Учащиесядолжны понимать: роль процесса пищеварения для жизнедеятельности человека;
знать: пищеварительную систему человека;
уметь применять знания: при приготовлении блюд и отпуске готовой продукции.
2. Развивающие:
способствовать развитию активности, самостоятельности, творческих способностей, стремления к изобретательству, памяти, мышления, практических профессиональных навыков.
3. Воспитывающая:
способствовать воспитанию дисциплинированности, ответственности, любви к профессии, взаимообучению, умению работать в коллективе, выражать и отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Форма деятельности: групповая
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пищеварение" »
ГБПОУ «Строгановский колледж»
Преподаватель: Зубко Ирина Алексеевна
Высшая квалификационная категория
ПЛАН УРОКА
Учебная дисциплина: Физиология питания
Тема урока: Пищеварение
Цели урока:
1. Обучающие:
Учащиеся должны понимать: роль процесса пищеварения для жизнедеятельности человека;
знать: пищеварительную систему человека;
уметь применять знания: при приготовлении блюд и отпуске готовой продукции.
2. Развивающие:
способствовать развитию активности, самостоятельности, творческих способностей, стремления к изобретательству, памяти, мышления, практических профессиональных навыков.
3. Воспитывающая:
способствовать воспитанию дисциплинированности, ответственности, любви к профессии, взаимообучению, умению работать в коллективе, выражать и отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Форма деятельности: групповая
Ход урока:
№ п/п
Название этапа
Содержание
Методы и формы учебной деятельности
Средства обучения
Межпредметные связи
Время
Организационный момент
Приветствие,
Мотивация,
Сообщение темы урока, сообщение цели урока
Словесно-иллюстративная беседа
Доска, опорный конспект (прил.1)
3 мин
1.
Опрос
Значение пищи
Пищевые вещества: белки, жиры, углеводы.
Фронтальная беседа
Плакаты;
Оценочные листы (прил.2)
Химия, Организация хранения и контроль запасов и сырья
7 мин
2.
Объяснение нового материала
1. Сущность пищеварения
Иллюстративное объяснение, беседа
Плакаты;
Опорный конспект
Химия
3 мин
2. Изменение пищи в ротовой полости
Иллюстративное объяснение, мини-исследование
Плакаты;
Опорный конспект; Пищевой продукт (хлеб)
4 мин
3. Пищеварение в желудке
демонстрация
Плакаты;
Опорный конспект, Компьютер, Проектор
3 мин
4.Пищеварение в тонком кишечнике. Пищеварение в толстом кишечнике (работа в малых группах, опорный конспект)
Индивидуальный рассказ, объяснение
Плакаты;
Опорный конспект;
Оценочные листы
5 мин
3.
Закрепление
1. Сущность пищеварения
2. Изменение пищи в ротовой полости
3. Пищеварение в желудке
4.Пищеварение в тонком кишечнике.
5. Пищеварение в толстом кишечнике
Тестовые задания (прил.3);
Решение проблемных ситуаций
Карточки
Кулинарныекниги
Опорный конспект
Оценочные листы
Химия, Организация хранения и контроль запасов и сырья,
Профессиональными модулями.
5 мин
8 мин
3 мин
Подведение итогов
Оценочные листы
2 мин
Домашнее задание
Составить глоссарий и выучить основные определения;
повторить пройденный материал (учебник [1] с. 36 – 42).
Опорный конспект
1 мин
Рефлексия
Вкус продукта
Карточки
1 мин
Конспект
Пищеварение
Питательные вещества. Жизнедеятельность любого организма, в том числе и человека, невозможна без постоянного поступления энергии из внешней среды. Такой энергией для человека является потребляемая пища, содержащая питательные вещества — белки, жиры и углеводы. Питательные вещества — это жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения живого вещества клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности. Организму нужны также минеральные соли, вода, витамины. Все эти вещества также поступают с пищей. Но лишь вода, минеральные соли и витамины усваиваются организмом в том виде, в каком они находятся в пище. Белки, жиры и углеводы, являясь высокомолекулярными соединениями, не могут всасываться в пищеварительном тракте и усваиваться организмом без предварительного расщепления до более простых соединений.
