий инструктаж.
Учащиеся делятся на 2 команды. Каждой команде выдается карточки-задания (рисунок А.6). Представители команд рассказывают об особенностях рациона и поясняют выбор блюд для своего суточного меню.
Рисунок А.6 – Карточка-задание для этапа самостоятельной практической работы учащихся
7 Заключительный инструктаж.
Учащимся необходимо вставить пропущенные слова в тексте.
Здоровье человека зависит от ..... и возможностей человека. При избыточном и недостаточном ..... происходит нарушение функций организма, что приводит к снижению работоспособности и ухудшению ..... . ..... – любое вещество, пригодное для еды и питья, необходимое для роста организма, получения ..... и информации об окружающем мире. Существует способ получения информации о каком-либо продукте – ..... . Физиология питания – наука о видоизменении ..... в организме человека. Основной признак живого организма – ..... веществ и энергии. Наиболее важными веществами для жизнедеятельности организма и энергии являются: ..... , ..... , ..... , ..... , ......
Учащимся необходимо угадать, какой витамин объединяет данные продукты и какую функцию он выполняет в организме?
А
С
D
В1
Угадать, о каком микроэлементе идет речь?
1 Наибольшее его количество содержится в зубах, костях и ногтях. (Фтор)
2 Оно входит в состав гемоглобина крови. (Железо)
3 Регулирует обмен веществ в организме. (Йод).
8 Выдача домашнего задания.
подготовить сообщение на тему: «Интересные факты о витаминах и минеральных веществах» (уровень сложности I);
подготовить устную «рекламу» любимого фрукта или овоща (обязательно отметить содержание в нем питательных и минеральных веществ) (уровень сложности II);
выполнить задание (уровень сложности III).
Таблица А.6 – Бланк задания для учащегося
Название задания
«Ты – покупатель»
Стимул
Большинство продуктов в магазине продается в упакованном виде, благодаря чему их удобнее покупать и продавать. Упаковка помогает лучше сохранить продукт. И еще – на упаковке содержится полезная информация о товаре. С помощью упаковки ты можешь многое узнать о продукте, который покупаешь.
Продолжение таблицы А.6
Формулировка задачи
Чтобы выполнить это задание, тебе понадобятся продукты в упаковке, которые есть у тебя дома (молоко, кисломолочные продукты, консервы, крупы и т.д.). Рассмотри несколько вариантов упаковки. С помощью информации, приведенной на упаковке, и других источников заполни таблицу.
Информация на упаковке
Название продукта
Вес
Состав продукта
Пищевая ценность (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества) в 100 г
Дата изготовления
Срок годности
Условия хранения
Производитель
Обрати внимание на производителя: отечественный производитель или этот продукт привезен из другой стороны. Сделай вывод, соблюдены ли правила хранения продуктов для вашей семьи, все ли продукты свежие.
Аргументируй письменно свой ответ в 2-3 предложениях (сделай вывод).
Источник информации
1 Срок годности продуктов [Электронный ресурс].URL: http/ /sostavproductov.ru/potrebitelyu/srok-productov.
2 Хранение пищевых продуктов [Электронный ресурс].URL:http://www.med39.ru/article/infect/chranenie.html