Понятие о пищеварении. Функции пищеварительной системы. Пищеварение — это совокупность процессов, обеспечивающих механическое измельчение пищи, химическое расщепление макромолекул питательных веществ на компоненты, пригодные для всасывания и участия в обмене веществ. Таким образом, функциями пищеварительной системы являются: секреторная, всасывательная, моторная.
Секреторная функция заключается в образовании железистыми клетками пищеварительных соков, содержащих ферменты, которые расщепляют белки, жиры и углеводы. Всасывательная функция осуществляется слизистой оболочкой желудка, тонкого и толстого кишечника. Этот процесс обеспечивает поступление переваренных органических веществ, солей, витаминов и воды во внутреннюю среду организма.Моторная, или двигательная, функция осуществляется мускулатурой пищеварительного тракта и обеспечивает жевание, глотание, передвижение пищи по пищеварительному тракту и удаление непереваренных остатков.
Пищеварительные ферменты и их роль. Главнейшая роль в химической переработке пищи принадлежит ферментам. Они вырабатываются в слюнных железах, желудке, поджелудочной железе, кишечнике. Несмотря на большое разнообразие ферментов, все они обладают некоторыми общими свойствами. Всем ферментам присуща высокая специфичность, заключающаяся в том, что каждый из них катализирует только одну реакцию или действует только на один тип связи. Так, протеазы расщепляют белки, липазы — жиры, а амилазы —углеводы. К протеазам относятся пепсин и химозин желудка, трипсин, химотрипсин, кар-боксипептидаза поджелудочной железы, эрепсин килечного сока. К амилазам принадлежат амилаза и мальтаза слюны, амилаза, мальтаза, лактаза поджелудочного сока. Благодаря высокой специфичности действия ферментов обеспечивается тонкая регуляция всех жизненно важных процессов, протекающих в клетке и организме.
Ферменты активны только при определенных значениях активной реакции среды (рН). Так, пепсин активен только в кислой среде желудка. Напротив, амилазы активны в слабощелочной среде и теряют свою активность в кислой среде.
Ферменты действуют вузком интервале температур, близком к 36—37°С. За пределами этого интервала их активность значительно снижается, что сопровождается нарушением процессов пищеварения.
Ферменты обладают высокой активностью, что позволяет расщеплять большое количество органических веществ.
Строение и функции органов пищеварительной системы. Система органов пищеварения представлена пищеварительным каналом длиной 8—10 м (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник) и пищеварительными железами (слюнные, печень, поджелудочная железа).
Стенка пищеварительного тракта состоит из трех слоев: наружного, среднего и внутреннего. Наружный слой образован волокнистой, соединительной тканью, средний слой— мышечной. В полости рта, глотки и верхней части пищевода он представлен поперечнополосатой, а в остальных отделах — гладкомьипечной тканью, расположенной в два слоя: наружный — продольный, внутренний — кольцевой. Благодаря сокращениям этих мышц (сокращения называются червеобразными или перистальтическими) пища продвигается по пищеварительному каналу и смешивается с пищеварительными соками.
Внутренний слой состоит из слизистого и подслизистого слоев, имеющих обильное крово и лимфо снабжение. Железистые клетки этого слоя выделяют слизь и пищеварительные соки. В нем же диффузно расположены эндокринные клетки, вырабатывающие гормоны, которые регулируют двигательную и секреторную деятельность пищеварительной системы.
Ротовая полость — начальный отдел пищеварительного тракта, функциями которого являются опробывание вкуса и качества пищи, ее измельчение, начало расщепления углеводов, формирование пищевого комка и проталкивание его в следующий отдел. Она образована губами, щеками, нёбом, языком и мышцами дна ротовой полости. Двумя рядами зубов полость делится на преддверие и собственно полость рта. Размельчение пищи осуществляется зубами, сидящими в ячейках (альвеолах) верхней и нижней челюстей.
Язык — мышечный орган, в слизистой оболочке которого расположены вкусовые рецепторы, дающие возможность ощутить вкус еды. Он также участвует в перемешивании пищи и проталкивании ее в глотку.
В ротовую полость открываются протоки трех пар слюнных желез: околоушных, подчелюстных и подъязычных. Слюна — прозрачная, слегка вязкая жидкость, имеющая слабощелочную реакцию. В ее состав входят вода (98—99%), неорганические соли (1—1,5%) и органические вещества: белок муцин и ферменты птиалин и мальтаза. Слизистый тягучий муцин обеспечивает пищевому комку легкость проглатывания. Содержащийся в слюне лизоцим выполняет бактерицидную функцию, растворяя клеточную оболочку бактерий. Птиалин расщепляет крахмал пищи до промежуточного вещества — солодового сахара, или мальтозы, который в присутствии фермента мальгазы превращается в простой сахар — глюкозу. Увлажняя пищу, слюна растворяет отдельные ее частицы и этим облегчает воздействие на них ферментов. Количество и состав слюны зависят от характера пищи. Так, например, больше слюны выделяется при потреблении сухой пищи, чем жидкой. В среднем за сутки выделяется около 1—-1,5 л слюны.
Пережеванная и смоченная слюной пища языком проталкивается к глотке, и происходит рефлекторный акт глотания.
Глотка —трубка конической формы (с расширением сверху) длиной около 13 см. Сокращаясь, мощные мышцы стенки глотки проталкивают пищевой комок в пищевод.
Пищевод — мышечная трубка длиной около 25 см, лежащая позади трахеи. Через отверстие в диафрагме пищевод из грудной полости проникает в брюшную полость, где соединяется с желудком. Сокращения мышц пищевода продвигают пищевой комок в желудок.
Желудок — расширенная часть пищеварительной трубки объемом около 1,5—2 л. Размеры и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения мышц его стенок. В желудке выделяют верхнюю часть —дно, среднюю наибольшую часть —- тело, а также нижнюю горизонтально расположенную часть — привратник. Отверстие привратника ведет в двенадцатиперстную кишку.
Мышцы стенки желудка хорошо развиты и представлены тремя слоями волокон, имеющими разную ориентацию: продольными, кольцевыми (в области перехода привратника в двенадцатиперстную кишку слой утолщается и образует сфинктор, регулирующий продвижение пищи) и косыми. Слизистая оболочка желудка образует складки, увеличивающие ее поверхность. В толще слизистой оболочки содержится большое количество желез, вырабатывающих желудочный сок. Железы состоят из секреторных клеток нескольких типов: главных, вырабатывающих пищеварительные ферменты, обкладочных, секретирующих соляную кислоту, и добавочных, вьделяющих слизь.
В желудке за счет мышечных сокращений происходит перемешивание пищи с желудочным соком — прозрачной жидкостью, имеющей кислую реакцию вследствие присутствия в ней свободной 0,4%-ной соляной кислоты. Она действует как дезинфицирующее средство, уничтожая большинство поступающих с пищей бактерий, а также создает необходимую кислотность среды, при которой становятся активными ферменты желудочного сока. Протеазами желудочного сока являются пепсин и химозин.
Из желудка пищевая кашица небольшими порциями поступает в тонкий кишечник, имеющий три отдела: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки общей длиной 5—7 м. Начальный и самый короткий отдел тонкого кишечника — двенадцатиперстная кишка длиной 25—30 см и диаметром 3— 5 см. В полость кишки, имеющей подковообразный вид, открываются протоки двух самых больших пищеварительных желез — печени и поджелудочной железы. Длина тощей кишки чуть меньше подвздошной.
Слизистая оболочка тонкой кишки имеет выпячивания —ворсинки высотой около 0,5—1,2 мм и количеством от 18 до 40 на 1 мм2. Поверхность ворсинки представлена каемчатым эпителием. Каемка этих клеток образована огромным количеством микроворсинок. За их счет резко увеличивается всасывающая поверхность кишечника. В полости каждой ворсинки расположен слепо оканчивающийся лимфатический сосудик, из которого лимфа оттекает в более крупный лимфатический сосуд. В каждую ворсинку входят 1 -2 артериолы, распадающиеся там на капиллярные сети. В соединительнотканной основе ворсинки имеются отдельные гладкомышечные волокна, благодаря которым ворсинка способна сокращаться.
В слизистой оболочке тонкого кишечника расположены многочисленные железы, вырабатывающие ежесуточно до 2 л кишечного сока — непрозрачной вязкой жидкости. В составе кишечного сока более 20 ферментов, расщепляющих молекулы белков, жиров и углеводов до низкомолекулярных соединений, способных всосаться, т. е. проникнуть из пищеварительного канала в кровь или лимфу.
Печень -— самая крупная железа человеческого организма массой до 2 кг. Она расположена в брюшной полости справа непосредственно под диафрагмой и состоит из четырех неравных долей. Ее верхняя сторона выпуклая, нижняя — слегка вогнутая. В центре нижней поверхности находятся ворота печени — место прохождения крупных кровеносных сосудов, нервов и желчных протоков. Там же располагается желчный пузырь — резервуар объемом 40—70 мл. Основу печени образуют многочисленные печеночные дольки. Железистый эпителий долек вырабатывает примерно 0,5—1,5 л желчи ежесуточно.
Желчь — густоватая жидкость золотисто-желтого цвета. В ее состав входят желчные кислоты и пигменты (главным образом продукты распада гемоглобина), холестерин, минеральные соли. Основные функции желчи следующие: перевод жировв в эмульгированное состояние, создание щелочной среды в тонком кишечнике, усиление активности всех пищеварительных ферментов и в особенности липазы, активирование процесса всасывания продуктов расщепления жира и витамина К, вырабатываемого бактериями толстого отдела кишечника, усиление перистальтических движений кишечника. Процесс образования желчи непрерывен, а желчевыведение в полость двенадцатиперстной кишки происходит периодически и связано в основном с приемом пищи. Часть желчи скапливается в желчном пузыре, откуда её запасы выделяются в кишечник при усиленном пищеварений. В случае закупорки желчного протока желчь в кишечник не выделяется и жиры не усваиваются человеком.
В изгибе двенадцатиперстной кишки располагается поджелудочная железа. Она имеет вытянутую форму и внутри разделена перегородками на ряд долек. В железе различают головку, тело и хвост. Вдоль железы проходит общий проток, по которому поджелудочный сок, имеющий щелочную реакцию, выделяется в полость двенадцатиперстной кишки. В соке содержится полный набор ферментов, способных расщепить все виды сложных питательных веществ (биополимеров) до мономеров. Один из ферментов — трипсин — заканчивает начатое еще в желудке расщепление белков до аминокислот. Трипсин выделяется в просвет кишки в форме неактивного трипсиногена, который после активации ферментом кишечного сока эптерокиназой превращается в активный трипсин. Химотрипсин также расщепляет крупные фрагменты белков до аминокислот. Поджелудочная липаза расщепляет эмульгированные желчью жиры до конечных продуктов всасывания — глицерина и жирных кислот. Она наиболее активна в присутствии желчи. Поджелудочная амилаза осуществляет гидролиз сложных углеводов до дисахаридов, мальтаза — до моносахаридов. Ферменты поджелудочной железы сохраняют свою активность в щелочной среде при температуре тела человека,
Пищеварительные ферменты в тощей и подвздошной кишках вырабатываются железами слизистой оболочки. В кишечном соке содержатся энтерокиназа, активирующая протеазы поджелудочного сока, полипептидазы, под действием которых завершается расщепление белков до аминокислот, и амилолитические ферменты (сахараза, мальтаза, лактаза), расщепляющие в конечном итоге сложные углеводы до мономеров. Переваривание пищи в тонкой кишке завершается примерно за 4 часа.
Таким образом, в результате действия ферментов слюны, желудочного, поджелудочного и кишечного соков питательные вещества
Всасывание — совокупность процессов, обеспечивающих перенос веществ из просвета кишки в кровь и лимфу. Осуществляется этот процесс через эпителии кровеносных и лимфатических капилляров кишечных ворсинок слизистой оболочки. В лимфатический сосудик из содержимого тонкой кишки всасываются продукты расщепления жиров — глицерин и жирные кислоты. Растворимый в воде глицерин легко проникает через клеточные мембраны, а жирные кислоты образуют комплексы со щелочами и желчными кислотами и после омыления в растворимом состоянии всасываются через мембраны ворсинок. В клетках ворсинок из глицерина и жирных кислот синтезируются жиры, свойственные человеку. Они затем поступают в лимфатический сосудик ворсинки. Лимфа, оттекающая от кишечника, имеет желтый цвет, так как насыщена мельчайшими капельками жира. Через грудной лимфатический проток жиры попадают в обший кровоток и вступают в обменные процессы.
Аминокислоты и моносахариды всасываются в кровеносные капилляры ворсинок. Током крови аминокислоты доставляются клеткам организма, в которых из них синтезируются белки. Часть моносахаридов используется на нужды клеток, а другая их часть поступает в печень, где запасается в виде животного крахмала — гликогена. Ворсинки, сокращаясь, способствуют контакту поверхности слизистой оболочки тонкой кишки с пищевой кашицей (химусом), а также оттоку крови и лимфы, насыщенных питательными веществами.
Из тонкого кишечника химус поступает в толстую кишку. Ее длина примерно 1,5—2 м и диаметр 4—8 см. Слизистая оболочка кишки образует складки полулунной формы, ворсинки отсутствуют. Начальный отдел толстого кишечника — мешковидная слепая кишка с небольшим червеобразным отростком —аппендиксом. При воспалении этого отростка (аппендиците) может создаться угроза для жизни человека. За слепой кишкой следуют ободочная, сигмовидная и прямая кишки. Заканчивается прямая кишка анальным отверстием.
Через слизистую оболочку толстой кишки интенсивно всасывается вода, минеральные соли. Специализированные микроорганизмы кишечника расщепляют целлюлозную клеточную стенку растительной пищи, а также остатки непереваренных белков. В результате гнилостного распада белков образуются ядовитые вещества, которые всасываются через слизистую оболочку толстой кишки в кровь. Кровь, оттекающая от кишечника, по воротной вене поступает в печень, где ядовитые вещества обезвреживаются. Эта функция печени называется барьерной, или защитной. Микроорганизмы кишечника синтезируют витамины К и группы В, подавляют деятельность патогенных бактерий. Образующиеся каловые массы периодически выводятся из организма.
Приложение 1
Пищеварение
1. Как Вы считаете, что такое питание?
2. Из чего состоит пища?
3. Что такое пищеварение?
Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.
Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается физическому и химическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.
Строение пищеварительной системы
Пищеварительная система человека состоит из следующих отделов:
ротовая полость 2. глотка
3. пищевод 4. желудок
тонкий кишечник 6. толстый кишечник
Опыт: Перед вами находятся нарезанные кубики хлеба. Возьмите кусочек хлеба и тщательно разжуйте. Ваши ощущения? Почему так происходит?
Пища в ходе передвижения по желудочно-кишечному тракту подвергается механической и химической обработке.
Каким изменениям подвергается пища на различных этапах пищеварения?